Инженерная симфония
Как «написать» фестиваль науки
Симфонией называют большое музыкальное произведение для оркестра, в котором каждая партия и каждая нота подчинены общему замыслу. Любое масштабное событие тоже можно образно назвать симфонией, если оно объединяет различные темы, организаторов, направления и в итоге рождается нечто грандиозное и наполненное смыслами, объединенное общей темой. Именно так получилось с инженерным фестивалем культурного проектирования IN.Borg, прошедшим в августе в Выборге. Совместный проект инжинирингового дивизиона госкорпорации «Росатом» (АСЭ), правительства Ленинградской области и сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) прозвучал и на федеральном уровне — о нем написали информационные агентства «Интерфакс», «РИА Новости» и газета «Комсомольская правда». Чем же фестиваль запомнился шести тысячам посетителей?
Гений места
Выборг — старинный город с уникальными инженерными сооружениями, богатой историей, интересным рельефом (на поверхность здесь выходят древние граниты, возраст которых, по мнению ученых, около 2 млрд лет). Улицы города, здания в стиле финского конструктивизма (функционализма), средневековый Выборгский замок и переживающий второе рождение исторический парк «Монрепо» создали необходимую атмосферу для культурного погружения в тему инженерии и науки.
На протяжении всех трех дней фестиваля горожане и гости города могли попасть на серию экскурсий «Выборг глазами инженера», специально разработанных Натальей Пугачевой, искусствоведом, экскурсоводом и методистом проекта «Петербург глазами инженера». Выборг неповторим в архитектурном плане не только благодаря хорошо сохранившемуся замку, остаткам средневековой Выборгской крепости и круглой боевой башне XVI века, которую местные зовут «Толстая Екатерина». В 30-е годы ХХ века в Выборге царил финский функционализм — архитектурный стиль, в котором первоочередное внимание уделялось функциональному назначению зданий, упор был сделан на простоту форм и отказ от декора. При строительстве использовались новые материалы и технологии, в чем посетители фестиваля смогли убедиться, зайдя в городскую библиотеку, построенную по проекту финского архитектора Алвара Аалто. Стеклянные отверстия-окна на плоской крыше, позволяющие не включать электрическое освещение с апреля по октябрь, волнообразный акустический потолок лекционного зала, эргономичные кресла и другие удобные и функциональные проектировочные решения до сих пор делают библиотеку одним из самых удобных и уютных мест города. Кроме того, участники экскурсий побывали внутри старинной водонапорной башни, на Певческом поле и Батарейной горе, прошлись вдоль остатков оборонительных укреплений и по улицам города.
Основная программа фестиваля на протяжении трех дней проходила в парке «Монрепо». В ландшафтно-архитектурные пространства парка были бережно вписаны локации фотопрогулки: арт-фотограф из Санкт-Петербурга Мари Никитина и фотограф, инженер управления информации и общественных связей Нововоронежской АЭС Роман Пышкин делились с участниками идеями нестандартной фотосъемки и рассказывали о том, как природа, искусство и инженерные решения, объединяясь, порождают единый арт-объект, в котором каждый может стать творцом новой реальности. На каждой локации, помимо арт-объектов, были представлены фотографии участников конкурса ASE International Photo Awards из Бангладеш, Индии, Египта, Венгрии, Финляндии, Турции, Беларуси, Узбекистана и России. Так, например, у локации «Скальная гряда» с арт-объектами в виде многогранных зеркальных кристаллов участники узнали, что современные зеркала были изобретены в XIII веке, а фотография значительно позже. Древний гранит, зеркала, отражающие реальность в виде мозаичных осколков, фотографии величественных гор проиллюстрировали тезис о том, что новые инженерные технологии помогают отразить природу, существующую миллионы лет, и что любое искусство, будь то фотография или живопись, не просто отражает мир, а проявляет его сквозь призму взгляда автора.
Лекторий проходил у восстанавливаемого библиотечного флигеля парка «Монрепо»: известные ученые, художники, хореографы, кинокритики и режиссеры объяснили зрителям, как инженерные технологии вплетаются в искусство, создавая опору для творческой мысли, а антураж событию придавали строительные леса и запах свежераспиленных досок. Площадка у флигеля на данный момент находится на реконструкции и стала доступной для зрителей только на время проведения фестиваля.
