Лёд для горячих сердец
Главная тема

Лёд для горячих сердец

Как совершались географические открытия в Арктике и осваивался Севморпуть

История освоения Северного морского пути напоминает летопись подвигов, главные герои в которой — абсолютно бесстрашные люди. Создается ощущение, что внутри у многих из них настолько сильно горел огонь амбиций или жажды открытий, что совладать с ним они могли только в арктических льдах. И если сегодня люди, место работы которых — ледокол, выглядят для нас героями, то те, кто изучал возможности прохода из Европы в Азию по северным морям на деревянных судах и парусниках, кажутся настоящими титанами духа.

Посол Истома и русский Колумб

Одно из первых упоминаний прохождения западного отрезка Северного морского пути — от Северной Двины вокруг северной части Скандинавского полуострова — связано с именем Григория Истомы, переводчика, путешественника и дипломата. В 1496 году вместе с послом датского короля шотландцем Давидом Кораном он отправился в Данию в качестве русского посла. Из-за войны со Швецией сухопутные пути в Копенгаген были недоступны, поэтому был выбран путь через арктические воды. Выйдя из устья Северной Двины, четыре судна экспедиции обогнули Кольский полуостров и прошли через мыс Нордкап до Дронта (нынешнего Тронхейма), откуда члены экспедиции уже по суше добирались на санях до Бергена, а затем до Копенгагена. На морском отрезке пути путешественники проходили мимо мыса Святой Нос, где приливы и отливы были настолько сильны, что Истома впоследствии считал, что никогда не подвергался более серьезной опасности. На некоторое время пришлось задержаться у скалы Семь, возле которой несколько дней дул сильный встречный ветер, мешавший пройти этот участок. Чтобы «задобрить» стихию, шкипер судна в одну из ночей тайком забрался на скалу и лил на нее масло с овсяной мукой.

Обо всем этом, а также о саамах, о Беломорско-Кулойском плато, Карелии, Кольском полуострове Григорий Истома впоследствии рассказал посланнику австрийского императора, писателю Сигизмунду фон Герберштейну. Эти воспоминания вошли в изданную в 1549 году книгу Герберштейна «Записки о Московии».

Еще один человек, которого упоминают в качестве прародителя Северного морского пути, — русский дипломат, переводчик, писатель, уроженец Новгорода Дмитрий Герасимов. В Европе его звали Деметрий Эразмий, а для соотечественников он был Дмитрий Толмач или Митя Малый. Итальянский историк и писатель Паоло Джовио считал Герасимова русским Колумбом.

Находясь в Италии в 1525 году в качестве посланника Василия III, Дмитрий Герасимов применял метод, который сейчас называют «мягкой силой», и знакомил местную элиту с Московией, ее культурными и географическими особенностями.

Паоло Джовио по итогам общения с русским дипломатом составил книгу «Посольство Василия Ивановича великого князя Московского к папе Клименту VII». В ней среди множества других занимательных сведений содержался проект использования Северного морского пути, который тогда (и до XX века) называли Северо-Восточным проходом. К рассказу прилагался чертеж, теперь он считается самой старой картой этого транспортного коридора. Поскольку Герасимов прибыл в Европу от устья Северной Двины через Белое и Баренцево море, обогнув Скандинавию на севере, считается, что именно он стал автором предположения, что из Белого моря можно попасть в Китай.

Московская компания для англичан

В середине XVI века живущий в Англии итальянский мореплаватель, путешественник, первооткрыватель Себастьян Кабот (Кабото) и математик и астроном Джон Ди предложили лондонским купцам создать компанию, которая будет заниматься открытием новых земель. В частности, одной из главных целей компании назывался поиск выхода в Китай и другие восточные страны через северные моря. В условиях, когда в южных водах царят португальцы и испанцы, эта задача выглядела весьма актуальной.

В 1553 году была снаряжена экспедиция во главе с дворянином Хью Уиллоуби, не имевшим опыта навигации, а главным штурманом назначен шкипер из Бристоля Ричард Ченслор. Король Эдуард VI снабдил команду путешественников письмами с предложением установления дружественных отношений, адресованными всем самодержцам, в чьи страны попадет экспедиция.

