Слишком пристальное внимание

Слишком пристальное внимание

Задачи физической охраны объектов существовали на протяжении всей истории человечества, но принципы её работы не менялись тысячелетиями – основные функции выполнял человек. И лишь начиная с прошлого века ситуация стала меняться и охранников постепенно стали замещать различные технические системы. Одна из задач физзащиты – организация пропускной системы на охраняемые объекты. Как правило, доступ может получить человек, обладающий пропуском. Однако этот вариант имеет множество минусов. Помимо бумажной волокиты, пропуск можно подделать, потерять, и, главное, требуется человек, которому этот пропуск надо предъявлять. А человеку, как известно, свойственно ошибаться. Последние разработки АО «Элерон» позволяют принципиально улучшить эту систему. О технологии в области распознавания по лицу и перспективах её внедрения «Вестнику Атомпрома» рассказал заместитель главного конструктора – начальник отделения разработки программного обеспечения Виталий Сидоров.

Виталий Дармирович, расскажите, когда впервые появилась идея создания технологии биометрического распознавания человека и какие актуальные задачи она позволяет решать?

Идее создания технологии распознавания человека по лицу столько же лет, сколько и автоматическим системам безопасности, но приступить к её реализации стало возможным лишь в последние десятилетия. Исторически, на протяжении сотен и даже тысяч лет, эту задачу, как и саму функцию охраны, выполнял человек – постовой. Но в 60–70-е годы XX века ситуация начала меняться. Стали появляться автоматизированные контрольно-пропускные пункты и системы охраны, не требующие непосредственного присутствия человека. В нашей стране это направление возглавила компания «Элерон».

Любая технология развивается поступательно. Сначала появляются теоретические разработки, затем штучные экспериментальные устройства, тестируемые на пилотных проектах. И уже после этого начинается их внедрение в отдельных областях. Чтобы технология стала масштабируемой, она должна быть не просто отработанной, но и экономически выгодной. Первыми устройствами биометрического контроля стали так  называемые контактные методы биометрического контроля. «Элерон» приступил к оснащению биометрическими сканерами СКУД предприятий отрасли в начале нулевых. Изначально это были импортные сканеры, чьи возможности мы существенно доработали, улучшив их базовые характеристики. Но существовал ряд недостатков. Во-первых, они были контактные. Во-вторых, имели недостаточно высокую точность верификации персонала.

В чём недостатки контактных методов идентификации в условиях специфики производств Росатома?

Зачастую на руках могут оставаться следы химических загрязнений, которые могут ухудшать работу сканера. Эти же загрязнения через контакт со сканером могут попадать на руки других сотрудников. Да и по чисто гигиеническим соображениям пользоваться таким сканером может быть некомфортно. Такие особенности стали одним из основных стимулов перехода на бесконтактные методы верификации личности. Сегодня в мире развивается ряд направлений, и одно из них – верификация по радужной оболочке глаза. Но определённый недостаток этой технологии – необходимость точного позиционирования глаза человека по отношению к специальной камере, считывающей детали глаза, что требует дополнительного времени и навыка. В то же время технология распознавания по лицу решает сразу несколько проблем: первая – это полная бесконтактность; вторая – быстрота, ведь, чтобы сканер осуществил распознавание, достаточно нескольких секунд; третья – простота использования неподготовленным персоналом. Через какое-то время мы придём к тому, что для распознавания лица хватит даже доли секунды. Иными словами, человеку, проходящему через пропускной шлюз, даже не придётся останавливаться. Это вопрос нескольких лет. Сегодня таких скоростей нет, необходимо остановиться перед камерой, но на мгновения, за которые система вас распознаёт, открывает дверь, и вы проходите. Нет ни химического загрязнения, ни длительной задержки по времени.

Почему для Росатома важна скорость прохода через КПП? Ведь во многих случаях это очень крупные предприятия, где в каждую рабочую смену нужно запустить большое количество народа, это тысячи людей, а возможности проходных ограниченны. Все, кто на таких предприятиях работает, знают, что по утрам и вечерам перед проходными выстраиваются большие очереди. Перед руководством предприятия встаёт дилемма: либо увеличивать количество пропускных пунктов, что часто сложно из-за специфики расположения объекта и необходимости выделять существенные средства на их создание и функционирования, либо внедрять технологии, ускоряющие проход. Так вот устройство распознавания по лицу полностью решает эту проблему.

