Сила в цифре

Сила в цифре

Цифровая трансформация бизнес-процессов сегодня становится необходимым инструментом развития любой компании. Атомная отрасль не является исключением. Понимая эффективность цифровизации, госкорпорация системно занимается развитием этого направления в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В результате на сегодняшний день в активе Росатома уже более 30 цифровых продуктов, среди которых, в частности, известные системы «ЛОГОС» и Multi-D. Однако процесс цифровой трансформации неоднозначен и в разных компаниях проходит по-разному. Нужны и возможны ли здесь какие-то единые стандарты и объединение участников энергетического рынка? Этот актуальный вопрос оказался в центре внимания на организованном АО «РАСУ» круглом столе «Начни цифровую энергетику с себя». На мероприятии в рамках форума NDEXPO, где уже традиционно встречаются представители российского бизнеса и эксперты, были представлены особенности подхода к цифровизации как со стороны государства – Министерства энергетики и системного оператора, так и со стороны других участников энергорынка, в частности, Фонда содействия инновациям и различных структурных подразделений Росатома.

Использование цифровых технологий в различных отраслях промышленности и в энергетике сегодня не ново: в частности, как отметил председатель правления АО «Системный оператор Единой энергетической системы» Борис Аюев, все средства передачи и отображения информации у системного оператора были именно в цифровом виде. Сама деятельность системного оператора, сами энергетические режимы также всегда рассчитывались «в цифре» на ЭВМ. Однако сегодня цифровые технологии открывают всё новые возможности для повышения эффективности. Например, системный оператор вместе с «ФСК ЕС» реализует программу цифрового управления объектом. При этом применение цифровых технологий может быть не только эффективным, но и подчас неожиданным. Например, системный оператор совместно с Росатомом использует их для демпирования: есть субъекты, которые ради снижения цены готовы уменьшить энергопотребление – их теперь можно находить в цифровом пространстве. В целом Борис Ильич акцентировал внимание на том, что в энергетике цифровые технологии необходимы не ради самой энергетики, а ради общественного интереса, общественно значимых процессов.

Таковым, например, является применение цифровых технологий концерном «Росэнергоатом» для создания «цифровых двойников», для обеспечения безопасности на АЭС, для создания виртуальной реальности с целью обучения персонала. Подробной информацией об этом поделился заместитель генерального директора предприятия Александр Хвалько. Он отметил, что потребитель изменился: он научился считать свои финансовые расходы, поэтому сейчас не просто спрос должен рождать предложение, сегодня особенно важны правильно работающие инвестиционные модели. Качество планирования должно расти на уровне компаний и по стране в целом. Александр Алексеевич полагает, что, несмотря на внешние вызовы, качество инвестиционных решений будет расти как со стороны потребителя, так и со стороны поставщика.

Цель развития
Обсуждение не было «ровным», оно не свелось к констатации очевидных фактов: в ходе дискуссии выявлены вызовы и вопросы, которые необходимо решить для дальнейшего развития данного направления в отрасли. Так, выяснилось, что для объединения усилий по развитию цифровизации в первую очередь предстоит детально разобраться, каким видит свой вклад каждый из участников и на какой результат рассчитывает, как определить бенефициара. По словам заместителя генерального директора по стратегическому развитию ПАО «Россети» Евгения Ольховича, пока не понятно, кто будет нести издержки и будут ли инвестиции рентабельны, «министерство должно прийти к решению, цифровизация – это корпоративный процесс или государственный». По этому поводу, со своей стороны, первый замминистра энергетики Алексей Текслер ответил, что подход государства будет сбалансирован с компаниями и потребителями, что цифровизация сетей не должна приводить к росту тарифов. Кроме того, значимой «развилкой», проблемой, которая требует своего разрешения, является определение чёткой границы между процессами атоматизации и цифровизации. Автоматизация предоставляет необходимый объём данных, а цифровизация обеспечивает работу с ними. Нет данных – нет и «цифры». Поэтому автоматизация и цифровые технологии должны развиваться параллельно. Анализу и взаимосвязи этих процессов спикер от ПАО «Россети» уделил особое внимание, тесно связывая их с современными вызовами для российской электроэнергетики и приводя любопытные факты. По его словам, глобальным вызовом для российской электроэнергетики является цель её развития: в развитых экономиках к 2024 году запланировано достичь 25–40% энергобаланса, а в России эта цифра намного меньше. Кроме того, Россия отстаёт от мировой тенденции и в популярной технологии электромобилей: если у нас зарегистрировано около 2 тысяч таких авто, то в мире – около 4 млн. Электромобильный парк России к 2024 году не догонит мир 2018 года.

