Город от ума

Город от ума

Как появляются «умные» города Росатома и какова роль инновационных бизнесов госкорпорации в цифровизации городских территорий?

Ксения Анатольевна, что представляет собой сегодня рынок «умных» городов в России и за рубежом? В чём особенности, сходства и отличия?
По оценкам экспертов, объём мирового рынка технологий «умного» города в 2017 году составлял более 400 млрд долларов США, к 2020 году он вырастет до 1,5 трлн долларов США, а в мире будет более 600 «умных» городов. Курс на цифровизацию, в том числе не только городов, но и регионов, взят и в нашей стране. В 2017 году была принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации», предусматривающая ряд мероприятий по развитию «умных» городов. Новое направление быстро развивается, привлекая технологических вендоров, IT-разработчиков, изготовителей цифрового оборудования, развивается и само понимание, что такое «умный» город.

Впервые эта концепция появилась 15-20 лет назад и в основном была направлена на развитие
технологий и инфраструктуры города – в это время начали производиться «умные» датчики, строиться дата-центры, формировались автоматизированные сети. Сейчас концепция «умного» города существенно меняется. Основное внимание уделяется не столько технологиям, сколько тому, как они улучшают качество жизни и как решают стратегические проблемы конкретного города. Увеличивается роль горожан, они вовлекаются в процессы управления и развития, определяют повестку городских изменений.

Именно такое видение «умного» города в Росатоме. Мы считаем, что главная ценность – это человек, и город можно назвать «умным» только в результате вовлечения в процесс его развития и администрации, и бизнеса, и самих жителей, а не внедрения энного количества цифровых гаджетов.

«Русатом – Инфраструктурные решения» – отраслевой интегратор по проекту цифровизации городов «Умный город». Какие решения предлагает компания?
У нас есть собственное разработанное и опробованное решение: базовая платформа «Умный город Росатома». Она уже реализована в городе Сарове Нижегородской области. Это целиком российская разработка, которая даёт возможность приступить к созданию «умного» города на базе уже существующей инфраструктуры и за счёт этого быстро выйти на новый уровень взаимодействия муниципалитета, жителей и бизнеса практически во всех сферах жизни города.

А какие именно решения уже реализованы в Сарове?
На базе этого пилотного проекта, например, мы используем анализ больших данных и строим модели по оптимизации движения городского транспорта и по оперативному автоматическому реагированию на аварии ресурсоснабжения. Саровчане онлайн подают заявку о возникшей городской проблеме и в режиме реального времени отслеживают её решение и статус, а администрация города реагирует на их запросы намного оперативнее, минуя ряд бюрократических процедур. Платформа работает и как информационный ресурс: горожане могут посмотреть, кто из депутатов отвечает за ту или иную территорию, где находится ближайший опорный пункт полиции и кто участковый, получить информацию о врачах и записаться на приём.

Еще больше сервисов существует для администрации города. Это мониторинг электропитания зданий, диспетчеризация лифтов, контроль движения служебного транспорта, получение информации о муниципальной собственности (земельных участках, зданиях, муниципальных предприятиях) и другие. Всего сейчас в Сарове действует 22 информационных слоя, продукт всё время развивается.

В чём особенность, уникальность «умного» города Росатома, в отличие от других «умных» городов?
Уникальность нашего продукта – в его ёмкости и простоте: базовая платформа использует в основном уже существующие в городе данные информационных систем, поэтому для начала реализации сервисов платформы не требуется строить и расширять инфраструктуру по генерации и передаче данных. Мы знаем, какую информацию можем получать с имеющейся в городе инфраструктуры, как организовать обмен информацией. Платформа может интегрироваться со всеми наработками, которые уже проведены в городе, или с теми сервисами, которые город планирует развивать в будущем.

Продукт интегрирует разносторонние данные, обеспечивает визуализацию и электронные каналы связи жителей с администрацией города. Это не коробочное решение, а цифровой сервис, ориентированный на заказчика. Да, если говорить о стартовой фазе, то у нас есть набор стандартных слоёв и модулей, что мы и называем Базовой платформой. Но с точки зрения итогового результата это всегда будет индивидуальное решение, учитывающее потребности конкретного муниципалитета, специфику инфраструктуры и особенности территории.

