Это самый северный город России – Певек. Местные жители называют его краем романтиков и ромашек. Во-первых, потому что, кроме этих цветов, здесь, на берегу Восточно-Сибирского моря, почти ничего не растет, а во-вторых, только романтики могут по-настоящему любить эти просторы. Плотность населения здесь – менее 0,1 человека на 1 квадратный километр. Автомобильных дорог, ведущих сюда, на Чукотку, просто нет. Добраться до Певека можно только самолетом или на корабле.

1 11

Подробнее...

09 1

Эволюция человечества напрямую связана с развитием технологий. Появление стали, огнестрельное оружие, паровая машина, электричество, двигатель внутреннего сгорания, энергия деления атома – каждое из этих открытий перелистывало очередную страницу мировой истории. Сегодня человечество стоит на пороге нового технологического скачка. Что такое термоядерный синтез, какие возможности заключены в этой технологии и что будет с углеводородами, сжигание которых лежит в основе современной энергетики? Обо всем этом мы поговорили с руководителем российского агентства ИТЭР Анатолием Красильниковым.

Подробнее...

Сотрудники предприятий, ставших пилотными площадками первой волны проекта «Новый дизайн рабочего пространства Росатома», уже оценили обновленные помещения. На подходе вторая волна. Лучшие архитекторы подготовили дизайн-проекты современных рабочих пространств для Русатом Оверсиз, НЗХК, ГХК, ОКБМ «Африкантов», РФЯЦ-ВНИИЭФ, УЭХК, Балаковской АЭС, Альянстрансатома и Техснабэкспорта. Обсуждения каждого проекта проходят в рабочих группах, вместе с руководителями и сотрудниками предприятий. Новое пространство отвечает пожеланиям и требованиям конкретных пользователей.

Ответить на все запросы и предложить правильные решения позволяют базовые принципы проекта. На их основе можно выстроить эффективное рабочее пространство в любых условиях. Каждую проектную идею можно тиражировать на любом предприятии. Универсальность в данном случае означает, что не надо сажать всех на одинаковые стулья, но на одинаково удобные – да.

Чтобы площадки с новым дизайном рабочего пространства вышли за рамки «пилотов» и расширили зону присутствия по всей отрасли, проект приступил к разработке единого корпоративного стандарта архитектурно-планировочных и интерьерных решений. С появлением стандарта у предприятий будет возможность самостоятельно создавать современные пространства: офисы, конференц-залы, лаборатории, производственные цеха, презентационные и коммуникационно-рекреационные помещения. Участие в создании стандарта принимают и сотрудники предприятий. Овладеть необходимыми компетенциями в этой сфере им помогает образовательная программа «Управление рбочим пространством на предприятиях атомной отрасли».

На семинарах и вебинарах, в ходе лекций и мастер-классов профессиональные архитекторы и дизайнеры, эксперты по применению современных технологий и материалов делятся с участниками программы самыми современными наработками в сфере архитектурного планирования и дизайна.

Каждый дизайн-проект отличается множеством нововведений, которые помогают в работе и делают рабочее место комфортным, при этом иногда кажутся совсем неочевидными, настолько органично они вписываются в новые интерьеры. Именно о таких полезных деталях мы и расскажем в нашем материале.

Подробнее...

8 1

Идеальная гармония – это вам не шутка! Если твоя компания – мировой топливный гигант, который не первое десятилетие двигает научно-технический прогресс, то первое, о чём болит голова и днём и ночью, – как в век новых технологий и автоматизации, в виду наступающей четвёртой промышленной революции решить вопрос избыточности людских ресурсов и при этом сохранить профессиональные кадры и социальную стабильность. Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью рассказал президент АО «ТВЭЛ» Юрий Оленин.

Подробнее...

07 3 1

Что такое NucKids? На этот вопрос каждый из участников проекта вам ответит по-своему. Для кого-то NucKids – это семья, для кого-то NucKids – это возможность круто провести лето, для кого-то NucKids – это бесценный опыт работы с профессиональными педагогами. В общем, NucKids – это что-то очень важное, ценное и неповторимое для всех тех, кто хоть раз в жизни встречался с этим невероятным проектом.

