Пример дяди Гомера

Пример дяди Гомера

В предыдущем номере журнала я рассказал вам, уважаемые читатели, о том, как нам в детстве доводилось узнавать об энергии атома из политических антивоенных карикатур журнала «Крокодил». К счастью, детский интерес выходит далеко за рамки ядерного вооружения. Тема атомной энергии, электричества, вырабатываемого на АЭС, как оказалось, современным детям не менее интересна. Главное же в этом деле – суметь удачно представить детям такую сложную тему наглядно. И я попробовал…

Знакомство моих детей с атомной энергетикой произошло благодаря конкурсу рисунка, проведённого осенью прошедшего 2018 года среди детей работников моего предприятия. Темой конкурса была «Безопасность атомной энергетики». Возник вопрос: как интереснее и ярче представить такую непростую тему двум сыновьям, дошкольнику Ване и первокласснику Феде? Ведь известно, что первое впечатление в немалой степени определяет и всё дальнейшее восприятие. А мне очень хотелось, чтобы мои дети по-настоящему заинтересовались и этим конкурсом, и вообще моей работой в атомной отрасли. Ведь ВНИИНМ им. А.А. Бочвара, в котором я сейчас работаю, играл и играет важнейшую роль во всей отечественной атомной энергетике. Нашими специалистами разработаны все материалы современных АЭС: от циркониевых оболочек твэлов и реакторных сталей до топливных таблеток на основе диоксидов и нитридов урана и плутония.

 

И вот однажды, ломая голову над тем, как увлечь своих детей темой атомной энергии, я вспомнил про зарубежный мультипликационный сериал «Симпсоны». Преодолев своё скептическое отношение, я ознакомился с сюжетами серий и сразу нашёл то, что искал. Ведь действие этого сериала вращается вокруг АЭС «Спрингфилдс», которая является местом работы главного героя – Гомера Симпсона. А в одной из серий школьников как раз везут туда на экскурсию. На глазах у экскурсантов и своих коллег Гомер Симпсон грубо нарушает технику безопасности на АЭС, за что его немедленно увольняют. Зато потом он исправляется и настолько всё осознаёт, что его принимают обратно и даже назначают начальником службы безопасности всей атомной станции. Приятным сюрпризом оказалось то, что по сюжету этой серии детям на АЭС показывают озорной и ироничный рекламный ролик, доходчиво объясняющий принцип работы атомной станции. В нём было показано, как «весёлые горячие урановые  стержни» купаются в бассейне, выделяя при этом пар, который, в свою очередь, крутит турбины, а в итоге получается электричество, которым мы все пользуемся. И даже тема образования радиоактивных отходов в нём не обходится стороной.

Эффект от просмотра превзошёл мои ожидания. Мне пришлось показывать эту серию снова и снова, настолько она была интересна моим сыновьям. Дети сразу стали рисовать градирни, реакторы, турбины, бассейн с купающимися стержнями и поднимающимся от них паром. Без труда я отобрал самые интересные рисунки для конкурса, причём один из них занял почётное третье место среди рисунков детей сотрудников ВНИИНМ.

Потом мы просмотрели с детьми ещё несколько серий, в том числе и ту, в которой Гомер Симпсон лично, хотя и неожиданно для себя, спасает несколько атомных электростанций от аварии. Федя и Ваня отнеслись к ним с не меньшим интересом. Всё это заставило меня по-другому взглянуть и на этот мультипликационный сериал, и на его главного героя. Оказывается, дети, в отличие от взрослых, смотрят на Гомера не с высокомерной усмешкой как на недотёпу и неудачника, а с неподдельной симпатией и даже восторгом. Как-то не сразу осознаёшь, что жизнь старшего Симпсона в целом удалась: у него есть большой дом, дружная семья, интересная ответственная работа, да и приключений в его жизни столько, что скучной и серой её никак не назовёшь. К тому же он добрый и весёлый, так же как дети любит сладкие пончики, может пошалить и подурачиться. Гомер на какое-то время в нашей семье стал любимым персонажем детских рисунков. Даже когда конкурс закончился, дети продолжали рисовать «дядю Гомера», чаще всего вместе с его местом работы: атомной электростанцией «Спрингфилд», и с репродуктором в руке.

Тут уже наступил и мой черёд рассказать своим детям про атомную энергию и работу АЭС. Мои сыновья посмотрели фотографии различных атомных станций из интернета, узнали, что из себя представляют те самые «весёлые и горячие урановые стержни», которые они видели в мультфильме. Для наглядности я покрасил какие-то безобидные таблетки чёрным маркером, нашёл трубочку нужного диаметра и показал, как твэлы заполняют ядерным топливом. Атомный реактор очень хорошо был сымитирован скороваркой, от которой через силиконовую трубку пар выходил наружу, вращая игрушечную турбину из конструктора «Лего». Вместо твэлов в скороварку поместили горсть строительных анкерных болтов.

Сюрпризом для меня стала песенка дошкольника Вани, которую он однажды напевал перед сном, играя на балалайке, по принципу «пою всё, что придёт в голову». В потоке слов и фраз я услышал мелодию песни «Увезу тебя я в тундру», но совсем с другими словами. Ваня вставил в песню такую вот строчку: «Эти чёрные таблетки называются ура-а-ан!»

Вот именно таким необычным способом, в форме игры, мои сыновья познакомились и заинтересовались одной из сложнейших технических тем – темой атомной энергетики. Причём заинтересовались настолько, что даже научились находить уран в периодической системе химических элементов Менделеева. Мне бы, конечно, очень хотелось, чтобы сыновья сохранили этот свой интерес на всю жизнь, выбрав себе профессии, связанные с энергией атома, и получив необходимое для этого образование. Чтобы они относились к своей профессии ответственно и увлечённо, выполняя важную роль в обеспечении всех нас электроэнергией, а может, даже в покорении бескрайних районов нашего Крайнего Севера, где другие источники энергии очень труднодоступны. А вдруг кто-то из них будет управлять огромным и красивым атомным ледоколом или космическим кораблём, оснащённым атомным реактором, откроет новые секреты атомного ядра? Может, они станут химиками, физиками, инженерами, которые всегда были и будут нужны атомной энергетике? Но даже если мои дети и не станут великими учёными, конструкторами реакторов, но будут иметь к атомной тематике хоть какое-то отношение, то мне, как отцу, всё равно будет очень приятно. Можно пофантазировать и дальше, представив, что с моих детей начнётся новая династия атомщиков, а я буду считаться её основателем, так как никто ранее из моих родителей и родных отношения к атомной отрасли не имел и пока что не имеет…