Три судна — «Эдуард Бонавентура», «Бона Эсперанса» и «Бона Конфиденца» — вышли из Лондона в мае 1553 года. В августе они достигли Лофотенских островов в Норвежском море, где во время шторма разошлись. «Бона Эсперанса» и «Бона Конфиденца» под руководством Хью Уиллоуби и шкипера Корнелия Дюрферта пошли дальше на восток, а «Эдуард Бонавентура» Ричарда Ченслора отправился в Белое море.

Первые два судна дошли до Новой Земли, затем повернули на юго-запад. В сентябре в связи с заметным ухудшением погоды Уиллоуби решил остановиться на зимовку в губе реки Варзины (сейчас это территория Мурманской области). В своем дневнике Хью Уиллоуби описывал сентябрьские морозы, снег и град («как будто бы дело было в середине зимы») и отмечал абсолютную безлюдность этих мест и, наоборот, большое разнообразие фауны: «В [гавани] было много тюленей и других больших рыб, а на материке мы видели медведей, больших оленей и иных странных животных и птиц».

Командам Уиллоуби и Дюрферта не суждено было дождаться весны в этих краях. Все 63 человека погибли, и в мае 1554-го их тела обнаружили поморы, вышедшие за рыбой в море. По одной из версий, участники экспедиции отравились угарным газом от сжигания угля в тщательно законопаченных помещениях судна. Последняя запись в дневнике Хью Уиллоуби датируется январем 1554 года. Узнав о гибели экипажей двух английских судов, русский царь Иван Грозный велел опечатать товары, находившиеся на судах, а тела англичан перевезти в Холмогоры.

Ченслор же еще в августе вошел в Двинский залив и остановился сначала у села Ненокса, а затем у Николо-Корельского монастыря в бухте Святого Николая, где сейчас находится Северодвинск. Из Холмогор его на санях отправили к царю в Москву, где он передал Ивану Грозному письмо от Эдуарда VI и получил разрешение для английских купцов торговать в России. Ченслор продал в России привезенную из Англии шерсть, а взамен закупил пушнину. Так в 1555 году появилась английская Московская торговая компания, курировать которую стал Себастьян Кабот. Вскоре дела компании пошли в гору, что немудрено, поскольку она получила монополию на торговлю с Россией и обладала ею вплоть до 1698 года. А просуществовала она аж до российской революции 1917 года. Ее потомок — благотворительная организация The Russia Company — действует в России и поныне, оказывая поддержку приходам англиканской церкви.

Ричард Ченслор совершил еще пару успешных экспедиций в Россию. Однако в 1556 году, когда он возвращался на родину вместе с первым русским послом в Англии Осипом Непеей, его корабль попал в шторм у берегов Шотландии. Ченслору спастись не удалось, а Непея смог доплыть до берега, где он на несколько месяцев оказался в шотландском плену, но затем его все же отпустили в Лондон.

Важным результатом английских экспедиций для развития Северо-Восточного прохода было решение царя Ивана Грозного основать «пристанище корабельное» на Двине. В 1584 году здесь вокруг Архангельского монастыря было основано поселение Новохолмогоры, которое затем стало Архангельском.

Три похода Виллема Баренца

Преодолеть господство Испании и Португалии, контролировавших торговые маршруты от Средиземноморья до Индии и Восточной Африки, стремилась не только Англия. В конце XVI века Нидерланды также надеялись найти альтернативный — северный — маршрут в Индию. Картограф и мореплаватель Виллем Баренц верил, что через Ледовитый океан есть свободный ото льда проход во время полярного дня.

В 1594 году он вышел в первую экспедицию на север. В конце июня экспедиция достигла мыса, который Баренц назвал Ледяным, а спустя месяц дошла до группы островов около северной части Новой Земли. Дальнейший путь был покрыт непроходимыми льдами, и Баренц принял решение повернуть на юг. Во время этой части экспедиции на берегу были найдены три избы, корпус русской ладьи и несколько могил. В середине августа Баренц дошел до острова Долгий в Печорской губе, встретил там другие суда экспедиции и решил возвращаться на родину. В 1595 году Баренц возглавил экспедицию из семи кораблей и дошел до острова Вайгач. Но пройти между ним и побережьем материка он не смог, так как пролив почти полностью был покрыт льдом.

