Пятилетка поступательного движения
Территории присутствия

Пятилетка поступательного движения

Как Росатом помогает развитию бизнеса на территориях присутствия

Управляющая компания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в закрытых территориальных образованиях (ЗАТО) атомной отрасли, созданная в 2017 году, отмечает свой первый юбилей. О том, как и над чем работает небольшой, но активный коллектив, в интервью «Вестнику атомпрома» рассказал генеральный директор АО «Атом-ТОР» Николай Пегин.

— Как возникла и развивается управляющая компания «Атом-ТОР»?

— Напомню, идею ТОСЭР выдвинул в 2014 году Владимир Путин — с целью ускорить экономическое развитие сложных территорий. Под действие закона о территориях опережающего развития попали регионы Дальнего Востока, моногорода и закрытые территориальные образования, затем преференциальный режим распространился на Крайний Север. Росатом немедленно оценил преимущества ТОСЭР: льготы, которые давал этот статус, позволяли ускоренно развивать бизнес, создавать новые рабочие места.

На сегодняшний день мы управляем восемью ТОСЭР в ЗАТО — это Саров в Нижегородской области, Заречный в Пензенской, Снежинск и Озерск в Челябинской, Новоуральск и Лесной в Свердловской, Северск в Томской области и Железногорск в Красноярском крае. Всё это города присутствия крупных предприятий Росатома, которые играют ключевую роль в решении стратегических задач. У нас созданы четыре дочерних общества — в Заречном, Новоуральске, Северске и Железногорске, на остальных ТОСЭР работают наши представители. Планируем в ближайшее время создать еще два дочерних общества.

Еще есть ряд моногородов, где также присутствуют предприятия Росатома, но эти города не имеют статуса ЗАТО. Например, Димитровград в Ульяновской области (там расположен НИИАР), Глазов в Удмуртии (ЧМЗ), Краснокаменск в Забайкальском крае (ППГХО им. Е. П. Славского). Особая история — Усолье-Сибирское в Иркутской области, где Росатом решает задачу по экологической реабилитации территории. Во всех этих моногородах созданы ТОСЭР, но они находятся под управлением региональных корпораций развития. Однако с начала 2022 года мы по поручению руководства Росатома подключились к сопровождению и оказанию поддержки также на ТОСЭР в моногородах.

Кроме того, в качестве экспертов мы помогаем развитию отраслевых проектов и на других территориях с льготными экономическими режимами. Например, мы привлечены к изучению перспектив организации индустриального парка в Балтийске Калининградской области (в особой экономической зоне), где планируется крупное производство аккумуляторов — гигафабрика отраслевого интегратора РЭНЕРА. Налаживаем взаимодействие с наукоградом Обнинском. Большой интерес представляет сотрудничество с индустриальным парком «Нижние Котлы» — это перспективный проект на базе НИИТФА в Москве. Это взаимодействие сегодня только выстраивается; постоянно возникают и другие задачи.

Для полноты картины добавлю, что в Росатоме есть еще два ЗАТО, не получивших статус ТОСЭР, — это Зеленогорск в Красноярском крае и Трехгорный в Челябинской области. Оформление, защита заявки — непростая задача, город должен соответствовать ряду критериев и доказать, что ТОСЭР даст эффект. Руководители этих ЗАТО стремятся к получению статуса преференциальной территории, убедившись в успешной работе этого механизма. Надеемся, что их работа по получению статуса ТОСЭР увенчается успехом. Мы сотрудничаем с этими территориями в информационном, консультационном плане, оказываем помощь в оформлении и сопровождении документов.

— Каковы показатели деятельности по резидентам?

— Данные приведу по нашим ТОСЭР в ЗАТО, где мы выполняем функции управляющей компании. На сегодняшний день мы присутствуем в десяти регионах, оперируем более чем 125 инвестиционными площадками greenfield и brownfield. В операционной деятельности территорий опережающего развития находится более 17 тыс. га площадей, более 200 объектов инфраструктуры. Для понимания масштаба и динамики отмечу, что на начало 2019 года было лишь несколько резидентов с объемом около 150 млн рублей, а история, которую мы сформировали с 2019 года, — это 86 резидентов, подписано соглашений почти на 27 млрд рублей, планируется создание более 3,5 тыс. рабочих мест. Уже фактически вложено почти 2 млрд рублей инвестиций, создано более 1000 рабочих мест.

