Стойкий атом

Стойкий атом

Впервые устойчивое финансирование выделено на строительство объекта атомной энергетики

Экологичность как ковенант

В чем примечательность ситуации? Речь идет о так называемом устойчивом кредитовании. Вслед за крупнейшими мировыми финансовыми организациями российские банки стали предоставлять бизнесу кредиты, привязанные к показателям устойчивого развития. Одной из особенностей кредитования в таком случае является предоставление более выгодных условий заимствования для компаний, реализующих мероприятия, направленные на выполнение обязательств в сфере сохранения окружающей среды, определенных обязательств в социальной сфере. Базовая ставка кредита снижается при условии выполнения заемщиком таких обязательств (ковенантов).

Для Росатома цели и принципы устойчивого развития, сформулированные в Глобальном договоре ООН, — важнейший ориентир во всех направлениях деятельности. С их учетом строится работа госкорпорации на любых объектах и территориях присутствия, в том числе за рубежом. Первый отраслевой документ, описывающий принципы Росатома в области сохранения окружающей среды, появился еще в 2008 году, в последующие годы были разработаны и приняты документы, касающиеся социальной политики, охраны труда, взаимодействия с поставщиками и пр. Росатом сегодня ориентирован на соответствие международным стандартам в области мер, реализуемых в целях сохранения биологического разнообразия, экологического мониторинга и контроля воздействия на окружающую среду, социальной ответственности и охраны труда, а также качества управленческих и бизнес-процессов.

 

Чисто и надежно

АЭС «Аккую» для Росатома — проект флагманский. Первая атомная электростанция на территории Турции сооружается с учетом всех требований и норм безопасности МАГАТЭ и Клуба европейских эксплуатирующих организаций (EUR). Уникальность проекта в применении модели B.O.O (Build — Own — Operate) — «Строй. Владей. Эксплуатируй»: в этом случае реализующая его компания входит в состав акционеров проекта.

На сегодняшний день «Аккую» — одна из крупнейших атомных строек в мире. После ввода в эксплуатацию АЭС «Аккую» будет обеспечивать значительное снижение объемов выбросов СО2 на территории республики за счет замещения выработки из других, более углеродоемких источников генерации. Говоря о значимости проекта, министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Донмез подчеркнул, что станция, которая обеспечит 10 процентов потребностей страны в электроэнергии, — это еще и «важнейший вклад в сохранение окружающей среды: АЭС — источник экологически чистой и бесперебойной электроэнергии».

Проектная компания АО АККУЮ НУКЛЕАР в рамках заключенных соглашений о предоставлении устойчивых кредитов взяла на себя обязательства по выполнению мониторинга окружающей среды, состояния наземных и водных объектов и предоставлению ежегодных отчетов об этом с соблюдением требований турецкого законодательства.

Комментируя партнерство с Совкомбанком в проекте «Аккую», заместитель генерального директора по экономике и финансам госкорпорации «Росатом» Илья Ребров отметил, что госкорпорация на примере «Аккую» «демонстрирует новый уровень ответственности, который принимают на себя компании атомной отрасли в рамках участия в реализации глобальной повестки устойчивого развития… Соответствие требованиям в сфере устойчивого развития дает возможность кредитования на специальных условиях, то есть позволяет с уверенностью говорить об экономической целесообразности и преимуществах «устойчивого» финансирования.

Уверенное развитие проекта АЭС «Аккую» в парадигме устойчивого развития — заслуга совместных, слаженных усилий дивизионов, подразделений и проектных компаний Росатома. Наряду с АО АККУЮ НУКЛЕАР, определяющий вклад в успех этой важной работы вносят департамент устойчивого развития госкорпорации «Росатом» (Полина Лион), казначейство госкорпорации «Росатом» (Ирина Данилова), блок международного сотрудничества и коммерческой деятельности АО «РЭИН» (Антон Дедусенко), блок по ядерной инфраструктуре АО «Русатом Сервис» (Юлия Черняховская). Результаты командной работы были признаны на уровне Смешанной межправительственной Российско-Турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, отметившей на недавнем заседании роль проекта АЭС «Аккую» в достижении целей устойчивого развития Турецкой Республики.

 

Строй. Владей. Эксплуатируй: как работает модель B.O.O.

Суть экономической модели B.O.O., по которой реализуется проект сооружения атомной станции «Аккую», заключается в том, что поставщик АЭС является также ее инвестором (соинвестором) и владельцем (совладельцем). В этом случае функции и ответственность компании, которая возводит объект, не ограничиваются сроками строительства — она участвует во всех этапах его жизненного цикла. В случае с атомной станцией — вплоть до и включая ее вывод из эксплуатации. В этом случае поставщик АЭС несет ответственность за организацию работы на станции и за ее экономическую эффективность, а также получает доход от реализации электроэнергии, которая вырабатывается этой станцией.

