Химия партнёрства
Одним ранним осенним утром на 40-м этаже башни «Меркурий» в Москва-Сити встретились представители крупных коммерческих и научных компаний. АО «ТВЭЛ» собрало своих настоящих и будущих партнёров на свой первый бизнес-диалог по направлениям новых бизнесов как в рамках самой топливной компании, так и в перспективе развития атомной отрасли.
Росатом – мировой лидер в области атомной энергетики, занимающий передовые позиции практически по всей цепочке существующих технологий, объединённых понятием «мирный атом». При этом уникальность атомной отрасли, отмечающей в новом году 75-летний юбилей, заключается в том, что с первых дней своей жизни, в силу специфики работы её сотрудников, специалисты отрасли всегда были обязаны обеспечить сами себя достаточно большим количеством товаров, работ и услуг, чтобы произвести конечные продукты. По мнению первого заместителя генерального директора – директора Блока по развитию и международному бизнесу ГК «Росатом» Кирилла Комарова, сегодня создано уникальное «окно возможностей» для развития отрасли по очень многим направлениям, которые изначально в отрасли относились к базовой категории. Иными словами, недостаточно было сделать изделие, надо было докопаться до сути самого металла, изучить нюансы специальных сплавов и сталей, с головой окунуться в технологии. Однако именно эти сложности позволили Росатому обрести уникальное преимущество: весь накопленный за 75 лет багаж знаний и умений можно применять не только в родной ядерной сфере, им найдены новые применения в огромном количестве смежных областей. Возьмём, например, ветропарки, которым Росатом уделяет самое пристальное внимание. Во-первых, машиностроительный комплекс Росатома спокойно справится с задачами производства практически любых видов оборудования, не только атомного, но и для любых типов генерации. К слову, всё, из чего состоит ветровая башня, можно абсолютно спокойно производить на производственных площадках госкорпорации. Во-вторых, у нас очень серьёзные технологические разработки в создании высокопрочного углеволокна, материала, из которого перспективнее всего изготавливать лопасти для ветряков. В-третьих, не стоит забывать об огромных компетенциях в АСУ ТП, электротехнике, а ведь это всё то, что касается начинки самой ветроустановки. И, в-четвёртых, Росатом знает, что такое энергетический рынок и умеет на нём работать, умеет строить сложные инженерные объекты. Ветропарк, конечно, тоже не простая задача, но в любом случае проще, чем строительство АЭС. Поэтому осталось добавить самую малость: чтобы успешно войти в бизнес по ветроэнергетике, нужна сама технология ветроустановок. И её нашли, сформировав партнёрство с голландской компанией Lagerwey. Таких примеров новых бизнесов довольно много. Это философия нынешнего времени: если зачастую нет готовых решений, то это лишь потому, что сегодняшний мир настолько сложен, что найти такое удобоваримое решение для клиента в одиночку невозможно. Это можно сделать только вместе с партнёрами в формате вот такого бизнес-диалога в ходе честного обмена мнениями и позициями и стратегическими установками. Только в таком диалоге рождаются уникальные решения. По словам президента АО «ТВЭЛ» Натальи Никипеловой, в топливной компании ежегодные бизнес-диалоги с партнёрами традиционно используются в качестве эффективного формата взаимодействия с заказчиками по основной ядерной продукции, позволяя не только рассказать о текущих приоритетах развития топливного дивизиона, но и получить обратную связь от клиентов. В этом году было принято решение впервые провести подобную встречу и с партнёрами по новым неядерным бизнесам, прежде всего для того, чтобы дать им полное представление о топливном дивизионе и возможностях сотрудничества с АО «ТВЭЛ», поскольку каждый из них в повседневной работе видит топливную компанию лишь с одной стороны, в узком профиле. Наталья Никипелова также отметила, что успешное развитие сотрудничества топливной компании с партнёрами по высокотехнологичным неядерным бизнесам, таким как аддитивное производство или системы накопления энергии, будет означать создание не только новых продуктов, но и новых рынков, которых раньше не существовало, и в конечном итоге – нового технологического уклада для экономики России.
Системы накопления энергии
Такие системы – это уже наступившее будущее, согласны? Сегодня можно прокатиться на электроавтобусе или электроавтомобиле. В конце концов, захватившие молодёжь электросамокаты прямое тому доказательство. И если вдруг кому-то показалось, что Росатом поддался всеобщему хайпу и кинулся в этот омут накопителей, уверяем, что это далеко не так: сначала всё было сто раз подсчитано, перепроверено, проведена кропотливая работа по изучению ситуации на мировом рынке, и только тогда закрутилось производственное колесо. Генеральный директор ООО «Катодные материалы» Эмин Аскеров – живое тому подтверждение. По его словам, «накопители окружают нас везде – роботы, электромобили, зелёная энергетика, у вас с собой наверняка есть 2–3 прибора с литиевыми накопителями. Рынок сегодня огромный, и он растёт. Очень сложно в этом многообразии сразу решить, чем мы будем заниматься, особенно если только в этот рынок входишь. Однако мы в Роса томе за чёткость, а потому сконцентрировались на трёх основных направлениях. Это пассажирский транспорт, внутризаводской и внутрискладской транспорт и решения для электроэнергетики. К 2025 году мы хотим быть в России производителем систем накопления номер один, а в мире войти в топ-10. Это будет гораздо сложнее: всё-таки мировой рынок огромен и на нём множество игроков. Но в тех сегментах, которые мы выбрали, всё только зарождается, и для этого у нас есть всё необходимое». Само собой, «Вестник Амтопрома» по традиции не удержался от дополнительных вопросов.