На каких принципах работает эта технология? Как сканер распознаёт лицо конкретного человека, сканирует его индивидуальную геометрию? Если я, скажем, приклею усы, я смогу его обмануть?

Есть определённые характерные точки, и сканер проверяет в первую очередь их расположение. За правильное отождествление точек отвечает нейросеть. А усы, очки, косметика – устройство лояльно к ним относится. Мы проводили множество экспериментов, которые подтвердили, что наличие усов, очков, даже головного убора не влияет на способность камеры распознавать. Анализируется часть лица фактически от подбородка до уровня глаз, и даже если шапка натянута по лоб, это не помешает сканеру провести верификацию. Вы не сможете имитировать внешность другого человека или пройти, поставив перед камерой его фото, – технология построена на трёхмерной системе распознавания и защиты. Система весьма надёжна, процент сбоев минимален – меньше чем один на несколько тысяч. А в случае, если устройство вас не узнает, – дверь просто не откроется.

Основное применение этой технологии – пропускная система, вход- выход? На скольких предприятиях Росатома уже установлено подобное оборудование?

Технология может применяться на КПП предприятий, для доступа в локальные зоны или отдельные помещения. Если на КПП предприятий и в локальных зонах, где количество проходящих измеряется тысячами, мы говорим о верификации (то есть именно о подтверждении идентичности: человек прикладывает пропуск, а сканер всего лишь подтверждает, что это именно тот человек), то в помещениях, куда имеет доступ небольшой круг лиц, мы можем смело говорить об идентификации: нам не нужно даже прикладывать пропуск – сканер просто смотрит, кто это, и определяет, имеет ли он право доступа. Сейчас у нас есть макетный образец, который проходит испытания на трёх объектах. Параллельно мы делаем ОКР, которая должна быть завершена к октябрю этого года, после чего устройство может быть запущено в серийное производство.

Каков возможный алгоритм внедрения вашей технологии на предприятиях Росатома? ГК может обязать использовать эту систему или просто рекомендовать её к установлению? Представители заинтересованного предприятия приезжают в «Элерон», смотрят, как она работает, решают, целесообразна ли она для них, и если да, то заключают с вами договор?

Ну обязать-то вряд ли, поскольку конечное решение принимает заказчик, он либо согласится, либо нет. Росатом может дать информацию и рекомендовать. Заказчик по согласованию с Росатомом принимает окончательное решение. Существует несколько схем. Первый вариант: мы можем пригласить заказчика к себе и ознакомить со всеми нюансами работы технологии. Второй вариант: мы можем предоставить отчёт об опытной эксплуатации на других объектах или пригласить на конкретное предприятие, где установлена система. Третий вариант: мы устанавливаем наше оборудование в режиме опытной эксплуатации на любом объекте заказчика, чтобы он протестировал и оценил его эффективность. «Элерон» пред лагает комплексные решения, включающие в себя всё, начиная от проектирования, разработки, установки, обслуживания, заканчивая утилизацией. Полный цикл. Пуско-наладка, гарантийное, и постгарантийное обслуживание. Если какой-то блок выходит из строя, мы его меняем, а неисправное устройство целиком возвращается к нам для ремонта.

В России существует рынок подобного оборудования? Кто-то ещё производит устройства идентификации личности по лицу?

