Принесенные ветром
Росатом выходит на рынок ветроэнергетики. По оценкам экспертов Росатома, к 2024 году его объём может составить 3,6 гВт, годовой оборот – 1,6 млрд долларов США. Это гарантирует спрос на производство ветроустановок и целых ветропарков, необходимой инфраструктуры для них и услуг технической поддержки. Всё вместе это оценивается уже в 6,3 млрд долларов.
Росатом, являющийся ключевым отечественным производителем не создающей выбросов парниковых газов энергии, обладает всеми ресурсами и компетенциями, чтобы занять значительную долю этого нового для компании рынка.
В 2016 году дочерняя компания Росатома АО «ВетроОГК» победила в конкурсном отборе проектов по возобновляемой энергетике, а в конце 2016 года Росатом выбрал технологического партнёра по направлению «Ветроэнергетика». Им стала голландская компания Lagerwey, имеющая 40-летний опыт работы на международном рынке. Lagerwey готова совместно с АО «ВетроОГК» выполнить требования по локализации производства в объёме более 65%.
Перенимать опыт российские специалисты планируют у страны, где ветер – один из основных источников энергии. Это Нидерланды. Даже поезда здесь помогает двигать сила ветра. Хэнк Лагервей называет себя «Унесённый ветром». Основатель одной из старейших в мире компаний по производству ветрогенераторов с гордостью показывает свои перспективные мультимегаваттные установки с прямым приводом: самые эффективные, компактные и современные на сегодняшний день. По его словам, «это началось 45 лет назад. Над Нидерландами пронёсся сильный шторм, он повалил много деревьев. А мне тогда было 18 лет, и я подумал в тот самый момент – как же на самом деле силён ветер! Надо использовать эту силу! Однако в то время эта технология была почти никому не известна. Тогда я собрал свой собственный маленький ветрогенератор и произвёл свой первый киловатт».
Теперь ветрогенераторы, на которых стоит его фамилия, работают в Индии, Финляндии, Бельгии и многих других странах. А представить себе, что именно его разработки заинтересуют российских атомщиков, он, конечно, не мог. Хотя, разумеется, надеялся на то, что его технология будет работать по всему миру.
По мнению Лагервея, «энергия солнца и энергия ветра – то, что всегда вокруг нас. И этим нужно пользоваться. Зимой у нас больше ветра. А летом – солнца. Эти два вида энергии отлично работают и дополняют друг друга».
И вот теперь Россия – полноправный игрок на рынке ветроэнергетики. На ведущей профильной выставке Европы представили совместную российско-голландскую компанию Red Wind, которая будет заниматься развитием ветроэнергетики в России, а в перспективе и в других странах мира.
По словам генерального директора Red Wind Эмина Аскерова, «рынок ветроэнергетики в ближайшие 20 лет во всём мире будет ведущим рынком в энергетическом оборудовании вообще. Получив необходимый опыт, мы планируем выходить на зарубежные рынки». Не забудьте прибавить к этому 11 гигаватт энергии каждый год! Мощности европейской ветроэнергетики в последние десятилетия растут рекордными темпами. В ближайшие 10–15 лет эксперты прогнозируют удвоение вклада ветроэнергетики в ВВП Европы и 100-процентный рост числа рабочих мест.
Детали-исполины
Завод в голландском городке Барневельд способен выпускать до восьми ветрогенераторов в месяц. У компании Lagerwey уже почти полувековой опыт в производстве такого оборудования. И как раз перенимать этот опыт намерены специалисты Росатома. Огромные, до 70 метров лопасти, колонны, генераторы и другие необходимые комплектующие для 60 первых ветроустановок голландские специалисты намерены поставить в Россию в ближайшие месяцы. Параллельно будет идти обучение персонала и создание производства непосредственно на территории нашей страны.
Директор по лицензированию и совместным бизнесам Lagerwey Шурд Сибург Шордсма рассказывает: «Росатом будет нашим первым международным партнёром. До этого мы производили и продавали оборудование в Евросоюзе. Но теперь мы продвигаем нашу обновлённую технологию за его пределы. Однако не лишним будет вспомнить, что много лет назад Голландия экспортировала в Россию технологию ветряных мельниц. Так что теперь история повторяется!
Господин Шордсма уже не раз бывал в России. Рассказывает, что в России ему очень многое понравилось, но особенно впечатлили цеха Атоммаша. Это уникальное производство находится в Волгодонске. Здесь могут производить такие исполинские детали, как, к примеру, парогенератор или корпус реактора атомной станции. Цеха этого завода настолько огромные, что работники передвигаются по нему на велосипедах. Кстати, любимом транспорте голландцев. И именно здесь, на Атоммаше, уже в середине следующего года решено открыть основное производство ветрогенераторов в России. По словам Эмина Аскерова, «в Волгодонске будет проходить сборка гондолы, сборка ступицы и сборка генератора – это самые основные критические компоненты. Волгодонск находится достаточно близко от площадок, где мы планируем строить ветропарки, соответственно, с точки зрения логистики будет удобно оттуда возить».
