Эффект колеи

Эффект колеи

Инвестиции в благополучие сотрудников – это эффект «четыре в одном»: управление производительностью, долгосрочная конкурентоспособность, ценностное предложение работодателя и корпоративная социальная ответственность. HR-стратегия любой компании заключается в стремлении создавать эффективную организацию и благоприятную культуру, которая ей обеспечит конкурентное преимущество. Поэтому компания должна стремиться к благополучию сотрудников и грамотно выстраивать программы его развития. В этой связи почти все глобальные компании громко заявляют о своём фокусе на благополучии. Каждая компания ищет своё уникальное решение, и это становится уже международной нормой: предприятие не может оставаться конкурентоспособным на рынке талантов без заботы об их благополучии. Цифровой инструмент Lifeaddwiser работает сразу по двум направлениям: предоставляет сотрудникам персональную аналитику и рекомендации по управлению благополучием, а компании – агрегированные данные, позволяющие таргетировать льготную политику и принять информированное решение в области предоставления внедрения необходимых программ благополучия. О том, зачем нужны такие цифровые инструменты, «Вестнику Атомпрома» рассказал основатель и генеральный директор компании Lifeaddwiser Ваагн Манукян.

Ваша цифровая платформа – это такая система оценки и управления благополучием, качеством жизни человека. А кому она реально необходима? В ней заинтересованы в первую очередь обычные люди, которые сталкиваются с комплексными жизненными ситуациями и не могут расставить приоритеты в своих усилиях по изменению жизни. Жизнь ускоряется вместе с развитием научно-технического прогресса, сегодня каждый человек получает в тысячи раз больше информации, чем это было у наших родителей. Выходит, что цена ошибки увеличивается с каждым годом. Если мы 100 лет назад ошиблись, то тогда и жизнь менялась медленно, мы могли успеть изменить своё поведение и достичь успеха. Сейчас же мы наблюдаем «эффект колеи», когда человек попал в ситуационную жизненную колею и оттуда не может выбраться. Если вы наломали дров в своей карьере до 30 лет, то дальше вы становитесь неконкурентоспособным, поскольку вам в спину дышат уже другие ребята, которые намного более эффективны. Соответственно, цена ошибки в жизни становится всё выше. В итоге мы создали инструмент, когда мудрость всех «ошибочных» судеб, ошибки непростых жизненных ситуаций аккумулируются в одном месте. И со временем, когда мы соберём довольно большие данные, мы сможем выстраивать сложные математические алгоритмы, на основании которых наглядно покажем каждому человеку, что тот стиль жизни, который у него сложился, может привести к конкретным жизненным итогам и ситуациям.

Например? Скажем, если вы не копите финансовые ресурсы, то в определённый момент можете оказаться на грани банкротства. Ведь когда ты молод, хорошо зарабатываешь и много ресурсов тратишь на различную ерунду, а в 45 лет твои шансы найти работу мечты практически нулевые, ты сталкиваешься с ситуацией, когда у тебя нет ни накоплений, ни возможностей. Вот тогда вся жизнь превращается в получение пенсии в 15 тысяч рублей, а при этом ещё надо дожить до пенсии как-то 20 лет. И важно научиться задумываться о своём отношении к карьере, к своим ресурсам, к своему здоровью, к своим семейным отношениям. Есть ещё одно «незаметное» понятие – наше здоровье. Когда оно есть, мы его не замечаем, а ведь это невосполняемый ресурс, его можно только сохранить. Наша платформа – консолидация всех сфер жизни. В своё время институт Гэллапа в течение 50 лет проводил серьёзные математические исследования на предмет изучения того, что же всё-таки делает людей успешными в жизни, счастливыми, благополучными. Они выявили пять сфер жизни, которые фундаментально влияют на её качество: здоровье, карьера, финансы, социальное благополучие и благополучие среды проживания. И вот мы создали платформу по измерению этих критически важных сфер жизни, которые предопределяют жизненное благополучие.