К 2030 году (опять же, данные только по ТОСЭР в ЗАТО, без учета моногородов) мы планируем наличие более 200 резидентов, более 50 млрд рублей привлеченных инвестиций и более 10 тыс. созданных новых рабочих мест. Это планы, и жизнь их корректирует, но важно, что в сегодняшних экономических условиях практически все резиденты сохраняют поступательное движение. Есть и новые инвесторы, желающие «приземлить» свои проекты на наши территории.

История создания АО «Атом-ТОР»

Исторически в атомных городах поддерживался более высокий уровень жизни, чем в целом по стране: это компенсировало закрытый статус, привлекало и удерживало специалистов. Но с приходом рынка поддерживать благополучие было все труднее. В Росатоме была инициирована подготовка обосновывающих заявок на статус ТОСЭР; потребовалось и создание управляющей компании (таково требование закона). Еще в апреле 2015 года совет директоров АО «Атомэнергопром» одобрил создание частного учреждения по сопровождению реализации территориальных проектов атомной отрасли РФ. Но после юридического анализа стало понятно, что Росатом учредителем такой компании выступить не может. Функции первой управляющей компании в первой ТОСЭР Росатома взяла на себя компания АО «Инфраструктура и Строительство РФЯЦ-ВНИИЭФ», 100% ее акций были в федеральной собственности. Права акционера этой компании от имени РФ осуществляло Минэкономразвития. В соответствии с постановлением правительства, подготовленным по предложению Минэкономразвития, АО «Инфраструктура и Строительство РФЯЦ-ВНИИЭФ» было переименовано в АО «Атом-ТОР». Это случилось в феврале 2017 года, история организации отсчитывается с этого момента. АО «Атом-ТОР» было назначено уполномоченным органом для управления ТОСЭР в ЗАТО Росатома, 100% акций были переданы госкорпорации, которая от имени РФ наделена правами акционера.

Подробности

— Чем занимается управляющая компания?

— Основная задача — это привлечение инвесторов, «конвертация» их в резидентов на наших территориях и комплексное сопровождение проектов. Для этого мы создаем, развиваем и эксплуатируем инфраструктуру ТОСЭР, обеспечиваем резидентов земельными участками. Содействуем во взаимодействии с органами власти, представляем интересы в суде. Оказываем консультационные услуги: подбираем программы финансирования, разрабатываем маркетинговую стратегию, организуем участие в мероприятиях, продвигаем продукцию, организуем бизнес-миссии. Отдельная большая задача — консультационная поддержка в получении статуса поставщика атомной отрасли.

— Как выполняется эта задача с учетом единой отраслевой системы закупок?— Никаких противоречий отраслевому стандарту нет — госкорпорация осуществляет закупки части услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), особенности взаимодействия с МСП оговариваются в едином отраслевом стандарте. Подавляющее большинство наших резидентов — как раз субъекты МСП. Мы способствуем их продвижению в первую очередь информационно. Форматов много. Из последних реализованных идей — это питч-сессии, серию которых мы начали в этом году. Классическая питч-сессия — короткие презентации стартапов перед инвесторами. Мы используем этот термин для презентаций компаний и продукции перед отраслевыми заказчиками. Первая питч-сессия была посвящена цифровым продуктам наших резидентов: были представлены разработки средств космической связи, видеонаблюдения и услуги центра обработки данных. Затем мы планируем провести такие же питч-сессии по продукции в сфере медицины, машиностроения, металлообработки и так далее.

Ряд других направлений нашей работы также содействует получению статуса отраслевого поставщика, поиску заказов в Росатоме. Мы формируем каталог продукции, даем консультации, продвигаем информацию на сайте и в соцсетях «Атом-ТОР», отраслевых и региональных СМИ. Некоторые наши компании тесно интегрированы в отрасль; фактически, статус резидента могут получать отраслевые проекты по производству гражданской продукции.