Одна из проблем любого парка — засыхающие деревья и сломанные ветром ветки. А в «Монрепо» практически каждое дерево — это объект культурного наследия. Волонтеры АСЭ в один из дней фестиваля создали вписанный в пейзаж арт-объект из сухостоя, продлив жизнь погибшим деревьям парка. К волонтерской команде присоединились вице-губернаторы правительства Ленинградской области, приехавшие на фестиваль. «Это очень интересный волонтерский проект — продолжение жизни деревьев. Мы привыкли к тому, что пока дерево живое, зеленое, в цвету, оно нас радует. Но когда дерево увядает, засыхает, оно воспринимается нами как просто дрова. Мы показали, что деревья могут служить и радовать глаз дальше. Это интересная история, соединяющая идею экологии и инженерную мысль, и мне кажется, что она очень подошла нашему парку», — рассказал Александр Смирнов, директор парка «Монрепо».
Кодой каждого фестивального дня становился концерт в Выборгском замке. Смена локации и инди-поп-стиль приглашенных музыкантов (группы OQJAV и «Мегаполис», проект Polnalyubvi Марины Демещенко) помогали переключиться с научной составляющей на творческую волну и завершить день эмоциональным усилением основной тональности фестиваля — инженерные технологии, искусство и творческая мысль неразрывно связаны между собой, и именно в их синтезе рождаются настоящие шедевры.
Cквозь столетия
Много ли вы знаете инженерных механизмов, которые и через несколько тысяч лет не потеряли своей актуальности? К ним относится, например, гончарный круг. Единственное усовершенствование последнего времени — электропривод, который ускоряет процесс, но в целом технология создания посуды вручную не изменилась с момента изобретения этого простого и надежного устройства.
«Гончарный круг — невероятно крутое изобретение», — считает Александр Колосов, хозяин гончарной мастерской Выборгского замка, который на протяжении всего фестиваля проводил мастер-классы для посетителей на лужайке парка «Монрепо». «Ручной гончарный круг довольно тяжелый и медленный, поэтому на средневековых кувшинах можно увидеть продольные бороздки от пальцев гончара. За день средневековый гончар делал 70–80 сосудов разной формы, и это был востребованный труд. Настоящим же прорывом в изготовлении посуды стал ее обжиг — так она служит гораздо дольше». Кроме того, Александр показал образцы старинных изразцов и «прародителей» метлахской плитки — квадратики, которые изготавливали вручную из глины двух цветов.
От изучения технологий тысячелетней давности зрители перенеслись в эпоху Средневековья. Лекцию доктора исторических наук, члена-корреспондента РАН Павла Уварова о технологических прорывах Средневековья сопровождали реконструкторы в рыцарских доспехах XIII и XIV веков. «На примере этих двух рыцарей вы можете увидеть, как шагнул вперед прогресс всего за сто лет. Доспехи стали более прочными, удобными и более надежно защищали их владельца», — объяснил Павел Уваров. А двигателем прогресса в Средние века, по мнению профессора, стало использование мускульной силы животных, силы воды и ветра.
Тема прорывных технологий завершилась рассказом о ханге — новейшем музыкальном инструменте, созданном в 2000 году. С ним зрителей познакомил Сергей Ардасенов, основатель международной академии игры на интуитивных музыкальных инструментах «Анимара». «Ханг — высокотехнологичный инструмент. Он состоит из двух полусфер, сделанных из низкоуглеродистой стали. Сталь обжигают, придают ей нужную форму, но на этом работа не заканчивается, это только начало. Нужно создать и математически выстроить «нотные поля» — звуковые области, обеспечивающие удвоение и утроение звука. Точность формы звуковых областей обеспечивает использование лазерных технологий — если ошибиться, у ханга будет плохое звучание. После этого ханг проходит азотирование, что тоже улучшает качество звука», — объяснил Сергей Ардасенов.
