Космос как предчувствие

Космос как предчувствие

У сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) есть фирменное научно-популярное ток-шоу – «Разберём на атомы». Трое учёных выступают с мини-лекциями на одну тему, раскрывая её с точки зрения своих научных интересов. Мы решили сделать журнальный аналог ток-шоу. Во втором выпуске мы обсудим космос.

На пороге постчеловечества: уникальность как необходимость

Рассказывает Евгений Кузнецов, генеральный директор «Орбита Капитал Партнерз», управляющей компании венчурного фонда «Росатома».

Ключевая гонка человечества сейчас идёт в космосе. В ближайшие 30 лет выиграет тот, кто создаст инфраструктуру космической промышленности и обработки данных. Космос – это неограниченный источник ресурсов: бесконечные пространства, полезные ископаемые, возможность реализовать технологии, которые нельзя использовать на Земле. Из наиболее близких перспектив можно обозначить три бизнес-направления. Во-первых, космос становится опорной инфраструктурой многих земных индустрий – связи, навигации, предупреждения ЧС и так далее. На наших глазах орбитальные группировки, решающие эти задачи, вырастут в десятки и сотни раз, и во столько же раз вырастет точность и частота измерений. Если сейчас эти данные доступны избранным, то через несколько лет они станут массово использоваться в повседневной деятельности множества компаний – промышленных, добывающих, транспортных, сельскохозяйственных и т.п. Космическая инфраструктура станет столь же доступной и привычной, как и интернет-сервисы, да и сам интернет будет раздаваться из космоса. Кроме того, специалисты подсчитали, что уже через 10 лет data-центры будут греть атмосферу так же, как вся промышленность. Кроме того, пока data-центры расположены на Земле, они подпадают под юрисдикцию страны, на территории которой они находятся, а это означает, что данные, которые там хранятся, могут быть заблокированы или утеряны. Так почему бы не отправить базы данных в космос?! Тем более что data-центры в космосе – это и космические города, в которых совместно существуют люди, роботы, и технологии, с помощью которых можно эти города создать. То есть освоение даже ближайшего космоса – это решение ряда актуальных проблем: глобального потепления и экологического равновесия, занятости части людей, которых на Земле уже заменили роботы, а также новый технологический скачок, обширные пространства для экспоненциального развития.

Третье перспективное направление – это 3D-печать полых человеческих органов. На Земле это сложно сделать из-за силы тяжести, а вот в невесомости этой проблемы нет, и первый эксперимент завершился успешно: 4 декабря прошлого года космонавт Олег Кононенко напечатал на 3D-биопринтере щитовидную железу мыши, и это первый шаг в будущее, возможность спасти десятки тысяч людей. Однако за космической бизнес-экспансией стоит нечто большее: это и качественно новый этап в развитии человека, большой шаг к новой цивилизации. Уже сейчас доказано, что команды, в которых объединяются искусственный интеллект и человек, работают на 85% эффективнее моносистем – человеческих команд или AI-систем. Освоение космоса, как и создание новых индустрий на Земле, будет происходить смешанными человеко-роботическими системами, в которых человеку будет отводиться другая роль – более творческая и индивидуальная. Наиболее продуктивной и эффективной эта деятельность будет у талантливых и уникальных людей. Уникальность – это главная ценность человека будущего, потому что для роботов и ИИ имеет ценность только уникальный человеческий опыт».

 

Зачем знать свой космический адрес?

Рассказывает Дмитрий Эпштейн, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института теоретической и прикладной механики  Сибирского отделения РАН, руководитель лаборатории астрономии  КЮТ СО РАН, доцент НГПУ, старший преподаватель СУНЦ НГУ (ФМШ).