В 1596 году Виллем Баренц предпринял третью попытку найти новый путь в Китай. На этот раз экспедиция состояла всего из двух кораблей. На архипелаге Шпицберген Баренц открыл Медвежий остров. После этого часть экспедиционеров отправилась обратно в Голландию, а Баренц продолжил свой путь к мысу Нассау. Дойдя до Новой Земли, корабль обогнул ее и оказался в Карском море.

Судно застряло во льдах, и было решено устроить зимовку на берегу Новой Земли. Благодаря большим запасам провизии, а также организаторским талантам и силе характера Виллема Баренца, зимовка в столь неприспособленных для этого условиях была успешно пройдена. Так, из плавника, выброшенного на берег, была построена хижина с одной комнатой, каменным очагом, столами и лежанками. Внутри даже была установлена бочка с водой для купания. Моряки охотились на белых медведей и песцов, используя затем их шкуры в качестве одежды, а мясо, в том числе медвежью печень, употребляли в пищу (и это приводило к неприятным последствиям в виде гипервитаминоза А, так как в печени белого медведя содержится рекордное количество этого витамина — в тысячи раз больше, чем может без вреда для здоровья и самочувствия усвоить человеческий организм). По распоряжению Баренца все участники экспедиции каждый день делали физические упражнения на свежем воздухе.

Однако зимой 1597 года Виллем Баренц заболел цингой, и когда в июне стало понятно, что, несмотря на потепление, корабль так и не сможет выбраться изо льдов, голландцы решили добираться до Кольского полуострова на двух шлюпках. Перенести это путешествие Баренцу было не суждено — 20 июня 1597 года он скончался и был похоронен на Новой Земле. Остальные зимовщики все же смогли вернуться к 1 ноября в Амстердам к большому удивлению близких, которые уже не чаяли увидеть их живыми.

В ходе третьей экспедиции Баренца один из ее участников Геррит де Веер вел дневник, в котором впервые описал эффект Новой Земли — оптическое явление, которое он наблюдал 24 января 1597 года. Это отражение солнечных лучей от границы теплого и холодного воздуха, которое можно увидеть в условиях полной полярной ночи. После издания дневников де Веера его обвинили в ошибке, а потом даже во лжи. Лишь в конце XX века ученые смогли научно объяснить это явление, что позволило спустя четыре века обелить имя голландского мореплавателя. А имя Виллема Баренца увековечено в названии моря.

Одиссея с отложенным результатом

Мощным стимулом для освоения Восточной Сибири в XVII веке стали ее природные богатства, в частности пушнина. Русские купцы сколачивали здесь целые состояния и пытались застолбить новые территории, уходя все дальше на восток. Семен Дежнев был активным участником таких походов.

В июне 1648 года купцы Усовы и Гусельниковы снарядили морскую экспедицию для поиска реки Погычи, про которую говорили, что она находится восточнее Колымы, а берега ее полны соболей. Руководителями похода на шести судах — кочах — стали приказчик Усовых Федор Попов и Семен Дежнев. Еще на одном коче к ним присоединился Герасим Анкудинов.

Три коча пропали в буре сразу при выходе в океан из устья Колымы, еще один затонул в августе. В сентябре оставшиеся три коча достигли мыса Большой Каменный Нос, у которого в шторме судно Анкудинова разбилось, а сам он перебрался к Попову. Затем кочи потеряли друг друга из вида в Ледовитом океане. Попов с командой выбрался на берег Камчатки, где спустя несколько лет умер от цинги.

А Дежнев дошел до Олюторского залива, где его коч также потерпел крушение. Десять недель на лыжах он вместе со своими моряками шел до устья реки Анадырь. Из 90 человек, вышедших из Колымы, в живых осталось 12. Они построили новые лодки, ушли на 600 км вглубь по Анадырю и основали Анадырский острог, которым Семен Дежнев руководил еще 12 лет.

В 1662 году Дежнев вернулся в Якутский острог, а вместе с ним — все составленные им описания путешествия, включая подробные данные о Большом Каменном Носе, описание и чертеж Анадыря и сведения об эскимосах, которые жили на берегах Чукотки. Лишь в 1898 году указом императора Николая II крайнюю восточную точку Евразии, описанную Семеном Дежневым, назвали мысом Дежнева.