Мы активно сотрудничаем с департаментом взаимодействия с регионами и департаментом развития новых бизнесов; в целом наши общие задачи по развитию новых бизнесов координирует первый заместитель генерального директора — директор блока по развитию и международному бизнесу Росатома Кирилл Комаров. Многие резиденты сегодня выпускают актуальную для Росатома продукцию. Есть примеры поставок не только на площадки Росатома в стране, но и на зарубежные объекты госкорпорации. Уникальный пример — НПО «Центротех», где выпускается важнейшая продукция для Росатома, а также реализуются задачи сразу двух бизнес-интеграторов — по аддитивным технологиям и по системам накопления энергии.

Госкорпорация с интересом смотрит на некоторые стартапы и оценивает возможность войти в эти проекты. В том, чтобы привлечь к новым бизнесам внимание и средства Росатома, мы видим большую перспективу. Одно из направлений работы — бизнес-миссии с целью обмена опытом и создания кооперационных цепочек. У нас резиденты развивают деловые коммуникации, кооперируются не только в пределах своих территорий, но и выстраивают связи между ЗАТО. В этом им помогает чат, организованный «Атом-ТОР». Важное направление — развитие механизмов взаимодействия резидентов с системными интеграторами госкорпорации, включение в создание производственных цепочек и кластеров, привлечение в проекты интеграторов.

— Каким образом «Атом-ТОР» может помогать моногородам?

— Там мы планируем оказывать содействие в подготовке инвесторов для «конвертации» в резидентов. С главами нескольких моногородов у нас подписаны или готовятся соглашения о взаимодействии в информационном, консультационном плане, организации совместных мероприятий. Мы готовы проводить анкетирование и сбор обратной связи от резидентов ТОСЭР для улучшения взаимодействия, повышения оперативности в решении вопросов. Готовы проводить экспертное консультирование по вопросам, связанным с реализацией проектов на ТОСЭР. Способны выполнять сбор, формирование и представление регулярной отчетности по текущему и плановому исполнению соглашений. Добавлю, что у нас есть компетенции по развитию инфраструктуры: мы сопровождаем реконструкцию, подготовку территорий, проекты строительства. Например, в стадии подготовки к проектированию находится индустриальный парк «Новоуральский». Эти задачи, если потребуется, могут решаться и для моногородов. Готовы организовать обмен лучшими практиками и использование экспертизы «Атом-ТОР» как центра компетенций по реализации проектов в ЗАТО.

— Каковы эти лучшие практики?

— Например, в городах, где созданы ТОСЭР, мы проводим «дни резидента». Это не праздничная история — бывает, нам приходится выслушивать критику, искать решения. Это площадка, на которой вживую можно обсудить проблему и понять, что делать. А волна эмоций, которая иногда сопровождает обсуждения, помогает найти хорошее решение.

Работа, которую мы успешно развернули для ТОСЭР в ЗАТО и можем распространить на другие преференциальные территории, — видеоконференции и круглые столы для потенциальных инвесторов, с привлечением экспертов по актуальным вопросам. Некоторые мероприятия делаем по обычной видеосвязи, а круглые столы — из современной студии, где работают несколько спикеров. Организуем онлайн-трансляцию, приглашаем экспертов по привлечению инвестиций, там выступают и резиденты с «живым» опытом. На такие мероприятия приходят десятки, а по интернету и в записи смотрят сотни человек. Это немного по сравнению с развлекательными каналами, но с учетом нашей узкой специфики, нацеленности на локальную территорию — неплохой показатель. Как пример успеха, в прошлом году по итогам одной из таких сессий к нам пришел крупный резидент с проектом более чем на 1 млрд рублей. Его интерес к нам возник, когда знакомый из Пензы показал ему запись нашей конференции; он связался с нами, прилетел в Москву. Сегодня его проект уже реализуется.

