Титан расправил плечи
Производство титановой продукции для АО «ТВЭЛ» и входящего в топливную компанию Чепецкого механического завода дело далеко не новое. Пару лет назад был подписан пятилетний контракт на поставку крупной партии титанового проката с европейским дистрибьютером титановой продукции. На европейский рынок планируется поставлять различную продукцию производства ЧМЗ. По условиям контракта объём поставок продукции будет ежегодно кратно возрастать, а их пик придётся на 2021 год. Изделия из титана всегда были и будут востребованы во многих отраслях – атомной, в авиастроении, химической промышленности, медицине и многих других. Каких ориентиров ТВЭЛ придерживается сегодня в плане производства и сбыта титановых продуктов, «Вестнику Атомпрома» рассказал старший вицепрезидент по развитию новых бизнесов АО «ТВЭЛ» Юрий Кудрявцев.
Юрий Алексеевич, «титановая» тема по-прежнему интересна для компании? Какой путь уже пройден и каковы ближайшие перспективы?
Если вспоминать, с чего всё начиналось, то могу сказать, что над освоением производства титана мы в ТВЭЛе впервые задумались ещё в 2007 году – именно тогда и было принято принципиальное решение о том, чтобы двигаться в этом направлении. А с 2008 года стали воплощать планы в реальности: в этом процессе были задействованы лучшие специалисты как самого производителя титановой продукции – Чепецкого механического завода (АО «ЧМЗ»), так и нашего научного консультанта– ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей», одного из признанных научных лидеров нашей страны в области материаловедения. Сначала мы разработали технические условия (ТУ) на продукцию, ранее закупавшуюся предприятиями российской судостроительной отрасли из Украины, а также ТУ на трубы со спиральными рёбрами, капиллярные трубы и горячедеформированные трубы. Затем в сжатые сроки, всего за четыре года, ЧМЗ с нуля освоил производство продукции из титановых сплавов. Результаты были настолько впечатляющими, что в 2011 году руководство госкорпорации «Росатом» приняло решение создать на базе ЧМЗ отраслевой центр металлургии, в рамках которого титановое направление стало развиваться ещё активнее. За последние пять лет была проведена поистине колоссальная организационная, научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа: подготовлена нормативная база и разработана технология получения собственных слитков, что сделало ЧМЗ предприятием полного производственного цикла по выработке изделий из титана. За эти годы Чепецким механическим заводом было освоено производство более 250 номенклатур титановой продукции, в том числе более 60 номенклатур бесшовных холодно- и горячедеформированных титановых труб диаметром от 3 до 273 миллиметров. Налажен выпуск уникальных в своём роде изделий – капиллярных и оребрённых титановых труб. И каждый год мы стараемся не только расширять номенклатуру продукции, но и запускать в производство совершенно новые продукты. Так, например, произошло с титановой сварочной проволокой, промышленный выпуск которой мы освоили в 2015 году. В итоге всего за год ЧМЗ стал лидером по продаже титановой сварочной проволоки на российском рынке судостроения. Сегодня более 50% титановой сварочной проволоки для этого сегмента производится на Чепецком механическом заводе. В целом в настоящее время мы поставляем титановую продукцию для авиа-, судо- и автомобилестроения. Ну, и для атомной отрасли, конечно. Однако сегодня можно констатировать, что за последние несколько лет атомная отрасль из крупного потребителя титана превратилась в одного из главных производителей этого крайне востребованного на рынке металла.
А что можете сказать про технические характеристики титановых сплавов?
В современном мире роль титана как конструкционного материала год от года только растёт. Причём большая часть выплавляемого металла используется в сплавах и композиционных материалах с улучшенными свойствами. Что называется, «визитная карточка» титана – это необычайная прочность и одновременно лёгкость, а это особенно важно в современных самолётах, автомобилях и в любых других изделиях. Титан — это поистине материал XXI века: его сплавы применяются в тех областях, где требуется коррозионная стойкость с высокой удельной прочностью. То есть в первую очередь в транспортной энергетике, в трубопроводных системах. Поэтому вектор развития титанового производства Чепецкого механического завода направлен на освоение технологических переделов для производства новых для предприятия сплавов, которые обладают улучшенными техническими характеристиками, а их физико-механические свойства наиболее полно удовлетворяют требованиям конструкторов, предъявляемым к современным материалам.
Насколько перспективно это направление деятельности ТВЭЛ?
На сегодняшний день Чепецкий механический завод нацелен на расширение мощностей по производству титана. Предприятие полностью готово к освоению новой номенклатуры и инновационных продуктов. По нашим оценкам, к 2022 году ЧМЗ сможет занять долю, превышающую 30% российского рынка титанового проката, где ключевыми потребителями станут предприятия различных отраслей машиностроения (авиастроение, судостроение, двигателестроение и так далее). Кроме того, мы твёрдо намерены выходить с нашим титаном и на зарубежные рынки – европейский партнёр для такого манёвра у нас уже определён, соответствующее рамочное соглашение с ним заключено.
Насколько выросли объёмы производства в последние годы и какие у компании планы на следующий год?
В начале освоения титанового рынка ЧМЗ работал в нижнем ценовом сегменте, выполняя преимущественно услуги по переработке сырья – перекат, перековку и тому подобные работы. Однако сегодня на предприятии производится конкурентоспособная высокотехнологичная продукция с высокой добавленной стоимостью. В 2008–2010 годах максимальная годовая выручка по титановому производству не превышала 40 млн рублей, в 2013-м она составила уже 200 млн рублей, а в 2017 году – более 500 млн рублей. Как видите, это весьма существенный рост! В настоящее время главной задачей для ЧМЗ остаётся освоение новых видов востребованной на рынке и выгодной с экономической точки зрения продукции из титана. Мы абсолютно уверены в том, что необходимо укреплять и расширять своё присутствие на рынке, искать выходы на новых потребителей. Потенциал у нас для этого точно есть.