В поисках соединения Азии и Америки

Поскольку информация о наличии пролива между Россией и Америкой до центральных властей не доходила, вопрос о том, есть ли путь по суше из Азии в Северную Америку, оставался открытым и в начале XVIII века. Петр I незадолго до своей смерти отправил Первую Камчатскую экспедицию, чтобы найти, «где Азия сошлась с Америкой». Во главе экспедиции поставили выходца из Дании капитана I ранга Витуса Беринга.

В январе 1725 года команда стартовала из Санкт-Петербурга и лишь осенью 1726 года добралась до Охотска. В Охотске построили судно «Фортуна», на котором исследователи должны были добраться до Камчатки. Спустя еще полтора года участники прибыли к точке старта экспедиции — Нижнекамчатску, где к июлю 1728 года был построен парусный деревянный бот «Святой Гавриил». На этом боте экспедиция 14 июля вышла на север вдоль побережья и картографировала более 600 км северной части Камчатки, открывая Карагинский и Анадырский заливы. К августу «Святой Гавриил» достиг Чукотки. Благодаря Витусу Берингу на карте появились залив Креста, бухта Провидения и остров Святого Лаврентия. Исследователь убедился, что между Евразией и Северной Америкой есть пролив. В 1729 году после неудачной попытки достичь берега Северной Америки Беринг отправился обратно, открыл Камчатский залив и Авачинскую губу и пришел в Охотск.

Общая протяженность маршрута, по которому проведена картографическая съемка, превышает 3500 км. Данные, полученные в ходе Первой Камчатской экспедиции, потом еще в течение многих лет служили основой европейских представлений о северо-восточной части Азии.

С 1733 по 1743 год были проведены семь самостоятельных географических экспедиций вдоль побережья Сибири, а также в сторону Северной Америки и Японии, которые затем были объединены общим названием — Великая Северная экспедиция.

Результаты экспедиции позволили составить детальные карты северного и северо-восточного побережья России. Были открыты Аляска, Алеутские, Южные Курильские и Командорские острова, остров Беринга (где 8 декабря 1741 года умер Витус Беринг), доказано отсутствие сухопутных связей между Азией и Америкой. В 1742 году штурман Семен Челюскин впервые достиг самой северной материковой точки континентальной суши — Восточно-Северного мыса, который спустя сто лет назовут мысом Челюскина.

Ошибка Ломоносова

В 1762–1764 годах о необходимости дальнейшего освоения северных морей писал Михаил Васильевич Ломоносов в своих работах «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» и в «Прибавлении О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану». Он предполагал, что летом Северный океан освобождается ото льда между Шпицбергеном и Новой Землей, а значит, этот Северо-Западный проход является удобным путем до Берингова пролива.

Его идеи нашли понимание у Екатерины II, и в мае 1764 года она подписала секретный указ об организации экспедиции для поиска «морского проходу Северным океаном на Камчатку и далее». Секретность объяснялась тем, что желание осваивать Северный морской путь проявляла не только Россия. В путь отправился помощник главного командира Архангельского порта Василий Яковлевич Чичагов.

Специально для этой экспедиции были построены три судна — «Чичагов», «Панов», «Бабаев», названные по именам командиров. Чтобы защититься ото льдов, снаружи у кораблей была двойная обшивка. Но суда смогли дойти лишь до самой западной оконечности архипелага Шпицберген, где уперлись в непроходимые льды. Суда вернулись обратно в Архангельск, однако спустя два года военно-морское руководство России вновь направило Чичагова с товарищами из Колы на северо-запад. Но и эта попытка не увенчалась успехом — мореплаватели дошли до самой северной точки Шпицбергена и в направлении севера увидели только бесконечные льды. Экспедиция доказала, что Северо-Западного прохода не существует. Несмотря на невозможность прокладки маршрута по указанному Ломоносовым пути, участники экспедиции смогли выполнить научные задачи: изучили течения и дрейф льда, описали флору и фауну Шпицбергена, взяли пробы грунта и измерили глубины вод.

От Врангеля до Менделеева

XIX век стал временем активного освоения Северного морского пути, в том числе в целях развития торговли. В 1820–1824 годах состоялась экспедиция барона Фердинанда Врангеля, в ходе которой он исследовал северо-восточное побережье Сибири и описал его от реки Индигирки до Колючинской губы.

