Атомная Coursera

«РусАС» выводит e-learning на новый уровень

У «Русатом Сервис» амбициозные планы по развитию нового направления — дистанционного обучения: среди ближайших целей — поставить производство курсов «на конвейер» и начать активную экспансию на зарубежные рынки. О заказчиках, основной аудитории и о том, для чего это нужно компании, рассказывает начальник управления сопровождения внешнеэкономической деятельности и дистанционного обучения в «Русатом Сервис» Мария Роскошная.

Сначала расскажу, как появилось новое для «РусАС» бизнес-направление. Уже несколько лет в компании функционирует департамент проектов по обучению, который преимущественно занимается очными образовательными программами для иностранного персонала стран присутствия Росатома. Благодаря деятельности этого департамента и стратегическому видению, заложенному блоком развития бизнеса, четыре года назад был выпущен первый базовый промокурс «Основы современной АЭС российского дизайна с реактором ВВЭР-1200». Курс небольшой: 5 модулей, 28 тем. Он получился емким и интересным, получил положительные отзывы от целевой аудитории, а «Русатом Сервис» укрепился в намерении запустить полноценный инвестиционный проект, посвященный созданию продуктов дистанционного обучения: это и есть реализуемый сегодня большой проект e-learning.

В то же время, в 2017 году, начало активно развиваться направление экспортного контроля, где я работала. В прошлом я занимала различные должности в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России). Так вышло, что многие отраслевые игроки меня знали и обращались за помощью и советом. В какой-то момент мы с руководством «РусАС» решили, что из этого можно сделать самостоятельное коммерческое направление — чтобы все желающие получили компетентную поддержку. В 2018 году мы заключили первый договор по этому направлению, с тех пор количество клиентов растет кратно — ежегодно в два-три раза. И если все начиналось с помощи компаниям в получении документов по экспортному контролю, то постепенно мы стали активно профилироваться на проведении аудитов внешнеэкономической деятельности, подготовке компаний к проверкам со стороны регуляторов. А аудит всегда логично завершается формированием внутренней программы экспортного контроля — это мощный специализированный документ, который описывает всю деятельность организации в этой сфере.

Вскоре заказчики стали просить нас провести обучение их сотрудников, чтобы те смогли решать вопросы в области экспортного контроля самостоятельно. Мы начали проводить обучение, преимущественно в очном формате, и в какой-то момент поняли, что наших временных ресурсов не хватает — мы тратили целые недели на проведение тренингов, не считая времени на разработку учебно-методических материалов. Поэтому решили записать базовый видеокурс — он стал нашим первым дистанционным образовательным продуктом.

Постепенно «РусАС» становился хабом знаний и компетенций по экспортному контролю, к нам обращались за помощью и по смежным направлениям: таможенному декларированию, стыковке требований экспортного контроля и логистики и другим. Мы записали второй курс — по международной транспортной логистике. Так, на базе отдела экспортного контроля, сформировался пул компетенций по созданию образовательных продуктов в формате e-learning. Мы научились формировать качественный контент по направлению сопровождения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Пандемия заставила нас переосмыслить рынок дистанционного обучения. Раньше казалось, что это что-то вспомогательное: в основном люди предпочитают учиться очно, ездить в командировки, завязывать новые знакомства. Но пандемия все изменила: больше не было возможности выезжать самим и принимать у себя зарубежных коллег. В 2020 году на рынке дистанционного обучения произошел взрывной рост: кратное увеличение процентных показателей по выручкам и прибыли крупных игроков. Мы поняли, что нужно успеть вскочить в последний вагон уходящего поезда и стать «атомной Coursera».

Курсы на конвейер

В феврале этого года было принято решение произвести перезапуск направления e-learning и выделить его из департамента проектов по обучению. Мой отдел защитил дорожную карту развития направления дистанционного обучения перед топ-менеджментом «РусАС». Нам как центру компетенций доверили выведение e-learning на новый уровень. По сути это означало переход от развития небольшой линейки продуктов, связанных с техническим обучением персонала зарубежных АЭС, к конвейерной модели выпуска курсов в самом разнообразном формате. Поэтому основной нашей задачей стал поиск путей расширения продуктовой линейки.

Конечно, мы будем дополнять уже существующие образовательные программы. Так, из курса по основам современной АЭС вырастет обширный курс «Базовые знания по АЭС с ВВЭР-1200 для подготовки эксплуатационного персонала АЭС», который будет включать в себя 240 академических часов и вестись на двух языках — русском и английском. До конца года выходит обновленная линейка курсов в области внешнеэкономической деятельности (ВЭД): мы обновляем курс по экспортному контролю, добавляем новые блоки в курс по международной транспортной логистике и приступаем к съемкам курса по таможенному оформлению. Вместе с нашей «дочкой» — компанией АО «ИТЦ «ДЖЭТ» — готовим курс по программному обеспечению для полномасштабных тренажеров, совместно с АО «НПО «ЦНИИТМАШ» — курсы по тематикам «Сварка», «Разрушающий контроль» и «Неразрушающий контроль». Все эти курсы появятся до конца этого года. Всего за 2021 год мы должны снять более 480 академических часов курсов по разным тематикам — это серьезные объемы!

