Зелёная перспектива

Зелёная перспектива

Год назад Топливная компания ТВЭЛ начала создавать центры компетенций по выводу из эксплуатации ядерных и радиационно опасных объектов на базе предприятий и организаций дивизиона. Сегодня компания пошла ещё дальше, поскольку на её базе Росатом решил создать отраслевой интегратор по выводу из эксплуатации ядерных и радиационно опасных объектов. Как сегодня ведётся работа по его формированию и какие сложности предстоит решить? Хватит ли опыта и собственных компетенций в этом непростом деле руководителям нового направления? Об этом и не только мы спросили директора программы «Управление выводом из эксплуатации ЯРОО» АО «ТВЭЛ» Василия Тинина.

Василий Владимирович, насколько серьёзно сегодня ТВЭЛ претендует на лидерство в области вывода из эксплуатации ядерных радиационно опасных объектов (ЯРОО)?
Если вы посмотрите на состав предприятий, входящих в контур управления АО «ТВЭЛ», то увидите, что они составляют 60% от числа всех типов предприятий, работающих в мировом ядерном топливном цикле. Мы знаем эти предприятия, умеем их эксплуатировать, а значит, понимаем, как выводить их из эксплуатации. Поэтому, безусловно, в этом вопросе мы занимаем лидирующую позицию, и это я утверждаю на основании уже проведённых работ. Начиная с 2008 года топливная компания активно участвует как в подготовке к выводу из эксплуатации своих объектов, так и в самом выводе. В рамках первой федеральной целевой программы 2008– 2015 годов проведено 37 мероприятий на семи площадках топливной компании. При этом на 13 ядерно-радиационных актуальных объектах завершилась подготовка к выводу из эксплуатации. Ликвидировано 57 объектов, освоено 10,5 млрд рублей. Но это был всего лишь первый шаг. Мы, таким образом, лишь набирали опыт. Использовались различные подходы и варианты, в том числе и вывод ЯРОО до состояния «зелёной лужайки». Например, мы первыми в России реализовали такой проект, выведя из эксплуатации ядерную установку по производству керамических порошков диоксида урана на Химико-металлургическом заводе в Красноярске, ранее входившем в топливную компанию.

На территории АО «ВНИИНМ» выведен корпус «Б» – сегодня на его месте установлена памятная стела в честь сотрудников института, осуществлявших научно-исследовательские работы в интересах государства. Другой знаковый объект, выведенный из эксплуатации, – это ровесник атомной отрасли страны промышленный уранграфитовый ядерный реактор ЭИ-2 в Северске. К слову, подобный проект в мировой практике реализован впервые. Но для нас это было только первыми шагами: мы набирались опыта, компетенций, знаний. Сегодня реализуется второй этап федеральной целевой программы ЯРБ-2, рассчитанный до 2030 года. В её рамках у нас запланировано 17 мероприятий. На первый взгляд цифра небольшая, но речь идёт о сложных объектах. Объём финансирования составит 38 млрд рублей. За прошедшие годы на многих площадках ТВЭЛ проводились работы по подготовке, выводу из эксплуатации и консервации ЯРОО, в частности, установки по переработке высокообогащённого урана, радиохимическое и химико-металлургическое, газодиффузионное и фабрикационное производства, работы по консервации открытых хранилищ и пунктов хранения радиоактивных отходов.

Что требует по выводу наиболее пристального внимания и представляет из себя сложность с технической точки зрения?
Расскажите на примере наиболее сложных проектов. При выводе ЯРОО из эксплуатации нет простых или сложных объектов. Каждый из них отличается своими проектными решениями. Сложности заключаются в том, что наши предприятия работают с различными материалами и в различных химических формах, как с ураном, так и с трансурановыми элементами, что накладывает особую специфику на работу с ними. Поэтому сказать, что мы вывели какой-то простой объект, будет неправильно. Мы выстроили вместе с Росатомом такой план работ, что, накапливая опыт и знания, мы последовательно подошли к выводу из эксплуатации наиболее крупных и наиболее сложных технологических объектов. Например, на АЭХК мы уже работаем по 804-му зданию – это корпус разделения с газодиффузионным оборудованием в Ангарске. Затем нам предстоит следующий шаг – это 802е здание. Ведётся подготовка к выводу химикометаллургического завода Сибирского химического комбината, целого ряда объектов, таких как корпус «Ж» ВНИИНМ, корпус 242 на МСЗ и другие. Поэтому перед нами стоит весьма широкий спектр задач, и каждая требует уникальных решений.