В школьной программе астрономии не было почти 20 лет, и когда я начал её преподавать в новосибирских школах, я столкнулся с тем, что дети не понимают, зачем она им нужна, и не видят связи с реальной жизнью. Поэтому я начинаю с занятия, на котором мы эту связь находим. Например, большинство школьников считают, что смена времён года связана с расстоянием, на котором Земля находится от Солнца, и так же думают почти 50% населения – это результаты социологических опросов. Лишь немногие называют правильный ответ: времена года на Земле существуют, потому что её ось наклонена. Ещё один интересный вопрос, который мы обсуждаем на уроках: мы в космосе или нет? Практически всегда я получаю ответ: «Да, конечно, ведь Земля движется в космическом пространстве». – «Тогда почему нас всех не называют космонавтами?» – На этот вопрос школьникам ответить уже сложнее, и тогда мы разбираем, что такое космос, с разных точек зрения. Да, безусловно, все мы находимся в космическом пространстве, если мы говорим про астрономический космос. А вот человеческий «космический предел» (его можно назвать антропологическим космосом) составляет всего-то 5,5 километра. Это предельная высота над уровнем моря, выше которой человек не сможет постоянно жить – начнутся проблемы со здоровьем из-за разреженной атмосферы и недостатка кислорода. Граница аэродинамического космоса – 100 километров, метеорологического – 110, МКС летает на высоте 400 километров от Земли, а если говорить о границе атмосферы, то она переходит в межпланетное пространство постепенно, на высоте от 500 до 1000 километров, и простирается до высоты более 10 тысяч километров. Астрономия – это наука о том, что где находится в космосе, а космонавтика отвечает на вопрос, как туда попасть. Мы более 60 лет живём в космической эре. Она началась 4 октября 1957 года, когда был запущен первый в мире искусственный спутник Земли – советский Спутник-1. И поэтому уже пора знать свой космический адрес! Нужно представлять себе, в какой части Вселенной мы находимся и где расположена наша галактика относительно остальных. Я веду астрономический кружок для школьников, потому что хочу, чтобы космические полёты и новые программы исследования космического пространства стали реальностью, а для этого нужно уже сейчас воспитывать людей, которые глядят не под ноги, а на небо!»

 

Космическая психология: шаг за горизонт

Рассказывает Ольга морозова, кандидат психологических наук, доцент  Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых.

То, что психологи в космосе нужны, было понятно ещё в эпоху первых космонавтов. Именно об этом рассказывает книга 1968 года «Психология и космос», написанная врачом и психологом Владимиром Лебедевым в соавторстве с Юрием Гагариным. Там много говорится, например, о психологической подготовке экипажа, о совместимости, об умении действовать в экстремальных ситуациях. Сейчас специалистов по профессии «Космический психолог» готовят в восьми российских вузах, и их задачи – психологическое сопровождение космонавтов, начиная от диагностики кандидатов и подбора состава космических экипажей и заканчивая психологической реабилитацией космонавтов после завершения их карьеры, а также консультирование их семей. Ещё одно направление – это научно-исследовательская деятельность, связанная с адаптацией и поведением человека в космосе, изучением когнитивной, эмоциональной, волевой сфер. Если же говорить о космосе – каким его видело и видит человечество, то это всегда двойственное восприятие. С одной стороны, космос – это греческое слово, и оно противопоставлялось хаосу. Космос – это гармония, пластичное и целостное мироустройство, эстетика; хаос – беспорядок и разрушение. С другой стороны, космос и хаос можно сравнить, например, с понятием тени: хаос – это теневая человеческая сторона, отвергаемые собственные качества, космос – осознанность, упорядоченность, коммуникация, то есть всё то, что человек предъявляет миру. Но космос без хаоса невозможен, потому что из хаоса рождается порядок, и хаос – это источник энергии, которой нужно научиться управлять.

Космос как безграничное пространство – это и источник притяжения, и область страхов. Когда в 1938 году в США стали передавать радиоспектакль по роману Уэллса «Война миров», многие слушатели приняли его за реальные новостные репортажи, и в стране началась паника. Если мы почитаем научную фантастику, то во многих книгах можно найти описание ксенофобии. Одновременно звёздное небо – это один из символов романтики, и космос – это тот самый дальний рубеж, куда устремятся самые отчаянные пассионарии, когда им станет не хватать пространства на Земле. Возможно, одной из важнейших задач космических психологов будущего станет обеспечение коммуникации человечества и других рас, естественной разумной жизни и искусственного интеллекта. Будем надеяться, что мы в процессе эволюции и космической экспансии не разучимся разговаривать друг с другом».