Также продвигаем ТОСЭР на различных конгрессно-выставочных мероприятиях, выпускаем буклеты. Часто и много участвуем в инвестиционных мероприятиях на федеральном и региональном уровнях. Входим в Национальную ассоциацию агентств и институтов развития (НААИР), которая объединяет корпорации развития регионов. Сопредседатели Наблюдательного совета НААИР — Дмитрий Козак и Александр Шохин, в совет входят губернаторы ряда регионов. Я сам заместитель председателя правления НААИР, куратор экспертной площадки «НААИР.Спецтерритории»: на днях было принято решение преобразовать ее в площадку «НААИР.Преференции» и расширить функционал за счет анализа нормативных актов, действующих и разрабатываемых мер поддержки инвесторов, вопросов развития преференциальных режимов. НААИР позволяет нам масштабировать идеи и предложения на 70 регионов, получать обратную связь с других территорий.

— ТОСЭР создавались как антикризисный ответ, законодательно время их действия было ограничено. Как сегодня меняются законы о преференциальных режимах?

— Одна из тех важнейших услуг, которую мы можем оказать всем ТОСЭР в стране, — это выявление проблематики, которую можно устранить, корректируя федеральное законодательство. Определив потребности и «боли», мы форматируем их в законодательные инициативы и двигаем к принятию. Мы активно работаем с Минэкономразвития, принимаем участие в законодательно-инициативном процессе, сопровождении принятия законов, согласований в профильных комитетах. В этом управляющая компания имеет важнейшие, во многом уникальные компетенции. Мы участвовали в подготовке пакетов поправок к Федеральному закону № 473.

Одна из ярких и непростых историй, которая в настоящее время развивается в правовом поле и касается всех ТОСЭР, — внесение изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса РФ. Законопроект устанавливает возможность продлить срок пониженных страховых взносов до конца 2024 года. Был разработан проект постановления правительства РФ о критериях оценки ТОСЭР, созданных до 1 января 2022 года, — для продления срока пониженной ставки страховых взносов. Но согласование этих критериев оказалось непростой задачей. Не секрет, пониженная ставка взносов — одна из самых весомых льгот. Первоначально решили, что страховые взносы нужны только угольной промышленности (там действительно были тревожные сигналы, резиденты уходили). Но сенаторов и депутатов решение оставить льготы только для шахтеров не устроило: стали поступать сигналы из регионов о необходимости продления и для других территорий. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко полностью поддержала идею продления льгот. Мы вовлечены в эту работу и видим, что компромисс между потребностями ТОСЭР и требованиями финансово-экономического блока правительства — более широкий набор критериев для продления льгот — постепенно формируется.

Недавно было внесено изменение в 34 статью Федерального закона № 473, который уточняет понятие «резидент ТОСЭР» и его взаимосвязь с градообразующей организацией: численность населения в городе, рост коллектива могут привести к тому, что резидент выйдет за установленные ограничения. Теперь появляется стабильность: резидентом считается тот, у кого на момент получения статуса численность работников не превышала установленный уровень.

С 1 сентября 2022 года произойдут важные изменения в перечне разрешенных видов деятельности для ТОСЭР в ЗАТО: если сегодня можно вести деятельность только по определенным видам, «можно только то, что разрешено», то правило изменится: местные власти смогут формулировать перечень нежелательных, исключенных ОКВЭД, и инвесторам будет «можно все, что не запрещено».

При осуществлении полномочий управляющей компании мы сталкиваемся с некоторыми узкими вопросами, которые не отрегулированы законодательно. Так, инициировали изменения в методику расчета арендной платы: она не позволяла оплачивать лишь часть земельного участка. Инициирована возможность подачи резидентами электронных заявок, подписания соглашений в электронном виде. Таких примеров много.

— Что в связи с юбилеем пожелаете коллективу «Атом-ТОР», резидентам?

— У нас много партнеров, соратников — надо добавить сюда федеральные, региональные, муниципальные органы власти; это институты развития регионов, ассоциации. Это огромная семья Росатома, частью которого мы являемся. Это наши инвесторы и резиденты. Также наши партнеры и соратники — это жители ЗАТО, где мы развиваем предприятия. Я желаю всем уверенности, сил, энергии. Уникальный человеческий капитал, который объединяет Росатом и который сконцентрирован в городах присутствия госкорпорации, — это главное условие и мерило успеха нашей работы.