В ТВЭЛ созданы центры компетенций по выводу из эксплуатации ЯРОО. Что конкретно входит в компетенции центров, насколько эффективно они решают задачи?
В 2018 году в ТВЭЛ было принято решение разработать программу по управлению выводом из эксплуатации, а также создать центры компетенций на четырёх базовых предприятиях. Их компетенции разделили следующим образом. На базе ВНИИНМ им. Бочвара создали центр научно-технических компетенций, который отвечает за разработку современных безопасных технологий по выводу из эксплуатации. Основными задачами данного центра является разработка технологий и оборудования по дезактивации, демонтажу оборудования и строительных конструкций, обращению с радиоактивными отходами, разработке различных методик измерений. Одним словом, это широкий спектр задач, направленных на снижение объёмов радиоактивных отходов и повышению безопасности. На базе Центрального проектно-технологического института мы создали центр компетенций по комплексному инженерно-радиационному обследованию и разработки проектной документации для вывода из эксплуатации. В настоящий момент институт запустил пилотный проект по реализации 3D-проектирования при выводе объекта из эксплуатации. На базе двух предприятий – СХК и АЭХК – созданы центры, которые будут участвовать непосредственно в выводе ЯРОО. Конечно, это только начало нашей работы в данном направлении. Мы изучаем как внутренний, так и мировой рынки. Мы уже участвовали в одном из конкурсов по выводу из эксплуатации вспомогательных сооружений и оборудования на АЭС «Богунице» (Словакия). Первый опыт получили положительный, он придаёт нам оптимизма – работа для нас есть, и наши референции востребованны.

Центры компетенций, безусловно, необходимы. Но в конце года речь шла о создании отраслевого интегратора…
В конце 2018 года Росатомом было принято решение создать на базе топливной компании отраслевой интегратор по выводу из эксплуатации ядерно-радиационных опасных объектов. В настоящее время ведётся работа по его формированию. Впереди много работы по инвентаризации внутриотраслевых референций – надо понять, какие компетенции, референции в отрасли накоплены. Ведь в дивизионах Росатома, включая ТВЭЛ, есть уникальные разработки, которые уже можно использовать как в России, так и за рубежом. Задача отраслевого интегратора – найти эти разработки и включить их в комплексное предложение для той или иной задачи, вывести на рынок. Или, напротив, понять, чего нам не хватает, и провести комплекс работ, начиная с научно-исследовательских до апробации новых технологий.

ТВЭЛ намерен ликвидировать наследие первого атомного проекта. Отмечалось, что масштабность задач носит международный уровень.
Мы знаем, как развивалась атомная отрасль России, и знаем, как развивалась атомная энергетика в мире. Сегодня большое количество объектов заканчивает свой жизненный цикл и переходит в фазу вывода из эксплуатации. Безусловно, умея выполнять эти работы, мы не можем не смотреть на перспективные рынки. Например, помимо упомянутой мною АЭС «Богунице», четыре энергоблока в Швеции готовятся к выводу, продолжаются работы по выводу из эксплуатации ЯРОО в Германии и других странах. Поэтому мы строим амбициозные планы по выходу на мировой рынок и продаже своих услуг в области вывода ЯРОО из эксплуатации. Объём рынка измеряется в сотнях миллиардах долларов США. В настоящее время мы разработали продуктовую стратегию, которая проходит стадию согласования на уровне Росатома и в которой мы рассматриваем перспективы выхода на зарубежный рынок.

Каковы будут зарубежные инвестиции при международном проекте?
По-разному можно оценивать, поскольку в разных странах существуют разные методы оценки реализации проекта. В первую очередь это зависит от сложности объекта. Если возьмём АЭС, то она будет зависеть от мощности объекта. По самым скромным оценкам, сегодня средняя величина составляет 0,7 млн долларов на 1 мегаватт АЭС – столько будет стоить вывод из эксплуатации. Мощность станции перемножаем, получаем цифры. Но это усреднённая оценка, и на неё опираться нельзя. Есть множество факторов: сколько эксплуатировалась, какая сложность, какая инфраструктура, какой тип реактора и так далее. В сегменте ядерно-топливного цикла на сегодняшний момент эксплуатируется 536 объектов, к окончательному останову и выводу из эксплуатации планируется 155. В сегменте исследовательских реакторов по базе МАГАТЭ эксплуатируется 384 в мире, в стадии останова и начале вывода из эксплуатации – 123. В сегменте АЭС 678 объектов, в стадии останова либо подготовки к выводу – 167. Поэтому работы много, и все объекты разные. Но мы можем применить свои умения для выполнения этих работ.

Известно, что в некоторых случаях вывод до так называемой зелёной лужайки невозможен. Почему? С чем это бывает связано?
Это регулируется федеральным законодательством. Целесообразность проведения работ по выводу из эксплуатации до «зелёной лужайки» зависит от разных факторов. Прежде всего, это та опасность, которую этот объект несёт, влияние на окружающую среду при проведении работ по его выводу из эксплуатации. Второй фактор – это радиационная опасность. Она тоже входит в формулу расчёта для принятия решения. И третий – это те объёмы финансирования, которые потребуются. Поэтому законодательством в некоторых случаях предусмотрен вывод не до «зелёной лужайки», а так называемый коричневый вывод – консервация на месте.

Ну и напоследок расскажите о тех основных проблемах, которые возникают зачастую при выводе.
Проблем нет. Есть задачи, которые нужно решать в ближайшее время: разработка и внедрение современных технологий по демонтажу, применение передовых методов дезактивации оборудования и так далее.