Блестящий Радий

Блестящий Радий

Академик Радий Илькаев, несомненно, ярчайшая научная фигура нашего времени: легендарный физик, теоретик, один из авторов оригинального метода определения энерговыделения, специалист мирового масштаба в областях теоретической и экспериментальной ядерной физики. Более десяти лет учёный является научным руководителем РФЯЦ-ВНИИЭФ. В самом Сарове его всегда называют ласково и нежно «наш Радий Иванович». Для жителей Сарова и Нижнего Новгорода, почётным гражданином которых является академик Илькаев, давно не секрет, что и в свои 80 лет Радий Иванович увлекается теннисом и старается как можно чаще выходить на утреннюю пробежку. Словом, блестящий учёный и удивительного жизнелюбия человек. Как заметил однажды литературный классик: «Гвозди бы делать из этих людей!» Имена ведь даются не случайно: химический элемент радий тоже металл блестящий с высочайшей активностью. В канун дня рождения академика Илькаева «Вестник Атомпрома» отправился в гости к знаменитому учёному и выдающемуся гражданину.

Радий Иванович, после того как Российская академия наук и Росатом подписали соглашение о сотрудничестве, какими вам видятся дальнейшие плоды этого самого сотрудничества? Давайте не будем забывать о том, что Государственная корпорация «Росатом» и Российская академия наук – самые мощные научные образования в нашей стране. Это сложилось исторически. 70 лет назад, после испытания РДС-1, наша страна стала ядерной державой. «Научным организатором» атомного проекта была Академия наук. Достаточно напомнить, что КБ-11 (будущий РФЯЦ-ВНИИЭФ) создавалось при Лаборатории №2 АН СССР. При этом подписанное соглашение о сотрудничестве является рамочным. Оно не предполагает выделения финансирования. Это соглашение о намерениях и не более того. Для получения хороших результатов должна быть программа федерального уровня взаимодействия РАН и Росатома, в которой будут сформулированы важные задачи и конкретизированы направления. Росатом отличается тем, что всегда гарантирует исполнение сложных задач на очень высоком уровне. Поэтому я считаю, что налаживание взаимодействия РАН и Росатома в ходе осуществления федеральной программы станет серьёзным шагом в укреплении российской науки.

А что необходимо для появления такой программы? Для появления упомянутой федеральной программы нужны поддержка со стороны Президента РФ и принятие соответствующего решения. Если это будет, если такие решения будут приняты, то Росатом и РАН в течение короткого промежутка времени должны выработать конкретные предложения. Тем более что у РФЯЦ-ВНИИЭФ очень хорошее взаимодействие и взаимопонимание со многими институтами РАН. Среди них – Объединённый институт ядерных исследований в Дубне, Институт ядерной физики в Новосибирске, Институт теоретической и экспериментальной физики в составе НИЦ «Курчатовский институт», Институт ядерных исследований в Троицке, Институт прикладной физики в Нижнем Новгороде и другие. Мы не раз встречались с нашими коллегами из этих институтов. Есть конкретные предложения, в каких направлениях работать. Если мы объединим наши усилия, то упомянутую федеральную программу мы наполним очень хорошим содержанием.

Вы говорили о необходимости создания специального государственного фонда по взаимодействию РАН и Росатома. В какой форме он мог бы существовать и какие задачи решать? Должна быть программа работ двух этих организаций. Подписаны протоколы, какие совместные работы мы можем делать. На мой взгляд, РАН и госкорпорация заслуживают того, чтобы такой фонд появился. Тем более что у РФЯЦ-ВНИИЭФ есть огромный опыт, как работать по отдельным проектам, в том числе и международным. Нужно, чтобы руководство Росатома и РАН осознало необходимость его создания и обратилось к руководству страны. Но пока этого не произошло. Пока это предложения только снизу. Если руководители получат поддержку своих предложений в Администрации Президента, уверен, что успех будет. Потому что это экономная, квалифицированная и чёткая работа. Мне кажется, что пришло время возобновить альянс Академии наук и Росатома: воспользоваться опытом реализации атомного проекта и результатами последних десятилетий.

