Эпоха атомного возрождения
Главная тема

Эпоха атомного возрождения

Первые 15: подводим итоги и смотрим в будущее

Выступая в ноябре на площадке Белоярской АЭС, глава Росатома Алексей Лихачев сказал: «1 декабря будем отмечать 15-летие исторического решения президента Российской Федерации о создании Государственной корпорации «Росатом». Сейчас мы видим, насколько президент был прав в этом решении. За эти годы Росатом из группы разрозненных предприятий превратился в вертикально интегрированную корпорацию».

«У нас единая система управления, общие ценности и общая корпоративная культура. В контуре Росатома теперь собрано не только все лучшее, что было создано во времена Минсредмаша. Появилось и много нового: компетенции в машиностроении, логистике, «цифре», других актуальных направлениях. Все это позволило нам сначала стать безусловным мировым лидером в атомных технологиях, а теперь успешно выходить в новые сектора экономики. И в полной мере задействовать свои таланты, знания и опыт в решении важнейшей задачи сегодняшнего дня — укреплении технологического суверенитета нашей страны. Отмечая 15-летие госкорпорации «Росатом», мы видим глубокую преемственность с историей нашей отрасли. В великих делах наших предшественников мы с вами черпаем силы и вдохновение. Жизнь распорядилась так, что современному поколению российских атомщиков предстоит решать задачи, по грандиозности и значимости сопоставимые с задачами советского атомного проекта. И тогда, и теперь речь в буквальном смысле слова идет о судьбе всей страны. Я уверен, что мы справимся с этими вызовами», — подчеркнул Алексей Лихачев.

Эти слова были сказаны на площадке, которая символизирует абсолютное мировое лидерство России в области современных атомных технологий, — на Белоярской АЭС, где работают два энергоблока на быстрых нейтронах. Это те самые энергоблоки, которые в скором будущем создадут «философский камень» атомной энергетики — помогут замкнуть ядерный топливный цикл.

История успеха

Но 15 лет назад все было не так парадно. Блок № 2 Ростовской АЭС стал первым российским атомным энергоблоком, сданным в промышленную эксплуатацию после создания Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и утверждения правительством РФ федеральной целевой программы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса».

У энергоблока № 2 Ростовской АЭС непростая судьба. Его начали сооружать в 1982 году, но в 1990-м из-за отсутствия финансирования работы были остановлены. В феврале 2002-го работы по сооружению энергоблока были возобновлены. И только 10 декабря 2010 года энергоблок был принят в промышленную эксплуатацию. Альтернативы ВВЭР-1000 на данной площадке не было, поскольку этот блок Росатом достраивал. Кроме того, примерно в это же время по проекту ВВЭР-1000 мы сооружали первые энергоблоки в Индии и Китае. В тот период этот проект был наиболее проработан для начала реализации программы сооружения АЭС.

То есть в совокупности первый ВВЭР-1000 строили 28 лет, но построили. Перестройка системы управления процессами позволила за следующие годы реорганизовать процесс сооружения атомных электростанций кардинально. Команда госкорпорации сумела добиться ошеломительных результатов внутри страны, введя в эксплуатацию 11 энергоблоков:

— Ростовская АЭС, блок № 2 (ВВЭР-1000) — 2010 год;

— Калининская АЭС, блок № 4 (ВВЭР-1000) — 2012 год;

— Ростовская АЭС, блок № 3 (ВВЭР-1000) — 2014 год;

— Белоярская АЭС, блок № 4 (БН-800) — 2016 год;

— Нововоронежская АЭС-2, блок № 1 (ВВЭР-1200) — 2017 год;

— Ленинградская АЭС-2, блок № 1 (ВВЭР-1200) — 2018 год;

— Ростовская АЭС, блок № 4 (ВВЭР-1000) — 2018 год;

— Нововоронежская АЭС-2, блок № 2 (ВВЭР-1200) — 2019 год;

— ПАТЭС (КЛТ-40С, два блока) — 2020 год;

— Ленинградская АЭС-2, блок № 2 (ВВЭР-1200) — 2021 год.