В этом году проект Nuclear Kids состоялся в восьмой раз. На этот раз в спектакле решено было задействовать 72 ребёнка из 7 стран мира, включая Россию. О том, чтобы попасть на проект, мечтали. Правда, мечтали. В отличие от 2009 и 2010 годов, когда участники проекта не проходили такой тяжелый отбор и когда толком и не знали, что им предстоит делать, в этом году все ребята прекрасно понимали, куда они едут и какой невероятный труд им предстоит совершить. Но никто не боялся этого. Скорее наоборот – ребята с нетерпением ждали возможности, чтобы погрузиться в работу с головой и сделать поистине крутой, оригинальный мюзикл.

07 3 3

И вот наступает 9 июля – первый день и официальный старт проекта NucKids – 2016. Все ребята прибывают из своих маленьких и закрытых городков в Санкт-Петербург, где на берегу Финского залива находится репетиционная база. В тот же день, сразу после приезда, начинаются внутренние кастинги проекта, где творческая группа тщательно выбирает участников на главные и второстепенные роли. Тут же завязываются новые знакомства: ребятам хватает всего несколько минут, чтобы успеть подружится и понять, что рядом с ними сейчас, пожалуй, самые близкие люди.

В этом году творческая группа проекта претерпела некоторые изменения. Режиссёром стал Павел Сафонов, который с успехом ставит самые различные спектакли в театре им. Вахтангова, а также на других знаменитых московских площадках. Режиссёр всегда – это двигатель творческого процесса, это капитан и рулевой во время постановки спектакля. Поэтому естественно, что когда на проекте меняется режиссёр, меняется и весь репетиционный процесс.

В этом году он, к слову, был очень необычный. За каких-то двадцать с небольшим дней участники проекта NucKids сумели поставить профессиональный, оригинальный, уникальный и просто самый любимый мюзикл. Репетиционный график был расписан буквально поминутно. Благодаря сплоченной работе всей нашей атомной, творческой команды мюзикл был готов в рекордно короткие сроки, причём уже к первой премьере.

Но нельзя сказать, что ребята репетировали 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. График пребывания участников на проекте не был настолько жестким. Ведь даже самые заслуженные артисты периодически отдыхают между прогонами и спектаклями. Так и у наших юных актёров была яркая и запоминающаяся развлекательная программа: экскурсии по Петербургу, возможность побывать на балу XVIII века, конкурсы актерского мастерства, ну и, конечно, поездка в самые модные магазины Северной столицы. В общем, скучать ребятам точно не пришлось.

А сейчас мы подходим к еще одному важному пункту из жизни проекта NucKids-2016 – к первой премьере. Поразительно, но к первому показу в Санкт-Петербурге все было готово ещё за неделю! На нашем проекте никогда такого не было! Постоянно что-то доделывалось, дорабатывалось, доклеивалось в процессе последних прогонов, последних репетиций и первых спектаклей. А в этот раз ребята настолько слаженно работали те три репетиционные недели, что к представлению в Петербурге были готовы на все 100%!

07 3 4

А дальше? А дальше в дорогу! Вот уже не первый год все участники проекта и творческая группа после первой премьеры одной большой семьёй, одним большим скопом отправляются в гастрольный тур. В этом году организаторы подготовили для ребят незабываемое путешествие по атомным городам России. Зеленогорск, Железногорск, Курчатов – именно в этих городах юные артисты показали своим сверстникам, что значит быть частью семьи Nuclear Kids.

Но все же самым главным пунктом в путешествии «атомных» ребят стала Москва. Каждый год мы приезжаем сюда под конец нашего турне, чтобы дать в столице самое яркое, самое зажигательное и незабываемое представление. На этот раз организаторы решили сменить театральную площадку, на которой NucKids – 2016 покажут свои таланты московским зрителям. Ей стала «Геликон-Опера» – недавно открывшийся театр, в котором сейчас идут самые модные, самые дорогие и самые фееричные спектакли.