Сверхпрочный чугун
Производить ключевые детали особой прочности для российских ветряков будут в Карелии, в Петрозаводске. Там находится единственное предприятие в России, где могут в таких объёмах отливать изделия из высокопрочного чугуна. К тому же, опыт производства комплектующих для ветрогенераторов у «Петрозаводскмаша» уже есть. По словам директора предприятия Вадима Тряпичкина, «это отливка хаба ветрогенератора и ступицы ветрогенератора. Это такая деталь, к которой крепятся лопасти, её диаметр – 2,5 метра. Три лопасти на ветрогенераторе крепятся к хабу и передают усилия ветра на генератор».
Первый опытный образец в Петрозаводске планируют отлить к лету. А затем планы амбициозные: более ста комплектов ежегодно. При этом, как рассказал Вадим Тряпичкин, «существуют очень высокие требования к материалу. Сначала готовится обычный чугун, потом он модифицируется, и потом это всё заливается в форму. Очень жёсткий диапазон температур: при 1320–1340 градусах должна произойти заливка. Затем форма проходит этап кристаллизации и охлаждения».
Сверхпрочный чугун в среднем примерно в три раза прочнее и эластичнее обычного. Но отлить такой материал непросто: чуть нарушили технологию – получили серый чугун, который проектных нагрузок не выдержит, он хрупкий и быстро трескается. А требования у европейских специалистов очень высокие. Полученный сплав будут анализировать даже под микроскопом. Нужная структура очень похожа на булочку с изюмом, только вместо изюма здесь – шарики графита в стальной матрице. Светлана Акулова, инженер-металловед центральной лаборатории «Петрозаводскмаш», занимается подсчётом этих самых шариков графита ежедневно. Стандарт строгий: они должны занимать 80% в общей площади. Удивительно, но голландские стандарты карельских производителей совсем не пугают.Петрозаводские литейщики уже имели дело с гораздо более сложными проектами из сверхпрочного чугуна, в том числе и для российской атомной индустрии.
Кстати, «Петрозаводскмаш» ещё и единственное в России предпри- ятие, где могут производить такие специальные литые контейнеры для транспортировки опасных радиоактивных грузов, например отработавшего ядерного топлива или отходов. Вмятины и царапины сверху контейнера – это следы испытаний на прочность, через которые он проходил. Ведь заморозить до минус 60 градусов и бросить с высоты в несколько метров – так детали для ветряков нигде в мире, конечно, не испытывают. Но когда речь идёт о радиационной безопасности, производители готовы пойти на многое. Причём не церемонились ни с чем: швыряли и маленькую десятитонную модель, и огромный, более 100 тонн, транпортировочный контейнер. При этом на заводе признаются, что и сами не ожидали от них такой стойкости.
Как рассказывает Вадим Тряпичкин, «сначала было страшно, мы не хотели приглашать инспектирующие органы, боялись, что он будет деформирован или вообще расколется, но на самом деле подтвердились все расчётные характеристики, и ничего не произошло. Видим, что у него только внешняя оболочка повредилась, и то слегка. А в целом имитаторы топлива, которые были внутри, остались невредимыми».
Вот примерно из такого же материала будут производить и детали для ветрогенераторов с пометкой «Сделано в России». Практически полностью локализовать производство планируется уже через 5 лет. Территории для первых ветропарков Росатома уже определены: они развернутся на юге среди виноградников и рисовых полей в Республике Адыгея и в Краснодарском крае. До 2022 года планируется выпустить почти 400 ветроустановок.
Как ранее заявлял генеральный директор Росатома Алексей Лихачёв, «610 мегаватт – это первый наш заказ, Адыгея, Краснодарский край, два мощных ветропарка. Для нас это небольшая мощность, она заметно меньше одного блока. Но мы считаем, что, получив эту референцию, эту практику, мы всерьёз выйдем на мировой рынок ветроэнергетики. Здесь непочатый край работы. Есть два неоценимых качества для её применения на долгие-долгие годы вперёд: во-первых, это стабильность генерации и абсолютная предсказуемость цены».
Для того чтобы подтвердить предварительные измерения и точно рассчитать все параметры будущего ветропарка, на его площадке сейчас возводят 100-метровые металлические мачты. Специалисты уже провели предварительную проверку ветропотенциала площадки. Среднегодовая скорость ветра на высоте 100 метров составляет 7–8 метров в секунду, что, в свою очередь, достаточно для строительства ветроэлектрической станции. Данный комплекс представляет из себя конструкцию высотой 100 метров, на четырёх уровнях которой будет установлено оборудование для измерения параметров ветра. В течение года будет вестись непрерывное измерение, и, исходя из полученных данных, будет выполнен расчёт энергетических характеристик проектируемых ветроэлектростанций.
Тимрюкский район, пожалуй, самое ветреное место на берегу Азовского моря. Так что не случайно именно здесь планируют построить один из первых ветропарков в России. Его ориентировочная стоимость около 8 млрд рублей, а ежегодный оборот этой новой для России отрасли уже в ближайшие годы будет составлять сотни миллиардов рублей.