Энергетический старт

Энергетический старт

Интервью директора ОАО «НИАЭП» — управляющей организации ЗАО «Атомстройэкспорт» (ЗАО «АСЭ») Валерия Лимаренко

Валерий Игоревич, 18 июля 2012 года подписан генконтракт на сооружение Белорусской АЭС. Контрактом предусматривается ввод в промышленную эксплуатацию первого блока в ноябре 2018 года, второго – в июле 2020-го. Не слишком ли это сжатые сроки? 

График сооружения Белорусской АЭС определен российско-белорусскими соглашениями, и мы его четко выдерживаем. По этому графику энергопуск первого энергоблока станции действительно запланирован на 30 ноября 2018 года, а второго блока – спустя 18 месяцев. Сроки сжатые, но реальные. Мы ставим целью сооружение блока за 60 месяцев, считая от «первого бетона». На Белорусской станции «первый бетон», то есть начало бетонирования фундаментной плиты, запланировано на октябрь 2013 года. Дальше прибавляйте те самые 60 месяцев. 

 

НИАЭП приступил к активной фазе строительства АЭС, а можно несколько слов о самой площадке? 

Площадка сооружения Белорусской АЭС находится в 18 километрах от Островца, что в Гродненской области. Островец, кстати, статус города получил лишь в апреле. Это уютный, чистый, как вся Белоруссия, городок. Там нам искренне рады, потому что это самый крупный инвестиционный проект и импульс к развитию, ведь сооружение АЭС – это новые рабочие места, причем не только на стройке, но и в школах, детсадах, кафе, столовых, парикмахерских, магазинах. Известно же, что одно рабочее место в нашей отрасли создает еще с десяток в инфраструктуре. И если сейчас в Островце около 9 тысяч жителей, то лет через пять население как минимум удвоится. 

 

 

Белорусская АЭС – крупнейший российско- белорусский проект после распада СССР. Он будет финансироваться за счет кредита на 10 млрд долларов, который предоставит Россия. Первый энергоблок будет завершен в 2017 году, второй – к 2019 году, а в 2020 году станция будет сдана в эксплуатацию. Ее мощность составит 2,4 Гвт. 

 

Можно немного подробнее об основных этапах строительства в ближайшее время? 

Сейчас на площадке активно развернуты работы в рамках подготовительного периода, задействовано более двухсот единиц строительной техники. 31 мая начались работы на котловане первого энергоблока: торжественно, с брызгами шампанского, был извлечен первый ковш земли, а всего надо будет переместить 700 тысяч кубометров грунта. Представить масштабность этого объекта довольно сложно, поэтому одна цифра: глубина котлована – 13 метров, с пятиэтажный дом! После окончания земляных работ по котловану начнутся работы по устройству пластового дренажа, который одновременно является защитой от промерзания основания котлована, их планируется завершить до 1 ноября. 

На площадке и где необходимо вне ее прокладываются основные коммуникации: сети водо- и теплоснабжения, ливневой, бытовой, промышленной канализации, газопровод с котельной. Железнодорожные пути уже есть. Строятся административные здания – генподрядчика (это мы, НИАЭП – АСЭ, в этом проекте мы еще и генпроектировщик) и заказчика (это ГУ «Дирекция строительства атомной электростанции»), две столовые – на 160 и 500 человек. 

 

 

18 июля 2012 был подписан генеральный контракт на сооружение Белорусской АЭС. На фотографии: председатель правительства России Дмитрий Медведев (слева) во время встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко 

 

А сколько человек сейчас работает на площадке? 

Сейчас на стройке трудится более 700 человек, всех надо кормить, а через год численность персонала вырастет почти втрое! Я перечислил отнюдь не все объекты, которые запланированы к сдаче в текущем . Их 14, а всего работы ведутся на 62 объектах. Так что на площадке жизнь бьет ключом, и это не преувеличение.

 

 

Как выстраивается работа с белорусской стороной? Ведь у них нет опыта по сооружению атомных объектов?

У нас очень опытный руководитель стройки – мой заместитель Юрий Алексеевич Пустовой, профессиональный строитель — атомщик, работавший на «Атоммаше», вместе с нами трудившийся на сооружении четвертого энергоблока Калининской АЭС. Контакт с заказчиком у него хороший, деловой. В целом же руководство Республики Беларусь уделяет этому проекту постоянное внимание. Достаточно сказать, что в заседаниях штаба по сооружению станции практически всегда участвует первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Ильич Семашко. Был он и в нашем центральном офисе в Нижнем Новгороде, видел наши инновационные разработки – то, что мы называем Multi-D технологией. Ростовскую площадку, где наша компания сооружает третий и четвертый энергоблоки, посещал министр архитектуры и строительства Беларуси Александр Ничкасов. 

 

 

Насколько возможна локализация производства?

Наша принципиальная позиция – более 50% всего объема работ в строительстве выполняют белорусские подрядчики. К исполнителям работ подготовительного периода каких-то особых, повышенных требований не предъявляется, поэтому сейчас на площадке трудятся, в основном, местные строители. А вот на следующих этапах сооружения требования становятся жестче, у подрядчиков должны быть референции, опыт работы на объектах атомной энергетики. 

Мы приглашаем белорусские строительно-монтажные организации (СМО) принять участие в сооружении российских объектов – Ростовской и Балтийской АЭС. Это хорошая возможность приобрести необходимый опыт и в дальнейшем реализовать его на строительстве Белорусской АЭС.

К слову, руководители белорусских СМО тоже посещали ростовскую площадку, посмотрели, что такое наша стройка, были они у нас в Нижнем в июне на форуме по Multi-D технологиям. Вывод – братские народы работают вместе, взаимопонимание полное! 

 

Какие субработы можно передать белорусским промышленным предприятиям? 

Что касается белорусских промышленных предприятий – поставщиков оборудования, какие-то уже зарегистрированы в едином отраслевом электронном каталоге, то есть уже предлагают свою продукцию. Мы заинтересованы в более активном их участии в этом проекте и будем оказывать возможное содействие. 

 

Как вы считаете, подготовлено ли общественное мнение белорусского народа к возведению первой АЭС в стране? Будут ли протесты?

Скажу так: наша задача – проектировать и сооружать качественно, что на «атомном языке» означает, прежде всего, «безопасно». И мы выполняем именно эту задачу. 

 

Ирина Панченко 

для «Вестника АТОМПРОМа»