Эти внешние вызовы, по мнению Евгения Ольховича, внесут в электроэнергетику нашей страны такие изменения, как лавинообразное расширение субъектного состава, увеличение волатильности производства электроэнергии, сделают потребление атомной энергии менее прогнозируемым. Такие вызовы привели к развитию автоматизации. Как образно отметил Евгений Александрович, автоматизация движима страхом, что энергорынок изменится и его сложно будет сбалансировать, а цифровизация – «алчностью», возможностью значительной
экономии. Более того, цифровизация позволяет сэкономить на автоматизации, поскольку, в частности, устраняет необходимость обеспечивать датчиками все подстанции: за счёт математических алгоритмов и расчётов можно обеспечить точную информацию для принятия управленческих решений.

Цифровые решения не только определяют современные бизнес-процессы и развитие энергетики, за ними – будущее. Поэтому логичным представляется поддержка молодых разработчиков и малого предпринимательства в этой сфере. Для этого, в частности, создан фонд содействия инновациям. В своём выступлении его генеральный директор Сергей Поляков рассказал об
интересных проектах, реализуемых с помощью грантовой системы. Иногда минимальная поддержка стартапа приносит значимый результат. Сегодня фонд финансирует 400 проектов на миллиард  рублей, их них 10 начинаний – в области энергетики. Многие малые компании развиваются достаточно динамично, и зачастую крупные игроки рынка их несправедливо игнорируют. Случается, что молодые предприятия разрабатывают интересные технологии, а крупный бизнестих не применяет. Поэтому Сергей Геннадьевич подчеркнул, что сегодня важно научиться преодолевать существующее недоверие малому предпринимательству.

Круглый стол «Начни цифровую энергетику с себя» осветил действительно актуальные вопросы. Без их обсуждения невозможно двигаться в сторону повышения эффективности работы в госкорпорации.

Как отметил первый заместитель генерального директора ГК «Росатом» Кирилл Комаров, государство поставило задачу развивать технологии будущего, однако это невозможно сделать в одиночку,  для этого необходимо организовать «цифровое сообщество». По словам Кирилла Борисовича, «Росатом свою роль в цифровизации видит в нескольких ролях. Первое – у нас есть свои внутренние истории, где мы работаем над повышением своей эффективности, видим возможность использования цифровых инструментов как одно из действенных решений такой эффективности. Более того, видим, как наш бизнес очень сильно меняется. Строя очень активно АЭС за рубежом, мы анализируем требования, с которыми к нам приходят клиенты, и если вначале, года три-четыре назад, это была, скорее, такая экзотика, когда с нами разговаривали про цифровых двойников, про полностью автоматизированную систему управления сооружением атомного объекта, то сегодня мы понимаем, что это норма жизни, и если мы в процентах начинаем взвешивать, что такое доля наших цифровых продуктов при реализации таких, казалось бы, капитальных объектов, как стройка, то они приближаются к 20-25%. На масштабе нашей жизни, когда у нас каждый проект по АЭС это 10–12 млрд долларов, понятно, что вещь эта в огромном вызове, огромных деньгах и усилиях, которые нужно предпринять чтобы эти проекты на должном уровне реализовать. Это что касается внутри: и эффективность, и требование клиентов.