Технологии в искусстве
Об использовании инженерных технологий в различных видах искусства рассказали на лектории эксперты фестиваля. Кинорежиссер Фриц Ланг придумал обратный отсчет времени как художественный прием, а сейчас он используется во многих технических областях, от пуска космических ракет до сигналов светофоров. В свою очередь, сделать художественные фильмы объемными помогли… потолки в съемочных павильонах, и произошло это в 1941 году. Об этих и других инженерных технологиях в кино рассказал кинокритик Егор Москвитин.
Темой лекции арт-критика и теоретика искусства Дмитрия Гутова стали «невидимые» инженерные решения, которые заставляют зрителя задержаться у картины подольше. «Все гениальные картины построены по строгим инженерным законам, и те полотна, которые нас завораживают, написаны с учетом геометрического центра картины. При этом, когда геометрический центр и центр перспективы немного разнесены в пространстве картины, зритель неосознанно погружается в легкий транс», — прокомментировал эксперт.
Легкой и зрелищной увертюрой стал пластический перфоманс «Инженерная партитура танца» от кинорежиссера и хореографа Егора Дружинина. «Если театральную постановку перенасытить инженерными эффектами, все рассыпается, но при этом без инженерной партитуры, без элементарной структуры танца невозможно достичь запланированного результата. Технологии хороши, когда они иллюстрируют творческую мысль», — уверен эксперт, и его высказывание проиллюстрировал танцор Антон Лушичев, сходу повторявший рисунок танца благодаря ритму и структуре, которую задавал Дружинин.
«Технологии — это то, что делает мое творчество игровым», — рассказал зрителям фестиваля AR- и VR-художник Глеб Солнцев. Убедиться в этом утверждении мог любой посетитель фестиваля со смартфоном: вдоль аллеи, ведущей к лекторию, была устроена мини-экспозиция работ Глеба Солнцева, и каждый желающий, наводя смартфон на картину, видел ее 3D-вариант на экране своего гаджета.
«Развитие технологий я вижу в том, что традиционные техники и мастерство сохраняются, но при этом вносятся новые смыслы. Я инженер и конструктор своих работ. Весь реквизит в моих фотопортретах настоящий, и выкладка экспозиции может занимать до шести часов», — рассказала зрителям фестиваля Юлдус Бахтиозина, режиссер и продюсер, создатель серии ироничных фотообразов царевен, богатырей и персонажей русских народных сказок.
Кульминацией фестиваля стало выступление Татьяны Черниговской, доктора биологических и филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, которая поделилась своим представлением о соотношении искусственного интеллекта и дополненной реальности в контексте человеческого восприятия. «Реальность для каждого своя, и для мозга виртуальная и обычная реальность — категории одного порядка. Давайте не будем забывать, что мы не единственные жители Земли. Попробуйте, например, увидеть мир глазами осьминога, у которого восемь мини-мозгов — по одному на каждое из щупалец», — посоветовала эксперт.
Завершающий аккорд лекционной программы фестиваля стал одновременно своеобразной премьерой — проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, доктор искусствоведения и доктор психологических наук Дина Кирнарская впервые прочитала лекцию в сопровождении Государственного симфонического оркестра Ленинградской области. Музыканты иллюстрировали выступление Дины Константиновны музыкальными фрагментами, а рассадка зрителей внутри оркестра позволила им полностью погрузиться в стихию звука.
Обратная связь
Приветствие участникам фестиваля направил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. «Не будет преувеличением сказать, что Ленинградская область впервые принимает у себя столь многоплановое, насыщенное различными смыслами мероприятие. Идея сплава инженерной мысли и художественного творчества чрезвычайно близка нашему региону, где высокие технологии сочетаются с богатейшим культурным фоном. Мы рассматриваем фестиваль IN.Borg как принципиально новую площадку, где люди смогут обмениваться знаниями, делиться плодами творчества, приобщаться к науке и искусству», — подчеркнул губернатор.
«Мы хотели обратить внимание на влияние инженерных решений, замыслов, объектов на формирование культурного кода территории. И подчеркнуть значение идей инженера, проектировщика, конструктора для сфер, которые мы привыкли считать не техническими. Тем не менее свой инженерный инсайд есть и у танцевальной постановки, и у музыкального произведения», — рассказала Полина Ступина, заместитель генерального директора АНО «ИЦАО».