Синергия защиты и вовлеченности

Синергия защиты и вовлеченности

Социальная политика предполагает защиту здоровья и жизни человека, его материального благополучия. В этом смысле страхование – важное направление данной сферы деятельности ГК «Росатом». И конечно, наиболее эффективным инструментом социальной политики в атомной отрасли является дополнительное медицинское страхование (ДМС). Ведь именно оно позволяет обслуживать работников более качественно и гораздо эффективнее. О конкретных преимуществах ДМС перед обязательным медицинским страхованием и особенностях его реализации в госкорпорации нам рассказала заместитель генерального директора компании «Атомный страховой брокер» (АСБ) Ольга Степеннова.

Ольга Михайловна, что такое личное страхование и какова роль АСБ в организации такого вида страхования?

Личное страхование – это совокупность видов страхования, где в качестве объекта страхования выступает имущественный интерес страхователя, связанный с жизнью, здоровьем, событиями в жизни отдельного человека. А вот корпоративное личное страхование – это дополнительная льгота, которой ответственный работодатель обеспечивает работников для сохранения и укрепления здоровья и профессионального долголетия. Механизм реализации в этом контексте – это договоры добровольного медицинского страхования и страхования от несчастных случаев и болезней (ДМС и НСиБ). От подготовки к выбору квалифицированных поставщиков услуг страхования для отрасли до заключения договора ДМС для нужд конкретного предприятия проходит около двух лет. Стоимость годовой программы страхования для каждого грейда работников фиксируется на последующие два года. Таким образом, в 2017 году закладываются критерии оценки потенциальных поставщиков услуг страхования, базовые программы ДМС для различных грейдов работников и их единичные стоимости, конкретные формулировки договоров страхования и показатели эффективности исполнения договоров, которые будут действовать в 2019–2020 годах, в том числе в условиях иностранных юрисдикций. И всё это на фоне быстро меняющейся политической и экономической ситуации, особенностей развития рынка услуг страхования и финансового рынка в целом, рынка платных медицинских услуг и системы здравоохранения.

Согласитесь, необходимо иметь особые компетенции, глубокие и актуальные знания в нескольких предметных областях, чтобы добиться синергии при разработке подходов, прорабатывании деталей, адаптировании под ситуацию, анализе результатов и формулировании предложений по совершенствованию программ и условий с тем, чтобы каждый последующий договор страхования удовлетворял нужды и был эффективен для сторон. Вот в этом и состоит основная роль АСБ, специализированной организации, призванной содействовать госкорпорации и предприятиям отрасли в обеспечении качественной и эффективной страховой защиты имущественных интересов страхователя и повышения вовлечённости застрахованных работников. Важно также, что в этой своей роли АСБ содействует гармонизации отношений сторон, что также повышает качество исполнения договора страхования, эффективность и удовлетворённость.

9 2 9 3

Как вы оцениваете отраслевые подходы к ДМС в сравнении с рыночными практиками?

Росатом всегда на шаг впереди. Это касается и отраслевых подходов к ДМС. Дополнительные льготы, которые обеспечиваются ДМС, способствуют привлечению и удержанию работников, сохранению и укреплению здоровья, повышению лояльности и вовлечённости, являются действительно лучшими на рынке и перенимаются другими.

При этом, благодаря особой системе отбора поставщиков услуг, базовые программы ДМС не только самые широкие и качественные по страховому покрытию, но и обходятся существенно дешевле аналогов. Программы страхования включают базовый перечень видов медицинской помощи, отдельные виды высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), реабилитационно-восстановительное лечение (РВЛ), экстренную помощь на всей территории РФ. При наличии потребности и бюджетных условий формируются индивидуальные программы. Если в последние пару лет регулирование цены в других отраслях происходило за счёт сокращения покрытия, в том числе исключения стоматологии, снижения количества застрахованных работников, перехода на более дешёвые лечебные учреждения и тому подобное, то концептуальные подходы и последовательная политика атомной отрасли позволила в действующие программы ДМС внести ряд дополнений и уточнений по объёму услуг. Так, базовый перечень медицинских организаций для Москвы расширен минимум на 3–4 медицинские организации для каждой программы, в том числе с широкой сетью клиник. Перечень региональных медицинских организаций на текущий и будущий годы увеличен более чем на 800 единиц и включает в себя около 2500 медицинских организаций на всех территориях присутствия организаций отрасли. При этом понятия не подменяются, и льгота остаётся для работников льготой, обеспечивающей к тому же и защиту.

Каким, на ваш взгляд, будет вектор в развитии системы ДМС в ближайшие годы?

Главным вопросом при заключении договора ДМС остаётся цена, которая напрямую зависит от рынка платных медицинских услуг, развитие которого определяется многими факторами, в том числе традиционно неравномерным территориальным развитием сетевых частных клиник (70% в ЦФО), ростом въездного медицинского туризма, изменениями в системе ОМС и так далее. Корпоративный ДМС стабильно востребован, однако спрос увеличиваться не будет, рост рынка на 5–7% будет происходить за счёт роста тарифов, хотя стоимость полиса будет расти на 10–12% ежегодно – уровень медицинской инфляции. Для сокращения этого разрыва страховщики будут всё активнее использовать индивидуально-групповой андерайтинг – персонификацию (грейдирование) в рамках одного договора по заранее определённым критериям. В свою очередь, работодатели будут всё более заинтересованы заключать долгосрочные договоры (на 2–3 года) как инструмент фиксирования цены. Консолидация сегмента корпоративного ДМС будет усиливаться: за счёт сокращения количества страховщиков, занимающихся ДМС (за 5 лет на 35%) и усилением разрыва между первой десяткой страховщиков ДМС и остальными как в части предлагаемых программ, так и по уровню клиентского сервиса, в том числе ИТ-сопровождению (на сегодня 97% рынка ДМС приходится на 30 крупнейших страховщиков, для шести из которых ДМС – основной вид деятельности).

Более серьезное отношение к своему здоровью, своего рода мода на ЗОЖ, растущее доверие к отзывам в сети Интернет, которые все чаще оценивают конкретного специалиста, а не клинику в целом, будут менять структуру и форму потребления медицинских и страховых услуг. Изменение спроса будет способствовать развитию и расширению линейки сервисных предложений с технологической составляющей.