Как это работает? Как вы взаимодействуете с заинтересованными компаниями? Компания нанимает нас как консультанта, мы ей даём один уникальный код доступа для всех сотрудников. Например, rosatom. Компания получает код и приглашает своих сотрудников зарегистрироваться на нашей платформе. Эта платформа абсолютно анонимна, мы не можем отслеживать и идентифицировать пользователя, нам в принципе не нужны никакие персональные данные. Как бы это ни звучало, для нас все пользователи – всего лишь идентификационные номера. Единственный способ их отличить от других наших пользователей – это код компании. Они указывают код, и тогда мы понимаем, что этот пользователь ассоциируется с конкретным работодателем. Далее сотрудники отвечают на вопросы по самовосприятию своего качества жизни. Допустим, вам могут задать вопрос о том, сколько вы весите. Вы, конечно, можете наврать. Но результат в ваших интересах, это зеркало, которое показывает человеку его объективную жизненную ситуацию. Затем каждый получает индивидуальный отчёт по благополучию примерно на 40 страницах. Там много интересных мыслей, анализируются ваши ответы и даются рекомендации. В свою очередь, работодатель получает агрегированную картину по своему коллективу: в ней содержится информация о том, какова жизнь его сотрудников, какие у них особые проблемы и в чём они заключаются. Например, в питании, в физической активности, в общем контроле за здоровьем и так далее. В нашей системе собраны самые лучшие опросники по всем направлениям благополучия, и мы показываем зоны риска для работодателя.

Какие в итоге самые провальные зоны? В России, например, очень сильно «проседает» качество питания. Если работодатель видит, что качество питания сотрудников очень низкое, он может поменять свою кухню, можно в офисе поменять сладости на фрукты, словом, как-то попытаться скорректировать рацион, чтобы питание было более здоровым. Другая провальная тема после питания в России – это вовлечённость в общественную жизнь. У нас люди отвыкли служить обществу. Служу или Советскому Союзу, или никому – две такие крайности. В советское время мы служили единой великой стране, запускали спутники в космос, строили БАМ, идеологически работало государство. А сейчас этого нет, искусственно заместить это невозможно. Люди добровольно должны быть привязаны к какому-то сообществу, своему городу, должна у каждого быть какая-то гражданская позиция. Или, скажем, благотворительность. Часто люди не понимают, что благотворительность – это не про деньги, это про вовлечённость обычных людей, скажем, в волонтёрское движение. Моя ассистентка работает волонтёром в хосписе, она бесплатно там помогает, убирает за больными людьми, это её личное служение людям, но таких пока единицы. И вот это у нас в России очень сильно провалено. Хотя доказано, что уровень общественной вовлечённости значительно влияет на благополучие, а оно на успешность и продуктивность. И ведь по сути это вовсе не задача государства – это задача и зона ответственности каждого работодателя. Ещё очень сильно провалена физическая активность. Гиподинамия в стране тотальная. Наверное, это связано с избыточной массой тела. Наверное, есть корреляция какая-то: люди не только плохо питаются, они ещё и не двигаются. Хотя доказано, что корпоративные программы укрепления физического благополучия могут улучшить здоровье работников, сократить расходы работодателя на оказание медицинской и социальной помощи, повысить производительность труда и обеспечить положительный возврат инвестиций, что делает это выгодным как для работников, так и работодателей.
И, конечно, катастрофичное положение с финансовой независимостью. Из всех наших десяти тысяч юзеров львиная доля не готовы к пенсии, не готовы к финансовой независимости, они крайне уязвимы! Игнорирование финансовых проблем сотрудников ведёт к снижению продуктивности и эффективности их работы. Очень часто люди попадают в кредитное рабство. Это реальная проблема последних лет. Люди закредитованы, у них огромное количество долгов, зарплата их давно не спасает. Любой экономист вам скажет, что не больше половины ваших доходов может уходить на обслуживание и погашение кредита. Но мы часто наблюдаем ситуации, когда все 90% доходов конкретного работника уходит на это. Они фактически являются рабами банков. Отсутствие внимания к финансовому благосостоянию ведёт к тому, что сотрудники будут искать новое, высокооплачиваемое место работы и тратить рабочее время на раздумья и поиски новой работы.