В ближайшей перспективе — курс «Русский язык как иностранный», планируем создать линейку курсов по основным системам центра диагностики «Диапром». Также мы подписали соглашение о партнерстве и сотрудничестве с одной из крупнейших в мире консалтинговых компаний, Ernst & Young: в начале следующего года выйдет ряд тематических роликов по вопросам правильного ведения ВЭД. В прошлом году «РусАС» получил лицензию на осуществление образовательной деятельности, теперь после прохождения слушателями курсов мы можем выдавать им удостоверения о повышении квалификации установленного образца.

Мы делаем большие ставки на курс «Базовые знания по АЭС с ВВЭР-1200 для подготовки эксплуатационного персонала АЭС». Он будет активно экспортироваться и, по нашим расчетам, должен «взлететь» в странах, где Росатом строит или готовится к стройкам АЭС — там, где уже подписаны EPC-контракты и где «РусАС» обучает будущих сотрудников очно. Мы уверены, что около 30–40 % очного обучения можно будет заменить этим базовым дистанционным курсом: это точно не снизит качество образования, при этом выйдет экономия и оптимизация ресурсов.

Из тех курсов, что уже «работают», самый востребованный и внутри, и вне отрасли — это «Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации специалистов по экспортному контролю». Она прошла проверку со стороны регулятора — ФСТЭК России — и занесена в перечень рекомендованных программ (кстати, всего в России аттестованных ФСТЭК программ только шесть, одна из них — наша). Вообще все курсы по направлению ВЭД строятся по принципу конструктора: есть ряд модулей, которые применимы как для внутриотраслевых, так и для внешних игроков, а есть специфические — для компаний, входящих в контур Росатома. Курсы по ВЭД могут быть интересны и зарубежным компаниям, которые работают с Россией.

В целом мы стремимся к универсальности наших курсов: так, программы по сварке и неразрушающему контролю будут полезны и для предприятий, работающих в других областях энергетики, не только в атомной. Сейчас приобрести наши курсы может любой желающий: достаточно подписать договор с «РусАС» и получить ключи к материалам курса. К нам уже обращаются и юридические, и физические лица.

Справка

В каждый курс, разработанный «Русатом Сервис», входят видеолекции — запись инструктора и демонстрационные материалы с возможностью включения субтитров; конспекты для самостоятельного обучения; тесты с автоматической проверкой, а также задания, которые предполагают последующую проверку инструктором; инструменты мониторинга прогресса по курсу; система уведомления о событиях курса. Также слушатели получают доступ к форуму с инструктором и другими слушателями и могут получить компетентную обратную связь.

Кто выступает экспертами на курсах? По направлению ВЭД тренеры — мы с коллегами, также в качестве подрядчиков привлекаем профессионалов на этом рынке — это и сильные эксперты-практики, представители крупных компаний, и сотрудники партнерских организаций (например, Ernst & Young, о которой я уже говорила), и профессиональные преподаватели, носители соответствующих компетенций. По техническим курсам наш ключевой партнер — Техническая академия Росатома, также мы много работаем с другими организациями (в частности, с ЦНИИТМАШ, МИФИ). По ряду курсов в формате soft-skills взаимодействуем с Корпоративной академией Росатома. В общем, там, где это возможно, привлекаем отраслевых игроков, но, если понимаем, что есть востребованные иностранным рынком компетенции за пределами отрасли, — работаем с владельцами этих компетенций. Для нас важно, чтобы наши слушатели получали информацию из первых рук.

Сейчас наши курсы находятся на разных платформах. Но уже с начала следующего года мы соберем их все под единым «зонтиком»: на январь 2022 года намечен ввод в промышленную эксплуатацию единой IT-платформы. Мы создаем ее на основе системы управления курсами и виртуальной обучающей среды Moodle. Здесь можно проводить мероприятия любой сложности, кроме того, эта система может быть адаптирована под самые нестандартные запросы в части формата проведения мероприятий и вариаций размещения материалов. В будущем планируем разработать мобильное приложение, которое будет синхронизироваться с основной системой.