 

Достижению каких ЦУР способствует развитие атомной энергетики

Деятельность Росатома оказывает влияние на реализацию всех 17 Целей устойчивого развития, сформулированных ООН. Шесть из них являются ключевыми с точки зрения масштаба влияния и специфики деятельности госкорпорации:

Цель 7: Недорогостоящая и чистая энергия

«Энергетика является ключевым фактором, способствующим решению современных проблем»

Цель 8: Достойная работа и экономический рост

«Для ликвидации нищеты необходим пересмотр экономической и социальной политики»

Цель 9: Индустриализация, инновации и инфраструктура

«Для достижения устойчивого развития крайне важны инвестиции в инфраструктуру»

Цель 12: Ответственное потребление и производство

«Устойчивое потребление и производство направлено на то, чтобы «делать больше и лучше меньшими средствами»

Цель 13: Борьба с изменением климата

«Проблема изменения климата не знает границ и требует глобального решения»

Цель 17: Партнерство в интересах устойчивого развития

«Работа по достижению устойчивого развития невозможна без налаживания партнерских отношений на глобальном, региональном и местном уровнях»

 

Опыт первый — не последний?

По словам первого заместителя генерального директора — директора Блока по развитию и международному бизнесу госкорпорации «Росатом» Кирилла Комарова, предоставление АО АККУЮ НУКЛЕАР устойчивых кредитов — особый знак: «Это свидетельство доверия финансового рынка к атомной энергетике не только как к надежному заемщику, но как к отрасли, создающей условия для роста экономики по устойчивому, низкоуглеродному сценарию».

Тот факт, что атомная генерация — низкоуглеродная и ее развитие является прямым вкладом в достижение Целей № 7 и 13, а также содействует достижению ряда других ЦУР ООН, делает проекты АЭС отличным кандидатом для устойчивого кредитования. Однако соглашения о кредитных линиях для строящейся станции «Аккую» — пока единственный подобный пример в мировой практике, когда устойчивое финансирование выделяется непосредственно под проект АЭС. Возможно, ситуация изменится с включением атомной энергетики в Европейскую таксономию, что обсуждается уже достаточно давно.

Таксономия ЕС, Регламент о которой был одобрен Европарламентом год назад, — часть так называемого плана «озеленения» европейской экономики, «Зеленой сделки», сутью которой является содействие в достижении углеродной нейтральности Евросоюза к 2050 году. Таксономия ЕС устанавливает перечень «устойчивых» отраслей, рекомендованных для инвестиций. Весной текущего года Объединенный исследовательский центр Еврокомиссии выпустил отчет, один из выводов которого по сути ставит атомную энергетику в один ряд с видами генерации, которые уже включены в Европейскую таксономию. Включение в этот «зеленый список» атомной энергетики находится на стадии переговоров.

В открытых обсуждениях проектов Таксономии ЕС принимал участие и Росатом, хотя Россия как государство не участвует в связанных с ее формированием переговорах. У включения атомной энергетики в Таксономию ЕС есть как сторонники, например Франция и ряд центральноевропейских стран, так и противники, как, к примеру, Германия. Эксперты не раз подчеркивали, что добиться снижения объемов выбросов парниковых газов в соответствии с целями Парижского соглашения будет невозможно без развития атомной энергетики — самого мощного вида генерации, не производящего прямых выбросов СО2 в атмосферу. Вопрос о включении атомной энергетики в Таксономию ЕС, что будет означать официальный «устойчивый» статус на европейском уровне, согласно планам Еврокомиссии будет рассмотрен в июле нынешнего года.

Одновременно на согласовании в правительстве РФ находится проект национальной таксономии — критерии определения «зеленых» и переходных проектов и механизм их верификации разработал ВЭБ.РФ совместно с Минэкономразвития. К таковым могут быть отнесены компании, выполняющие ограничительные условия по объемам выбросов вредных веществ и парниковых газов, а также использующие технологии, позволяющие эффективнее расходовать природные ресурсы. Некоторые промышленные производства включены в проект национальной таксономии с рядом оговорок (например, в части обновления парка оборудования и технологий, выбросов СО2), в то время как сразу несколько видов генерации электроэнергии — в частности солнечная, ветряная, гидроэнергетика (проекты мощностью до 25 мВт) и атомная энергетика — включены без каких-либо дополнительных условий.

 

Быть «зеленым» — выгодно

С развитием «зеленой» повестки в бизнес-лексикон прочно вошло такое понятие, как ESG-критерии (Environmental, Social and Corporate Governance). Речь идет о критериях управления компанией, которые отражают ее приверженность принципам устойчивого развития — экологическим, социальным и управленческим. Первые показывают, насколько предприятие ориентировано на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, вторые — как в компании относятся к персоналу и партнерам, третьи отражают эффективность руководства компанией, в том числе с точки зрения ориентированности корпоративных решений на обеспечение соответствия деятельности компании принципам устойчивого развития. В современном мире, где цели устойчивого развития — не просто декларация, соблюдение ESG-принципов не только облегчает доступ к финансированию, но и повышает привлекательность бизнеса как для кредиторов, так и для потенциальных инвесторов: сегодня подавляющее большинство из них, по данным исследований, оценивают компании с позиций ESG.