Увидеть мюзикл «Фантазеры XXI века» хотели очень многие: и родители ребят, и друзья, и работники госкорпорации «Росатом», и именитые актёры. Именно поэтому нашим NucKids’ам пришлось дать три выступления в Москве. Первый показ спектакля состоялся 18 августа. По признанию ребят, да и по собственным впечатлениям было ясно, что Москва очень тепло принимала ребят. После каждого номера, после каждой сцены, после каждой шутки, после каждого сальто Влада Гапона звучали несмолкаемые аплодисменты. Что и говорить, во время финальной песни зал просто взорвался от «атомной» энергии. Для участников проекта это было, пожалуй, самое яркое выступление.

07 3 507 3 6

19 августа у участников проекта NucKids–2016 была последняя возможность сыграть этот спектакль и показать зрителям, на что они способны. Ведь мюзикл живёт всего месяц…а потом о нём остаются лишь яркие воспоминания, диски с прекрасными хитами и дружба, дружба ребят на десятилетия вперёд.

Итак, 10 минут до начала мюзикла. Все артисты уже размяли речевой аппарат, солисты распелись, танцоры размялись. Уже все одеты в костюмы, все накрашены, у всех надет микрофон, у всех заряжен реквизит. В общем, все готовы.

Затаив дыхание, участники проекта ожидают открытия занавеса. И вот мюзикл начался. С первых же музыкальных мотивов зрители вместе с юными артистами погружаются в неповторимую атмосферу спектакля. Следующие два часа пролетают как один миг.

Одна новелла сменяет другую, драма сменяет комедию, разговорные сцены сменяют музыкальные номера. На протяжении всего мюзикла зрители увлеченно следят за действием: где-то смеются, где-то грустят, где-то подпевают. После каждой сцены звучат аплодисменты. А в конце спектакля, после финальной песни, традиционно звучит уже полюбившийся всем гимн NUCKIDS, который на сей раз был вживую исполнен ветеранами проекта Александром Николаевым и Дмитрием Симоновым. После такого незабываемого шоу зал аплодировал стоя!

Многие участники и члены творческой группы под конец спектакля уже просто не могли сдержать эмоций. Слезы сами собой наворачивались на глаза. И взрослых, и детей захватили одна большая, тёплая, добрая, семейная атмосфера Nuclear Kids. Мы все вдруг, в одно мгновение, почувствовали себя единым целым. Не просто одной семьёй, а единым организмом. На сцене была такая бешеная энергетика, что, казалось, мы могли снести ей целый город. Своей непосредственностью, своей добротой, своей искренностью, своим талантом, своими чистыми и неподдельными эмоциями «Атомные дети» просто покорили московский зал. И это главное!

Но все хорошее заканчивается, все равно заканчивается. Так, к сожалению, закончилась и наша история. Она была где-то веселая, где-то грустная, где-то эмоциональная, где-то захватывающая. Но она была, и она была нашей. Сейчас 72 маленьких человечка вернулись к себе домой с ощущением, что это была, пожалуй, лучшая часть их детства. Они вдруг поняли, что нашли себе новый дом и новую семью.

07 3 707 3 8

Что такое NucKids? На этот вопрос каждый из участников проекта вам ответит по-своему. Для кого-то NucKids – это семья, для кого-то NucKids – это возможность круто провести лето, для кого-то NucKids – это бесценный опыт работы с профессиональными педагогами. В общем, NucKids – это что-то очень важное, ценное и неповторимое для всех тех, кто хоть раз в жизни встречался с этим невероятным проектом.

 

«На самом деле у нас очень много работы. Мы и поем, и танцуем, и играем. Все это очень тяжело эмоционально и физически. Но мы рады, что нам предоставили шанс сыграть роли в этом крутом спектакле, поэтому на репетициях мы полностью отдаем себя!»

Илья Корельский, 15 лет, Турция

«Я был очень рад, когда узнал, что мы поедем в турне по городам России. Мне давно хотелось увидеть эти «закрытые» города, эти «секретные» места. Я был очень взволнован, ведь я никогда раньше в таких местах не бывал. И мне там очень понравилось. В каждом городе невероятно красиво. Все эти пейзажи – они просто завораживают. Я даже не думал, что будет настолько круто!»