Какие главные задачи стоят сегодня перед РФЯЦ-ВНИИЭФ? Перед нами стоит задача беспрецедентной сложности. Защитить огромную территорию России можно только с помощью ядерного оружия как оружия сдерживания. В связи с запретом ядерных испытаний научная и содержательная части нашей работы должны быть значительно усилены. Должны строиться новые установки. Потому что если мы хотим получать результаты не с помощью испытаний, а только расчётами, то у нас должны быть программные продукты и вычислительная техника мирового уровня. Далее. Для того чтобы физические модели были абсолютно достоверны, требуется получать новую экспериментальную информацию. Это означает, что нужно строить новые установки, с их помощью получать очень ценную физическую информацию, совершенствовать физические модели и создавать верифицированные программные продукты. При отсутствии полигонных испытаний получение достоверной информации – это задача, которая по сложности такая же трудная, как реализация атомного проекта. А для этого нам, конечно, нужны первоклассные кадры. Стоит задача по привлечению в РФЯЦВНИИЭФ талантливой молодежи. С этим у нас очень большие трудности. Оказывают влияние ограничения, и подчас чрезмерные, по общению с мировым научным сообществом, по выездам на конференции. Большую часть талантливых ребят это отталкивает. Это очень серьёзная проблема, требующая решения, принять которое может только высшее руководство нашей страны. Ещё одной задачей РФЯЦ-ВНИИЭФ я считаю активное участие в экономическом развитии территории своего присутствия. Помимо ядерного центра как градообразующего предприятия нам необходимо иметь ещё порядка десяти тысяч высокооплачиваемых рабочих мест. Надо развивать открытые неядерные производства как в Сарове, так и в ближайшей округе. Понимаете, приравнивать РФЯЦ-ВНИИЭФ к рядовому институту нельзя. Мы находимся на уровне лучших лабораторий мира, а это означает, что среда проживания должна быть комфортной. А для этого нужно, чтобы Саров активно развивался.

Расскажите, пожалуйста, о сепараторе по разделению изотопов. Какова цель его создания? Какие задачи с его помощью можно будет решить в будущем? Для получения сверхтяжёлых элементов нужны соответствующие мишени с очень редкими изотопами. Задача такая: если вы получили смесь изотопов, то их требуется «разделить» с высокой точностью. После этого сделать мишень и передать её в ОИЯИ в Дубне, чтобы там на ускорителе можно было получить сверхтяжёлые элементы. Это одна из основных составляющих технологии получения сверхтяжёлых элементов. Пока упомянутых сепараторов в нашей стране нет. В РФЯЦ-ВНИИЭФ сейчас идёт подготовка документов, в которых описано, как должен выглядеть сепаратор, за какое время планируется его построить, сколько денежных средств это потребует.

Нужна ли, на ваш взгляд, специальная федеральная программа по синтезу сверхтяжёлых элементов? Нами было принято решение, что она станет составной частью комплексной программы Росатома «Атомная наука, техника и технологии», и в случае подписания Указа Президента РФ осуществление проекта начнётся с 2020 года.

Сейчас много проблем в развитии кадровой политики в отрасли. Как вы считаете, насколько необходимо реформировать школу подготовки кадров? Это системная проблема. Уровень подготовки и преподавания в школах стал ниже. Процесс обучения, ориентированный только на сдачу ЕГЭ, все считают не слишком плодотворным. Ещё одна причина – низкие заработные платы у учителей, и талантливая молодёжь не стремится получить педагогическое образование. Поэтому практически все вузы говорят о том, что уровень абитуриентов стал ниже, и преподавателям приходится некоторое время тратить на то, чтобы дотягивать ребят до базового уровня. К сожалению, многие выпускники, которые получают отличное физическое или математическое образование, после окончания вуза не занимаются наукой и уходят в коммерческие структуры. Поэтому нужно стараться предвидеть дальнейшие шаги и очень внимательно следить за тем, чтобы качество кадров было отличным. Тем более что работа в нашей отрасли связана со сложными технологиями, и нам нужны специалисты высочайшего уровня.

Сегодня не хватает молодых учёных и в первую очередь учёных в прямом смысле этого слова: учёных-исследователей. Нужно успокоиться, принять это как данность или что-то нужно делать, чтобы их стало больше? Успокаиваться ни в коем случае нельзя. Нужно разъяснять высокопоставленным чиновникам, руководителям, что кадровый вопрос – один из главных. Если не удастся удержать высокую планку и решить задачу по привлечению очень хороших специалистов, это нанесёт ущерб нашей деятельности. Сейчас в фундаментальную науку стало идти гораздо меньше молодёжи. Если страна не будет строить новых установок, а заработная плата учёных будет очень скромной, то мало кто захочет связывать свою жизнь с наукой. Поэтому идет отток молодых ученых за рубеж. С одной стороны, это говорит о том, что в целом подготовка в российских вузах неплохая. Но с другой стороны, для того чтобы наука развивалась, её финансирование надо поднять на порядок. Проблемы есть. Конечно же, мы заинтересованы в том, чтобы российская наука была на достойном уровне. Ни один институт не может быть самодостаточным. Ему нужны информация, партнёры, научные результаты самого высокого уровня, на основании которых можно двигаться вперёд. Сейчас руководством страны принято очень правильное и разумное решение о реализации мегапроектов. Поэтому есть надежда, что приток в науку молодых учёных возрастёт.

Радий Иванович, мы от всей души поздравляем вас с наступающим днём рождения! Желаем вам крепкого здоровья и полыхающего пламени интереса к жизни и новым открытиям! Большое спасибо!