Уже существуют ESG-агентства, которые составляют ESG-рейтинги компаний (которые могут снижаться, например, из-за связанных с загрязнением окружающей среды инцидентов), а также ESG-фонды, финансирующие различные проекты — к примеру, связанные с «зеленой» повесткой. В том, что касается критериев ESG-финансирования, наиболее проработанными и требовательными являются нормы регулирования, действующие в странах ЕС. ESG-принципы работают и на российском рынке, в частности, их достаточно давно внедряют крупные банки: устойчивое кредитование поддерживает бизнес в том, чтобы вести деятельность в парадигме устойчивого развития. Эксперты считают готовность банковского и финансового сектора предложить устойчивым проектам соответствующие условия финансирования важным фактором развития устойчивых бизнес-практик как в России, так и на международных рынках.

 

Банки против изменения климата

Больше 240 банков, инвестфондов и страховых компаний по всему миру поддерживают Финансовую инициативу Программы ООН по окружающей среде (ФИ ЮНЕП), тем самым декларируя готовность соблюдать принципы устойчивого развития и ответственного финансирования. Партнерство ООН и мировых финансовых институтов было создано в 1992 году; в 2019-м, накануне Саммита ООН по действиям, связанным с изменением климата, ФИ ЮНЕП были приняты «Принципы ответственного банковского обслуживания», согласно которым представители финансового сектора обязуются строить свою деятельность в соответствии с целями Парижского соглашения по климату.

 

Комментарий

Полина Лион

Директор департамента устойчивого развития госкорпорации «Росатом»

«Включение атомной энергетики в Европейскую таксономию принесет колоссальный позитивный эффект»

 

Интерес рынка и финансовых институтов к устойчивому финансированию варьируется в зависимости от региона и от того, на каком этапе развития находятся сами процедуры устойчивого финансирования. Если в Европе инструменты устойчивого финансирования развиваются уже порядка 10 лет, то в России этот сектор финансового рынка находится в стадии формирования. При этом общая логика везде одинаковая: сам проект, на который привлекается устойчивое финансирование, и компания, занимающаяся привлечением средств, должны подтвердить свое соответствие принципам и критериям устойчивого развития.

Важно, чтобы у таких компаний была максимально полная публичная отчетность с раскрытием различных аспектов устойчивого развития — экологических, социальных и прочих, выстроены процедуры экологического и климатического мониторинга, подтверждена социальная ответственность. В компании должна быть сформирована внутренняя процедура отбора и подтверждения устойчивых «зеленых» видов деятельности — то есть компания должна продемонстрировать участникам финансового рынка максимальную осознанность в области устойчивого развития.

У объекта финансирования должны быть в явном виде сформулированы ESG-цели (ковенанты), связанные с ответственностью и эффективностью в области устойчивого развития. В число таких ковенантов могут входить, например, обязательства по рекультивации земель, сохранению биоразнообразия, соответствию стандарту ISO 14000 (международный стандарт, содержащий требования к системе экологического управления), обеспечению гендерного равенства и недискриминационных условий труда и даже уровень рейтинга в области устойчивого развития. И важно, чтобы эти ковенанты не просто были сформулированы на несколько лет вперед, но и сопровождались конкретными мероприятиями по их достижению.

Далее, условием для привлечения устойчивого финансирования является независимая верификация «зеленого» качества объекта финансирования и поставленных ESG-ковенантов, под которые это финансирование привлекается. Таким независимым верификатором, как правило, выступает уполномоченное рейтинговое агентство или специализированная консультационная компания. После привлечения финансирования будет необходима ежегодная отчетность о целевом использовании средств.

С репутационной точки зрения включение атомной энергетики в качестве «устойчивой» в Европейскую таксономию — если и когда это произойдет — принесет колоссальный позитивный эффект и будет способствовать снижению настороженности рынков и лиц, принимающих решения, в отношении атомной энергетики. При этом стоит понимать, что подтверждение соответствия атомной энергетики критериям устойчивости само по себе не является достаточным условием для получения финансирования для проектов сооружения АЭС — при принятии решения о предоставлении кредита банки оценивают в первую очередь базовые кредитные риски, которые в данном случае связаны с гарантией стоимости и сроков реализации проекта.

Однако для тех финансовых институтов, которые готовы рассматривать кредитование проектов в области атомной энергетики, включение в Европейскую таксономию будет веским дополнительным аргументом. Европейская таксономия — это базовый системный документ, определяющий благоприятные с точки зрения сохранения климата виды деятельности, причем не только в сфере энергетики, но и в других секторах экономики. Эта классификация будет учитываться при разработке планов развития национальных экономик региона по достижению углеродной нейтральности.

Аналогичная работа ведется и за пределами Европы — собственные таксономии разрабатываются в США, в Китае, такая работа активно ведется и в России. Чем больше будет таких классификаций, в которые будет включена атомная энергетика, чем больше будет подтверждений ее соответствия устойчивым принципам и критериям, тем более стабильными и определенными будут перспективы развития атомной энергетики в составе базовых источников чистой энергии по всему миру.