Какие компании готовы внедрить программу по улучшению благополучия? Чаще всего обращаются корпорации, для которых социальная ответственность – это не просто лозунг, а вшитые в их суть бизнеса компании. Допустим, компания Росатом. В силу особенностей отрасли эта корпорация не может относиться к работникам так же, как к своим работникам относится Сбербанк. Сотрудник Сбербанка может уйти, и на его место может прийти любой другой, а в атомной отрасли такое в принципе невозможно. Во-первых, вы выращиваете этого человека 20 лет, он особо и не может никуда уйти со своими уникальными компетенциями, но стоимость его замещения гигантская. Вы не можете заново 20 лет тратить, чтобы создать такого специалиста. Поэтому к сотрудникам в Росатоме относятся не просто как к кадрам, а как к самому ценному активу. Я надеюсь, что такое же есть в фармацевтической отрасли или в IT-отрасли. Пока в России только самые прогрессивные компании готовы прилагать усилия в этом направлении, и я очень рад, что в лице Росатома мы это наблюдаем.

Что вы можете посоветовать тем организациям, которые только начинают задумываться об ответственности за благополучие своих работников? Как грамотно им подойти к тому, чтобы свои кадры наводящими вопросами не распугать, а, наоборот, их заинтересовать? Помните о том, как профессор Преображенский говорил о том, что разруха в первую очередь у нас в головах? Вот точно так же тема благополучия возникает в головах руководителя. Директор по культуре любой компании – это её генеральный директор. Культуру формирует собственник, от него начинаются все конкретные посылы. Все инициативы, которые идут снизу, если не востребованы наверху, они не воспринимаются. Если они не ложатся на философию, на культуру, которую транслирует руководство, то они мёртворождённые. Поэтому первый критерий – согласованность повестки благополучия корпоративной повестке. Как минимум должен быть спрос наверху. Если спрос есть, дальше мы должны это превратить в корпоративный посыл сотрудникам. Сказать им, что мы хотим благополучие превратить в корпоративную ценность и согласовать измеряемые инструменты. Важно понять, что вы не можете управлять тем, что не можете измерить. Мы должны измерить благополучие, и тут появляется наш инструмент Lifeaddwiser, поскольку других инструментов измерения благополучия на сегодняшний день в России нет.
Да, наш инструмент пока не идеален, но мы постоянно совершенствуем его, делаем его лучше, удобнее, активно работаем сейчас над сокращением опросника. Хотим сделать так, чтобы максимально быстро поставить «диагноз» человеку. Для этого нужен умный искусственный интеллект. Сейчас как раз запускаем проект по встраиванию нейронных сетей в наш алгоритм. Когда человек начинает отвечать, происходит профилирование личности, и буквально через 30–40 вопросов мы с вероятностью в 95% можем сказать, какой у вас уровень благополучия. Самая сложная часть – это интерпретация результатов, составление корпоративного плана по повышению благополучия сотрудников.
И самое ответственное здесь – это уговорить компанию мягко вмешаться в личную жизнь сотрудников. Этакий патернализм, когда вы человеку не навязываете какие-то концепты, а даёте ему правильные направления мысли. Невидимой рукой его ведёте к правильным решениям. Например, сегодня актуально защититься от коронавируса, поэтому важно объяснить то, чем он опасен. Поэтому инфекционист подробно людям объясняет то, что происходит в теле человека, когда в него попадает вирус. И когда ты информирован – значит, ты вооружён, можешь дальше себя защищать.
А если так же информировать про питание? Я уверяю, что 90% людей перестанут есть много сладостей, мучное и жирное, если их просветить и дать альтернативу. Сегодня те же 90% людей недоедают овощей и фруктов, поскольку у них неправильный рацион! И вот когда людям начинаешь объяснять, казалось бы, столь элементарные вещи, то происходит чудо! Жизнь всех этих людей начинает меняться в лучшую сторону буквально на ваших глазах.