Эмин Аскеров
Эмин, сегодня остро стоит вопрос о сроке службы накопителей. Ведь даже литиевые аккумуляторы на тех же смартфонах через год уже держат энергию совсем не столь хорошо, как раньше. Как решите эту проблему? Сегодня пока нет той необходимой наработки для использования накопителей в транспорте, однако есть две анекдотичные истории. Первая про электростанцию Илона Маска в Австралии, которая практически была сделана на отработанных накопителях Tesla. А вторая про немецких производителей: они говорят, что у них гарантия на автомобили есть и есть накопитель, но при этом они прекрасно понимают, что автомобиль рассыплется раньше, чем накопитель, а что с ними потом делать? Они никогда не думали, что такая проблема возникнет, что даже у них автомобиль начнёт сыпаться гораздо раньше, чем его батарейка! Так вот накопитель, который мы производим, будет работать 7 лет. При этом мы понимаем, что он, скорее всего, проработает все 10 лет при тех же характеристиках и той же ёмкости. Один из самых объективных способов поддерживать работоспособность накопителя – это не заряжать и разряжать его полностью, а держать уровень заряда всегда где-то посередине. Поэтому, например, накопители, применяемые в энергетике, где не требуется мгновенного заряда-разряда, могут очень долго служить. Они могут работать и на накопителях старых, например от автомобиля.
Каковы планы вашей компании на ближайшее время? Самое главное – нам надо масштабироваться, получить технологии и получить рынки. Это то, чем мы занимаемся сейчас и весь следующий год будем этим заниматься. У нас есть технологии по управлению системами накопления и сборки. У нас нет технологий производства самих ячеек и у нас пока ограничен модельный ряд. Есть два способа это решить. Можно потихонечку самим всё это развивать, а можно купить у того, у кого всё это есть.
Господин великий литий
Насколько сегодня химические технологии близки нам в обычной жизни? У каждого из нас есть, например, брелок от автомобиля, внутри которого «живёт» маленькая плоская батарейка. Знаете ли вы, что в каждой пятой такой батарейке на планете находится литий, произведённый в российском Новосибирске? Или, скажем, практически каждый автомобиль, сходящий с конвейера АВТОВАЗа, оснащён катализатором для очистки выхлопных газов, произведённым в ТВЭЛ. Химические технологии топливной компании окружают жителей всей Земли, и это давно уже не метафора. Сегодня выручка, которую получает ТВЭЛ от химических бизнесов, составляет порядка 8 млрд рублей. По словам директора департамента маркетинга, аналитики и планирования производства АО «ТВЭЛ» Михаила Метёлкина, «мы имеем уникальные разнообразные технологии производства химических веществ, что позволяло и позволяет нам не останавливаться в своём развитии, расширять номенклатуру производимой продукции, улучшать существующие технологии и осваивать новые. И теперь в своём развитии мы подошли к следующему этапу: собрать химические бизнесы ТВЭЛ воедино. Сегодня химический рынок огромен, он больше чем половина триллиона долларов! И охватить его целиком было бы хорошо, но маловероятно. Поэтому сырьевые сегменты для нас – это те, где мы уже присутствуем: литий, катализаторы, сегменты, на которых мы сможем достаточно быстро начать работать за счёт синергии с нашими другими направлениями бизнеса. Если говорить об этих выбранных сегментах, то это не маленькая доля, в мировом рынке это порядка 100 млрд долларов. Если развернуться, есть за что побороться.
А бороться точно придётся, потому что мы собираемся потеснить на этих рынках американцев, китайцев, европейцев. Литиевая продукция – очень показательный пример». Да, все мы знаем про литиевый бум, который происходит на планете в последние годы. В Европе в самое ближайшее время запускается целый ряд мегафабрик, с тем чтобы обеспечить автоконцерны литиевыми батареями. Для этого им как воздух нужна будет высококачественная литиевая продукция, и ТВЭЛ определённо стремится занять эту нишу. По словам Михаила Метёлкина, «мы производим металлический литий уже несколько десятилетий. И заслужили признание как производитель высококачественного лития для авиационной промышленности, для батарей, наш литий используется при производстве резины и каучуков. И развитие научно-технического прогресса приводит к появлению новых аккумуляторов, где графитовый анод будет заменён на металлический литий. Это вызовет взрывное потребление этого металла. Мы собираемся быть среди крупнейших производителей».
Михаил Юрьевич, почему литиевое направление является столь перспективным? Начнём с того, что исторически мы литий производим давно. В прошлом году мы отметили 65 лет литиевому производству. Мы производим самый качественный металлический литий в мире. И сейчас литиевый рынок меняется так, что металла будет требоваться в разы больше. Не в два раза, а на порядок больше, может быть, на два порядка. Рост потребления уже начался, и мы стремимся в течение ближайших 5 лет, когда рост достигнет пика, производить литий в нужном объёме и в нужном качестве.
Речь об увеличении объёмов или об улучшении характеристик? Это всё вместе. Безусловно, речь об увеличении объёма, его нужно будет много. И качество очень важно, поскольку предъявляются всё более жёсткие требования к металлу.
Бизнес-диалог в направлении диверсификации основного бизнеса ТВЭЛ прошёл эффективно. Это отметили все участники этого долгого и крайне насыщенного дня. В ожидании следующей встречи партнёрам Росатома важно помнить, что одно из главных преимуществ атомной отрасли России – это умение работать по самым высочайшим стандартам качества и безопасности. На этом неизменном правиле держатся корневые технологии и продукты Росатома. И это своеобразный внутренний генетический код, потому что люди не умеют раздваиваться. Если их научили выполнять определённым образом свою работу, они её выполняют так, как их научили. И эти подходы и методы ведения бизнеса заботливо переносятся на все направления и конечные продукты, которыми занимаются и которые производят и ТВЭЛ, и другие гиганты атомной отрасли России.