Вторая роль, которую мы видим: государство за нами и Ростехом закрепило ответственность за разработку сквозных прорывных технологий будущего – это что касается больших данных, виртуальной реальности, искусственного интеллекта, квантовых технологий и так далее, в общей сложности 9 прорывных технологий. Мы никогда в жизни не сможем это сделать всё в одиночку. Мы как центр компетенций, который аккумулирует знания и занимается многими оргвопросами, естественно, подтаскиваем компетенцию наших предприятий, потому что мы сами можем много чего в этом направлении делать. Но главная наша задача – организовать всё цифровое сообщество, для того чтобы оно работало над решением этих задач. Потому что без серьёзных прорывов в этих прорывных технологиях мы, конечно, никакого серьёзного места в будущем мирового распределения труда занять не сможем».

Плюс РАСУ

Представитель организатора круглого стола генеральный директор АО «РАСУ» Андрей Бутко – не только рассказал об открывающихся возможностях развития цифровых технологий, но и подчеркнул необходимость объединения усилий игроков энергетического рынка в этом направлении. Для РАСУ большим плюсом является наличие компетентного заказчика внутри отрасли. Поскольку работа ведётся в условиях определённых бюджетных ограничений, то цифровизация помогает повысить эффективность объекта, снизить стоимость владения АЭС. Цифровые технологии касаются здесь первичного оборудования, перехода на «оптику» в инфраструктуре, комплексных решений в инфраструктурных объектах и многого другого. В настоящее время на атомной станции АСУ ТП в режиме реального времени собирает 500 тысяч сигналов. Организатор мероприятия проявил настойчивую заинтересованность в кооперации работы по развитию цифровизации, сотрудничестве с малыми и средними предприятиями. Спикер уверен, что достижение максимального эффекта возможно при создании единой платформы для цифровых технологий. Журналисты «Вестника» успели задать Андрею Бутко несколько вопросов.

Андрей Борисович, прошедшая встреча, дискуссия за круглым столом оправдали ваши ожидания?
Наши ожидания как организатора мероприятия, безусловно, оправдались. Сам факт присутствия спикеров – руководителей высшего звена для нас позитивен, поскольку все участники – от представителей федеральных министерств до руководителей крупных инфраструктурных компаний – высказали желание поделиться своим опытом, своими мыслями и, что главное, предложениями по дальнейшему движению в рассматриваемой предметной области. Это говорит о том, что руководители высшего уровня вовлечены в повестку, они активно ищут решения в этой части. Мы увидели на круглом столе скорее соратников, единомышленников, чем лидеров определённых мнений.

По нашему мнению, вариантов развития цифровых технологий без общего объединения участников электроэнергетической отрасли практически нет. Все мы знаем, что уже несколько раз делались попытки создать единую платформу, добиться единых принципов. Но всегда возникал ключевой вопрос о том, кто будет бенефициаром, «головой» – это действительно важный вопрос. Сейчас все понимают, что если не договориться, то эффект будет гораздо меньший, чем если бы мы вместе делали что-то одно, найдя согласие в единых подходах.

Сколько времени потребуется на объединение?
Впереди Российская энергетическая неделя, там в направлении объединения усилий по развитию цифровизации будет сделан шаг более выраженный, возможно, определённую позицию более чётко сформулирует федеральное министерство. Надеемся, что вектор интеграции мы сегодня выразительно озвучили, постарались услышать положительные отклики. Думаю, что реально следующий шаг будет сделан в сторону интеграции. Что касается сроков, то объединиться можно и меньше чем за год, организационные формы возможны разные: через создание совместного предприятия, соинвестирование и так далее, были бы воля, желание, договорённости об основных профитах этого действия. За 2–3 года можно запустить совместную компанию или организационный центр, – это моё субъективное мнение. Думаю, очень скоро мы увидим реальные решения.

Каковы ваши конкретные шаги в этом направлении?
Мы работаем над концепцией цифровой трансформации энергетики и роли Росатома в ней. Планируем предложить её всему профессиональному сообществу. Может быть, таким образом найдём единомышленников, которые разделят наше мнение о будущем.