Да, конкуренты существуют. Но у нашей разработки есть несколько преимуществ. Первое – лояльность к положению головы. Это очень важно – человеку совершенно не обязательно строго позиционировать своё лицо, достаточно просто посмотреть в нужную сторону, как будто вы увидели знакомого. Вы можете повернуть голову слегка в сторону, задрать голову вверх или, наоборот, смотреть снизу вверх – устройство всё равно поймёт, что вы – это вы. Второе преимущество – наши устройства достаточно миниатюрные. А это весьма значимая характеристика – миниатюрность очень важна с точки зрения встраивания в существующие проходные, шлюзы. Я мог бы, конечно, сказать, что мы по сравнению с конкурентами не только миниатюрны, но и надёжны, и быстры, но для объективности надо проводить подробный сравнительный анализ. Поэтому я не могу на 100% сказать, что по всем этим параметрам мы имеем преимущество, но по размеру мы определённо выигрываем. Другой немаловажный фактор, учтённый в нашей системе, – технически сложный и специфичный, но для объектов Росатома необходимый – это защита информации. В нашем случае информации биометрической, которая локализована от системы персональных данных сотрудников и хранится отдельно. Биометрические сканеры могут образовывать выделенную систему, и данные автоматически синхронизуются всеми сканерами, но не выходят за её пределы. Это даёт возможность разделить биометрические данные и персональные, такие как ФИО, номер пропуска и так далее. Иными словами, если злоумышленник получит доступ к базе биометрических данных, то не сможет идентифицировать то, каким персонально людям принадлежат биометрические параметры, что, в свою очередь не позволит ими манипулировать, так как не будет совокупности информации, достаточной для доступа.

Какую долю на рынке предприятий Росатома вы можете занять со своими продуктами? Возможны ли их поставки на объекты за рубежом?

Рынок Росатома довольно сложный и специфический, поэтому прогнозировать не просто. Существуют конкуренты и разные типы биометрических устройств, у заказчиков есть выбор. Если всё же попробовать дать предположительную оценку, то, думаю, нашими биометрическими системами мы бы могли охватить 20–30% предприятий отрасли. Биометрия – весьма перспективное направление. Наши разработки – законченные устройства, подсистема, которая может интегрироваться практически куда угодно. Мы можем поставить наши устройства практически в любую конечную СКУД, используемую на объекте. Тем не менее основное направление работы моего подразделения – создание систем управления интегрированными комплексами технической защиты, в первую очередь программного обеспечения, которое управляет этими комплексами.

Каков ваш прогноз на ближайшие 10 лет? Какие направления будут наиболее перспективны для развития и внедрения?

Сейчас можно выделить несколько направлений. Первое – интеллектуализация. В настоящее время наблюдается бурное развитие и внедрение элементов искусственного интеллекта в системы физической защиты. В первую очередь можно отметить нейронные сети, которые находят основное применение в задачах интеллектуального телевидения и биометрии, но в целом их применение может быть значительно шире. Важным направлением интеллектуализации является развитие систем поддержки принятия решений на основе разнородной и слабосвязанной между собой информации. Второе важное направление – комплексирование, призванное обеспечить получение и обработку информации с различных рубежей охраны, в том числе взаимодействие с системами охраны объектов со стороны прилегающих акваторий, с комплексами технических средств обнаружения низколетящих над объектом летательных аппаратов, обеспечить интеграцию и управление смежными системами – такими, как системы мониторинга инженерных систем здания, систем пожарной сигнализации. Автоматизация нескольких подсистем обеспечивает синергетический эффект для всей системы физической защиты. В конечном счёте система должна обеспечивать поддержку принятия решений в реальном масштабе времени на различных иерархических уровнях управления в сложных условиях динамически изменяющейся оперативной обстановки, тем самым максимально облегчая действия сил реагирования в режиме чрезвычайной ситуации. В этой связи крайне важным является развитие специализированных тренажёров, призванных отработать навыки действий в случае возникновения подобного рода ситуаций в условиях, приближенных к реальным.

«Элерон» сегодня в числе лидеров по подобным разработкам в России?

Конечно. «Элерон» – крупнейшее и старейшее предприятие и единственное в России, которое предлагает полный цикл, начиная от концептуального проектирования, разработки, изготовления, обслуживания и заканчивая утилизацией. Наше преимущество в том, что мы не просто предлагаем датчики, охранные системы, шлюзы и прочую профильную продукцию, но и имеем собственную научную школу. Это позволяет разрабатывать концептуальные проекты, обеспечивающие оптимальные решения, технологические, логистические и экономические. Такого в России сегодня не может сделать больше никто.