В 1870–1890-е годы бывший английский шахтер, занявшийся мореплаванием в возрасте 30 лет, Джозеф Уиггинс стал развивать морскую торговлю через Северный морской путь. В плаваниях через Карское море он перевозил товары из Сибири в Европу. По его мнению, большая система сибирских рек способствует тому, чтобы морской путь в Сибирь был самым выгодным и удобным маршрутом для европейских товаров. В 1893 году он доставил рельсы для Транссибирской железной дороги. За открытие торгового пути через Карское море Уиггинса в 1894 году удостоили гранта Мерчисона. Эта награда вручалась британским Королевским географическим обществом за публикации, которые внесли наибольший вклад в географическую науку.

В 1878–1879 годах шведский геолог и географ Адольф Эрик Норденшельд на пароходе «Вега», переделанном из китобойного судна, впервые прошел по Северо-Восточному проходу из Атлантического океана в Тихий.

В 1897 году по инициативе вице-адмирала Степана Осиповича Макарова и при активном участии известного русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева началось создание большого ледокола «Ермак», предназначенного для обеспечения круглогодичной навигации в порту Петербурга и использования летом на Северном морском пути. Построенный в Англии, первый в мире ледокол арктического класса «Ермак» был принят в эксплуатацию в феврале 1899 года и прослужил стране верой и правдой вплоть до списания в 1963 году.

СМП на госслужбе

Начало XX века проходит для Северного морского пути под знаком роста его значимости для достижения государственных целей. После окончания русско-японской войны Морской генеральный штаб взялся за изучение возможности быстрой перегруппировки российских вооруженных морских формирований из Балтики на Дальний Восток. Северный морской путь рассматривался как основной вариант переброски сил.

В 1910–1915 годах организована Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана. Ее задачей было описать северное побережье Восточной Сибири. Экспедиция проходила на двух ледокольных пароходах, «Вайгаче» и «Таймыре». В 1910–1913 годах ее руководителем был мореплаватель и военный гидрограф Иван Семенович Сергеев, а с 1913-го по 1915-й — морской офицер, гидрограф и сын гидрографа Андрея Ипполитовича Вилькицкого Борис Вилькицкий. В ходе экспедиции были открыты Земля Императора Николая II, остров Цесаревича Алексея и остров Старокадомского, собраны данные о ледовой обстановке, течениях, климате на протяжении Севморпути. В 1914–1915 годах под руководством Бориса Вилькицкого было совершено первое сквозное плавание по Северному морскому пути с востока на запад — из Владивостока в Архангельск.

В апреле 1919 года, когда шла гражданская война, в Омске при власти Александра Колчака был создан Комитет Северного морского пути. Его основной функцией было развитие внешней торговли с Европой по Северному Ледовитому океану. В 1920 году в связи с переходом под «красную» юрисдикцию комитет был преобразован в «Комсевморпуть». В 1928 году он стал государственным акционерным обществом в подчинении Наркомата внешней и внутренней торговли СССР.

28 июля 1932 года стартовала экспедиция Отто Юльевича Шмидта из Архангельска в Берингов пролив. Она проходила на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» (бывшем британском «Беллавенчур», выкупленном у английской компании Министерством торговли и промышленности Российской империи еще в 1915 году). Это была первая экспедиция с запада на восток, пройденная за одну навигацию. По ее итогам был сделан вывод о том, что Северный морской путь можно и нужно использовать для развития советского севера. 17 декабря 1932 года было принято решение о создании единой организации, которая будет отвечать за развитие морского транспортного коридора, а также за развитие портовой, гидрометеорологической и социальной инфраструктуры. Так появилось Главное управление Северного морского пути при Совете народных комиссаров СССР, а главой его был назначен Отто Шмидт. Весной 1933 года «Комсевморпуть» вошел в состав Главсевморпути.

Во время Великой Отечественной войны по СМП в Баренцево море были переправлены корабли Тихоокеанского флота. Здесь осуществлялись перевозки угля, леса, меди и никеля. Здесь же приходилось отражать атаки противника.

Новые возможности для развития Северного морского пути открылись с освоением мирного атома. 3 декабря 1959 года был введен в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол «Ленин». Атомный ледокол следующего поколения — «Арктика» — стал первым надводным судном, которое в 1977 году достигло Северного полюса.