Главное — безопасность

Даже фукусимская трагедия не смогла остановить атомный ренессанс. Стало понятно, что старые энергоблоки с прежними системами безопасности нужно менять или модернизировать. Росатом первым создал реактор, отвечающий постфукусимским требованиям безопасности, а теперь уже создал и целый парк энергоблоков на базе таких реакторов в России и активно строит подобные блоки за рубежом. Речь идет о проекте ВВЭР-1200, который относится к последнему поколению реакторов (поколение III+). Это означает, что он соответствует самым строгим постфукусимским требованиям МАГАТЭ, Западноевропейской ассоциации регуляторов в сфере ядерной безопасности (WENRA) и Клуба европейских эксплуатирующих организаций (EUR) для легководных реакторов.

На сегодняшний день системы безопасности составляют около половины стоимости проекта сооружения АЭС. Современные атомные реакторы включают в себя активные и пассивные системы безопасности, сводя тем самым риск серьезных аварий к нулю. После аварии на Фукусиме были приняты новые международные требования, предусматривающие дублирование всех источников энергоснабжения для того, чтобы гарантировать нормальную остановку энергоблока и охлаждение реактора в случае каких-то серьезных инцидентов. Реакторы поколения III+, которые строит сегодня Росатом, выдерживают крупные землетрясения, стихийные природные явления и даже падение самолета.

Прорыв для энергетического рынка

Важным решением для завоевания лидерских позиций в атомной энергетике стало продолжение работы в области быстрых реакторных технологий. Хотя от быстрых реакторов отказались и французы, и японцы — одни из лидеров атомных технологий. Развитие направления реакторов на быстрых нейтронах — это ключевой элемент реализации концепции двухкомпонентной атомной энергетики.

Двухкомпонентная атомная энергетика предполагает выход на новый уровень экологичности, поскольку она оптимально решает вопрос обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами. Для этого используется замкнутый ядерный топливный цикл, в котором отработавшее ядерное топливо тепловых реакторов перерабатывается на быстрых реакторах. В результате получается свежее топливо для тепловых реакторов. Такое решение не только сокращает объемы радиоактивных отходов, но и благодаря многократной переработке, увеличивает ресурсную базу атомной энергетики, позволяя снижать добычу урана. В этом состоит уникальность предлагаемого нами решения, которое получило название «Прорыв». Потому что это и будет настоящий прорыв для всего глобального рынка энергетики. И в настоящее время Росатом находится буквально в шаге от данной цели.

Смотреть вперед

Все это позволило госкорпорации «Росатом» стать мировым лидером в области сооружения АЭС за рубежом: портфель зарубежных заказов включает 34 блока в 11 странах мира. А впереди новые долгосрочные проекты в области атомной энергетики, которые, несомненно, позволят и дальше сохранять мировое лидерство. В ближайшие десятилетия его основой станут тепловые реакторы проекта ВВЭР-ТОИ (первые такие блоки сейчас строятся на Курской АЭС-2) и быстрые реакторы мощностью 1200 МВт. Это будет быстрый натриевый реактор БН-1200, проект которого уже разработан на основе опыта эксплуатации БН-600 и БН-800 на Белоярской АЭС.

Еще один вариант — быстрый реактор со свинцовым теплоносителем. Эта технология будет отработана на строящемся сейчас в Северске Томской области Опытно-демонстрационном энергетическом комплексе (ОДЭК) с реактором БРЕСТ-300. Сооружение БРЕСТа Росатом начал летом прошлого года.

Кроме того, в соответствии с тенденциями глобального рынка атомных технологий госкорпорация «Росатом» ведет работу по реализации проектов сооружения АЭС на базе ядерных реакторов малой мощности. Сейчас основным вариантом является референтная реакторная установка РИТМ-200, на базе которой доступны наземная и плавучая опции исполнения АСММ. В 2020 году начата реализация пилотного проекта сооружения наземной АСММ с реакторной установкой РИТМ-200Н установленной мощностью не менее 55 МВт. По итогам проработки потенциальных районов размещения приоритетной площадкой для реализации проекта определена Республика Саха (Якутия) с промышленным (золоторудное месторождение Кючус) и муниципальными потребителями в технологически изолированном от энергосистемы районе. Первые плавучие энергоблоки будут построены для энергоснабжения Баимской рудной зоны. Они уже сооружаются.

Как видно, планов и проектов для продолжения атомного ренессанса более чем достаточно, главное, сохранить самое важное для этого — людей эпохи атомного возрождения.