Фарадж Сид Кайсан, 14 лет, Бангладеш

«Эмоции от премьеры самые яркие! Все ребята очень рады, ведь сегодня мы представили на суд зрителей плоды нашей долгой работы. Двадцать с лишним репетиционных дней вылились в полноценный, оригинальный спектакль. И судя по тому, как нас принимал зал, мы все сделали правильно! Мне кажется, с нашего спектакля зритель ушел счастливы и с большим количеством правильных мыслей и эмоций. И это главное!»

Михаил Лихунов, 17 лет, Ангарск

07 3 2

«Это было феерично! Это было гораздо круче, интереснее и талантливее, чем премьера в Санкт-Петербурге. Обычно про второй спектакль говорят, что он вялый и слабый, потому что артисты не успевают отойти от эйфории после первой премьеры. А сегодня случился просто парадокс какой-то! Ребята прыгнули выше головы, и теперь мне даже страшно представить, что будет дальше. Именно сегодня у меня впервые появилось ощущение, что я хочу туда, хочу играть на сцене вместе с ними!»

Наталья Горбас, педагог по актёрскому мастерству и сценической речи

«Для меня NucKids – это творческая гвардия Росатома. Я знаю, что большинство детей и большинство наших вожатых, которые тоже раньше были участниками проекта, говорят, что NucKids для них – семья. И это здорово! Значит, проект работает, потому что одна из его целей – это создать такую дружескую сеть для детей работников атомной промышленности. Но я все же вернусь к своей формулировке.

NucKids – это подрастающее поколение, которое реализует свои творческие способности благодаря Росатому. И Росатом в дальнейшем в своих различных социальных проектах может на этих ребят как на костяк опираться. И это не мои фантазии, это уже работает!»

Сергей Новиков, директор департамента коммуникаций госкорпорации «Росатом», автор идеи проекта NucKids

 

 

РИТМ-200 – это усовершенствованная интегральная реакторная установка для ледоколов нового поколения класса ЛК-60Я (проект 22220), которую производит Атомэнергомаш. Это двухреакторная установка с реакторами тепловой мощностью 175 мегаватт каждый, что существенно превышает мощность реактора КЛТ, используемого в действующих атомных ледоколах. РИТМ-200 почти в два раза легче и компактнее, дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне, а следовательно – экономически эффективнее. Срок службы РИТМа составляет 40 лет, перезагрузка ядерного топлива происходит раз в 7 лет.

7 07 1

07 1

Беспроводные технологии настолько глубоко проникли во все сферы жизни современного человека, что уже сложно представить, как без них можно обходиться. Роутеры, раздающие Интернет через Wi-Fi, пульты дистанционного управления бытовой техникой, видеокамеры, транслирующие изображение на экран ноутбука, – все это давно стало чем-то привычным и обыденным. Беспроводными устройствами пользуются даже дети, запуская игрушечные машинки и вертолеты. Однако есть сферы, где использование беспроводных технологий только-только начинается, а сам факт их внедрения является поистине революционным. Еще более удивительным может показаться, что это относится и к столь высокотехнологичной отрасли, как атомная. Однако при более глубоком погружении в эту тему становится очевидным, что для такого положения вещей есть свои веские причины. Итак, почему беспроводные технологии почти не используются на АЭС? Как они могут применяться и какие риски повлечет их внедрение?

Подробнее...

08 01

Сегодня на международной арене Росатом является признанным лидером отрасли, вырвавшимся вперед в гонке знаменитой «четверки» атомных гигантов. Какова цена этого успеха?

Подробнее...

1 6

В конце мая Россия стала первым государством в мире, которое вывело на минимально контролируемый уровень мощности инновационный энергоблок Нововоронежской АЭС-2, являющийся первым в мире блоком поколения «3+». 

О своем видении масштаба произошедшего, а также об итогах форума «Атомэкспо» нам рассказал Валерий Лимаренко, руководитель Группы компаний ASE, специалисты которой занимаются проектированием и строительством Нововоронежской АЭС-2.

Подробнее...

После семилетнего простоя и двухлетнего капитального ремонта «Севморпуть» вновь готов отправиться в плавание.