Конечно, нас спрашивали: зачем мы делаем собственную IT-платформу, почему не пользуемся уже существующими в отрасли инструментами — например, теми, которыми располагает Корпоративная академия Росатома? Причина в том, что существующие платформы не в полной мере подходят под запросы иностранных коллег, а ведь основная часть нашей аудитории — зарубежные заказчики. Например, некоторые такие платформы не имеют функционала под проведение онлайн-конференций, нужной сертификации в области информационной безопасности, одобренной со стороны ФСТЭК России, не готовы к предоставлению доступа зарубежным пользователям с учетом местного законодательства в части защиты персональных данных. Именно поэтому мы, тщательно проанализировав рынок, выбрали Moodle как идеально подходящую под все наши требования.

Планы на будущее

Сейчас направление дистанционного обучения укрепляет направление ВЭД. Яркий пример: внутри e-learning мы заложили формирование специализированного института, который называется «Специалист по ВЭД». Это целый набор курсов, который, помимо экспортного контроля и логистики, включает курсы по валютному контролю, правовому обеспечению ВЭД, таможенному оформлению и переговорным компетенциям. То есть в дистанционном формате можно будет готовить высококвалифицированных специалистов, которые будут обеспечивать деятельность Росатома на международной арене.

Еще одно направление развития ВЭД — укрепление партнерства с независимыми идентификационными центрами — профессиональными игроками на рынке проведения идентификации продукции двойного назначения, то есть «чувствительных» товаров и технологий. Так, в этом году внутри госкорпорации на базе отраслевой лаборатории по экспортному контролю в Обнинске был создан такой независимый идентификационный центр. Есть понимание, что мы могли бы дополнить линейку сервисов данного центра своими продуктами — как по линии обучения, так и по направлению цифровизации и консалтинга по ВЭД, так как мы накопили достаточно профессионального опыта в этой сфере, ежедневно сопровождая десятки сделок «РусАС» и наших клиентов в России и за рубежом.

Кстати говоря, мы первыми в отрасли, да и вообще в стране, насколько нам известно, запустили свою информационную систему для бизнеса по экспортному контролю — DIRECT.Compliance (от Digital Intelligent Rosatom Export Control Tool. Compliance). Это специализированная платформа, через которую все наши заказчики направляют свои запросы, а мы их обрабатываем, причем даже идентификация объектов сделки проводится в «умном» полуавтоматическом режиме. Развитие этой системы и возможная стыковка ее с другими отраслевыми решениями — одна из наших целей в области цифровизации ВЭД.

В части дистанционного обучения в планах, как я уже говорила, — переход от отдельных курсов к конвейерной модели (к концу следующего года). Также планируем активную экспансию на зарубежные рынки. Наша цель — стать большим консалтинговым центром по направлению экспортного контроля и релевантного сопровождения ВЭД. Уже сейчас мы работаем с партнерами из Китая, Индии, ОАЭ: с последними в прошлом году реализовали программу по обучению представителей местного регулятора. Готовится крупный проект с Финляндией. Как только у нас появятся референции в этой стране, будем продвигаться дальше на европейские рынки (например, в Чехию, Словакию), благо в Европе действует во многом унифицированная система экспортного контроля.

Еще у нас есть «голубая мечта»: выйти на рынок B2C, чтобы физические лица столь же активно могли пользоваться продуктами, которые предлагает наша «атомная Coursera», как и представители крупного бизнеса. Для этого надо еще сильнее развивать соответствующую цифровую инфраструктуру, работать над удобными платежными механизмами, проводить фокусную PR-кампанию. Скучать нам точно некогда!

Справка

E-learning (сокращение от англ. Electronic Learning) — система обучения при помощи информационных и электронных технологий, которая осуществляется с использованием интернета и мультимедиа. Основные преимущества e-learning — возможность в любое время и в любом месте получить самые современные знания, снижение затрат на обучение, гибкость в подходе к обучению (пользователь адаптирует процесс под собственные потребности). Первый в мире онлайн-курс был проведен в 1986 году в США. Сейчас e-learning широко используется и образовательными учреждениями, и различными компаниями для обучения как сотрудников компании, так и клиентов.

В 2010 году появились первые массовые открытые онлайн-курсы, которые позволяют одновременно обучать сотни тысяч студентов. Самая известная массовая образовательная платформа — Coursera, проект, основанный профессорами информатики Стэнфордского университета в 2012 году. Coursera сотрудничает с ведущими университетами и образовательными организациями по всему миру и предлагает не отдельные лекции, а полноценные курсы, которые включают видеолекции с субтитрами, текстовые конспекты, домашние задания, тесты и итоговые экзамены. По окончании курса, при условии успешной сдачи промежуточных заданий и заключительного экзамена, слушатель получает сертификат об окончании. На сегодняшний день на платформе зарегистрированы более 87 миллионов пользователей.