Какие отраслевые разработки уже используются, какие ещё планируете внедрить?
В атомной отрасли есть много решений, которые можно интегрировать в «умный» город (цифровое строительство, разработки по цифровизации работы муниципалитета, геоинформационные системы, телемедицина и др.). Из отраслевых разработок, которые сейчас интегрируются, отмечу систему жизненного цикла «Цифровое предприятие» для цифровизации
муниципалитета и муниципальных предприятий, разработанную РФЯЦ-ВНИИЭФ; программный комплекс «БЕРКУТ – мониторинг транспорта»; автоматизированную систему производственно-экологического мониторинга ООО «НПО «Центротех», систему 3D-моделирования для управления проектированием, строительством, эксплуатацией городской и инженерной инфраструктурой Multi-D City от АО ИК «АСЭ». Часть отраслевых продуктов уже готова к продаже, часть еще только в формате проекта, то есть требуется создание промышленного образца, тестирование. С проектами мы тоже работаем, помогаем довести их до продукта, готового для потребителя.

Многие города госкорпорации закрыты, не угрожает ли концепция «умного» города их безопасности? Ведь открытость и доступность информации может сыграть здесь отрицательную роль. Как решаются проблемы безопасности в данном случае?
При разработке и внедрении базовой платформы мы используем все последние наработки и стандарты в области шифрования данных. При работе со служебными данными доступ к системе обеспечивается с помощью программных и аппаратных средств защиты, использование которых согласовано с соответствующими органами безопасности РФ.

Требуются ли какие-то особые условия, чтобы запустить процесс создания «умного» города?
Я скажу так: «умный» город начинается с воли его главы. Если есть твёрдое решение администрации, то проект идёт, находятся пути реализации. А дальше следует работа с проектной командой – анализ потребностей муниципалитета и жителей, анализ существующей инфраструктуры, внедрение базовой платформы.

Приступая к внедрению «умного» города, как правильно распределить усилия и инвестиции?
Начинать нужно в первую очередь со сбора, анализа и использования цифровых сигналов с уже действующей городской инфраструктуры. Это уже на первом этапе позволит оптимизировать процессы и даст чёткое понимание, в какие именно сферы городского управления необходимо инвестировать дополнительные средства. А дальше – постоянное совершенствование этих процессов.

Это напоминает философию Производственной системы «Росатом» (ПСР), которая действует в отрасли. Вы как-то используете её при создании «умных» городов?
Совершенно верно, ПСР предполагает оптимизацию любого процесса, выстраивание производственных потоков с точки зрения максимальной эффективности. Тот же подход мы применяем и при анализе городской среды: смотрим, где на сегодня процесс излишне сложен и для руководства города, и для жителей, оптимизируем его, переводим в цифровой сервис. Стараемся, чтобы одним кликом человек получил то, ради чего он обратился в муниципалитет. И совершенствоваться при этом можно бесконечно, потому что каждый день в городе возникают новые потребности: всегда есть возможности улучшений с точки зрения работы всех муниципальных служб, социальной сферы, медицины, с точки зрения монетизации сервисов. В том же Сарове мы сейчас запустили программу «Умный и бережливый город» — Smart Lean City. В данный момент по всем сервисам анализируется эффективность выстроенных процессов, рабочие группы разработают и представят руководству Росатома предложения, как их можно улучшить.
Синергия ПСР и «умного» города позволит создать и отработать новую современную технологию и тиражировать этот успешный опыт Росатома на другие города РФ и за рубеж, ещё раз подтвердив лидерство отрасли в инновационном развитии.