1 6 4

Лихтеровоз «Севморпуть» – уникальное российское судно с атомной силовой установкой – был построен в Керчи в 1988 году, фактически на рубеже эпох, и это во многом предопределило его судьбу. Таких атомоходов должно было быть построено как минимум два. И второй даже успели заложить, однако с распадом Советского Союза все работы по строительству второго судна были прекращены. К началу 90-х годов «Севморпуть» олицетворял собой триумф советской инженерной и конструкторской мысли. Попытки создать подобные транспортники в 60–70-е годы предпринимали и другие державы – Германия, США, Япония, но рентабельность таких проектов была низкой, так как суда не могли взять на борт достаточно грузов. «Севморпуть» превзошёл своих предшественников и по параметрам ядерной безопасности, и по грузоподъёмности, и по оригинальности технических решений. Как атомоход, корабль максимально автономен, и его срок пребывания в море ограничен, по сути, лишь запасами атомный лихтеровоз был создан как судно ледового класса, а значит, мог ходить как в тёплых, так и в холодных морях, и был способен доставлять груз куда угодно. По словам главного конструктора ЦКБ «Балтсудопроект» Андрея Обухова, одной из особенностей данного проекта стала возможность принимать лихтеры, грузы и контейнеры как в трюм судна, так и на верхнюю палубу. Лихтеры – это плавучие контейнеры-баржи, которые выгружаются прямо в воду и затем транспортируются к местам разгрузки, что позволяет доставлять их на место даже в условиях необорудованного побережья. В целом использование лихтеров себя не оправдало – подводила их герметичность. Поэтому сегодня лихтеров практически нет на флоте. Однако конструкция «Севморпути» позволяет загружать его обычными грузовыми контейнерами, которых атомоход способен взять на борт 1400 штук.

Для этого на лихтеровозе установили подъёмный кран грузоподъёмностью 500 тонн. Даже сейчас, почти 30 лет спустя, это что называется «с запасом». Кран специально заказывали в Финляндии, после недавней переборки он прекрасно работает и, по словам специалистов, прослужит еще очень долго.

Второй шанс

Трудно поверить, но в жизни этого атомохода-гиганта был период, который не сулил ничего хорошего. Семь лет «Севморпуть» стоял у причала без дела, причём ежегодно на его содержание уходили десятки миллионов рублей. И, в конце концов, это уникальное судно было исключено из книги бортовых судов. Причины такого бездействия экономические – «Севморпуть» лишился своих заказов. Коммерческие компании, чьи грузы перевозил атомоход, предпочли использовать собственный дизельный флот. В 2013 году судьба «Севморпути» была предрешена. Атомный реактор подлежал окончательной остановке, надстройки должны были разобрать, а корпус распилить и отправить на вторсырье. Подготовительные работы к утилизации лихтеровоза уже начались. Но фактически в последний момент руководством Росатома было принято решение подарить судну второй шанс.

Все эти семь лет экипаж судна надеялся, что атомоход будет восстановлен. «Мы верили, что «Севморпуть» будет вновь востребован, и поддерживали его в хорошем техническом состоянии», – говорит главный инженер-механик корабля Александр Дубовец. Впрочем, семь лет простоя не прошли для лихтеровоза даром и ремонтные работы по приведению его в рабочее состояние длились ещё два года. Было необходимо проверить состояние всех систем и механизмов и затем предъявить результаты морскому регистру. За годы простоя судно потеряло свой класс, и сейчас после проведённого ремонта этот класс вновь восстановлен. «Нам пришлось на 9 месяцев сосредоточиться на «Севморпути» и заниматься практически только этим судном», – рассказывает первый заместитель генерального директора ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка. – Хоть судно и тяжёлое с точки зрения экономики восстановления, но экономика его эксплуатации процентов на 20 эффективнее, чем у судов с дизельным двигателем», – уверен замгендиректора.

1 6 5

Рабочая лошадка

На «Севморпути» в отличие от линейных атомных ледоколов не две, а одна атомная установка КЛТ-40, мощностью 38,5 МВт, спроектированная на ОКБМ им. Африкантова.

За время эксплуатации судна её перезаряжали лишь однажды. Сегодня ресурс установки продлён ещё на 50 тысяч часов и, по оценкам специалистов, до необходимости следующего продления её ресурса пройдёт ещё 7–8 лет. По словам главного конструктора ОКБМ им. Африкантова Юрия Фадеева, установки этого типа используются на всех действующих гражданских судах. «Это такая «рабочая лошадка», и лошадка очень хорошая, многократно перекрывшая все ресурсы, которые были в неё заложены», –хвалит установку конструктор.

Сегодня ядро российского атомного флота составляют линейные ледоколы 2-го атомного поколения. Головной атомоход «Арктика», некогда называвшийся «Леонид Брежнев», проработавший с 1975 по 2008 год, также имел силовые установки типа КЛТ-40. При заложенном ресурсе в 60 тысяч часов реакторы на «Арктике» после необходимых процедур проработали свыше 180 тысяч часов! И это ещё не предел. На действующих ледоколах, таких как «Ямал», «50 лет Победы», а также на мелкосидящих атомных ледоколах «Таймыр» и «Вайгач», обоснованно планируется продлевать ресурс установки до 200 и даже до 225 тысяч часов. Два реактора КЛТ-40 установлены и на плавучую атомную станцию «Академик Ломоносов», строительство которой завершается на Балтийском заводе. Кстати, там же в июне месяце спустят на воду новую «Арктику» – двухосадочный ледокол третьего поколения. На этом судне будет установлен новейший реактор интегрального типа Ритм-200. Благодаря своей конструкции эта установка легче, занимает меньше места и более выгодна с экономической точки зрения.

Атомоход-гигант

Среди российских судов ледового класса «Севморпуть» занимает особое место. Он в первую очередь отличается своими габаритами – длина корабля составляет 260 метров. Для сравнения – крупнейший в мире атомный ледокол «50 лет Победы» на 100 метров короче. Габариты «Севморпути» – его неоспоримое преимущество. За один рейс судно способно перевести столько же контейнеров, что и 2–3 дизельных сухогруза. При этом никаких выбросов в окружающую среду. К тому же ледокольный нос судна позволяет преодолевать льды более метра толщиной. Этой способностью нередко пользовались экипажи настоящих ледоколов. «Севморпуть» шире обычного ледокола на три метра, и, как следствие, после его прохода остаётся более широкая полынья, благодаря чему ледоколам не нужно обновлять судоходный канал. «Севморпуть» не потерял своих качеств, что продемонстрировали ходовые испытания, завершившиеся в начале декабря прошлого года. Атомоход эксплуатировался на разных мощностях, проверялись работы всех систем, включая резервные. Отлично сработал экипаж, на 70 % прежний. «Корабль отлично показал себя на ходовых испытаниях, экипаж отработал все режимы на «5», – констатирует капитан судна Фарид Габбасов.

В девяностые «Севморпуть» бороздил просторы морей и океанов. Был в арктических и тропических широтах, совершал рейсы вокруг Африки, заходил во Вьетнам и Индонезию. Но последние коммерческие рейсы с 2001 по 2006 год «Севморпуть» совершал только из Мурманска в Дудинку в устье Енисея. Сегодня «Севморпуть» готовится к своему первому коммерческому рейсу. И по иронии судьбы, спустя 10 лет его снова ждут в Дудинке. Но теперь этот порт не единственное место назначения корабля. Рейсы атомохода расписаны как минимум на полгода вперёд.

1 6 6

Специалисты считают, что в нынешних экономических условиях «Севморпуть» может быть востребован как никогда. Корабль будет использоваться для доставки грузов на месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле, а также на северном морском пути от Мурманска до Владивостока, где лихтеровоз сможет продемонстрировать свои технические возможности и экономический потенциал. Для того чтобы такие суда были рентабельны, необходима полная загрузка. Сегодня, когда Россия заново открывает для себя Арктику, когда в Арктическом регионе разрабатываются новые месторождения, возрождаются заброшенные научные и военные базы, «Севморпуть» становится весьма востребованным. Участие в обеспечении северного завоза, перевозке экспорта и импорта в Азиатско-Тихоокеанский регион и обратно – вот лишь немногие задачи, которые способен выполнить атомный лихтеровоз. За время своей эксплуатации «Севморпуть» прошёл более трехсот тысяч миль и перевёз более 1,5 миллиона тонн грузов. Теперь впереди у этого уникального судна как минимум столько же свершений, если не больше.

Подкатегории

© Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», ООО «НВМ-пресс», Вестник Атомпрома