Заказчик, потребитель, вендор, государство – где искать источник и окупаемость инвестиций в «умный» город?
Если говорить об источниках финансирования, конечно, можно и нужно рассматривать все возможности получения инвестиций, в том числе нацпрограммы. И мы работаем, с одной стороны, на федеральном уровне, продвигая программу по инвестициям благоустройства городов, с другой – с администрациями городов, помогаем им войти в различные национальные проекты.
Второй механизм – реализация концессионных соглашений в сфере ЖКХ. Инвестор формирует программу, которая, с одной стороны, направлена на строительство новых объектов коммунальной инфраструктуры городов, а с другой – на реконструкцию уже существующих с применением цифровых технологий.

При этом источником финансирования выступают заложенные в проект тарифные решения, а также меры господдержки инвестпроектов по модернизации ЖКХ. Как на федеральном уровне, например, в рамках программ, реализуемых за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, или национального проекта «Экология», предполагающего модернизацию объектов водоснабжения и водоотведения, так и на региональном уровне – льготы по налогам, субсидии процентной ставки по кредитам и иное.

Инвестиции окупаются за счёт экономических эффектов от применения ресурсосберегающих технологий, оптимизации и улучшения контроля над городской инфраструктурой и подрядчиками, а также монетизации предоставления на территории города дополнительных услуг для населения и бизнеса. Наш «умный» город – это экономия и дополнительные доходы в бюджет, снижение затрат на эксплуатацию, прежде всего, инфраструктуры и энергетики; и это развитие частного бизнеса, предпринимательской инициативы – и тем самым вложение в развитие города.

Соотношение инициативы и рисков со стороны администраций городов, вендоров и инвесторов – где точка равновесия?
Важно чётко соблюдать принцип поэтапного внедрения. Классическая ошибка многих зарубежных городов – большие инвестиции в «тяжёлые» технологические решения, не приносящие ожидаемых результатов. Каждый следующий этап цифровизации нужно начинать только после анализа эффективности предыдущего.

«Умный» город базируется на инфраструктурных решениях, где прямая окупаемость не всегда просчитывается. Как монетизировать социальные эффекты, такие как удобство, комфорт, безопасность?
Не все положительные эффекты должны быть монетизированы, необходимо учитывать и нематериальные плюсы, такие как повышение доступности и качества медицинских услуг, формирование активного гражданского сообщества, улучшение качества городской среды. Всё это позволит городу сформировать хороший «социальный пакет». Тем самым мы будем содействовать удержанию в городах жителей, и особенно молодёжи, решая ключевую проблему малых и средних городов России, сохраним научно-инженерные школы и традиции, поддержим трудовые династии. Косвенные эффекты поддаются монетизации, но не сразу. Если в городе жить удобно и безопасно  туда с удовольствием переезжают люди, в первую очередь – высококлассные специалисты, потребность в которых на предприятиях Росатома не иссякает. Как следствие – развитие в городе технологичных видов деятельности, повышение конкурентоспособности местной продукции и услуг, рост прибыльности местных компаний и налоговых поступлений, пополнение бюджета города.

Какие планы на будущее по развитию и тиражированию «умных» городов?
Мы начинаем с «атомных» городов, но параллельно обсуждаем возможность использования наших наработок и с другими городами. Заходя в регион, целесообразно запускать пилотный проект в одном городе, а потом с учётом этого опыта проводить цифровизацию и в близлежащих городах. Создаётся такой куст «умных» городов. Скажем, летом Росатом подписал соглашение о сотрудничестве со Свердловской областью по проекту «Умный регион», и вот сейчас мы активно взаимодействуем с представителями исполнительной власти региона, предлагаем наши решения, которые в потенциале могли бы лечь в основу построения платформы цифровизации городов и поселений Свердловской области.

Другой пример: мы предложили правительству Республики Дагестан сделать «умную» платформу в древнем городе Дербенте, сейчас обсуждаем, как перевести его в статус современного, продвинутого центра туризма. И уже под это готовы развивать все цифровые сервисы, двигаться в направлении удобства, безопасности и комфорта для туристов. В начале ноября представили свои предложения администрации Архангельска. Предлагаем «Умный город» и на зарубежном рынке – например, нашим продуктом заинтересовались коллеги из Сербии.