Как «примерить» на себя атомную профессию
ИЦАЭ

Как «примерить» на себя атомную профессию

Мероприятия сети ИЦАЭ помогают  познакомиться с разными профессиями и карьерными возможностями

XXI век, возможно, войдет в историю как эпоха выбора среди бесконечного разнообразия вариантов профессиональной самореализации. Ежегодно возникают абсолютно новые профессии, а традиционные становятся невостребованными или экзотическими. Поэтому сегодня необходимо видеть перспективы развития и выстраивать собственную профессиональную траекторию, проектировать горизонтальную карьеру, развивать универсальные навыки, которые помогают в освоении новых видов деятельности и стратегического планирования в условиях неопределенности. И это уже часть нашей повседневной жизни. В сети Информационных центров по атомной энергии к этой важной для школьников и взрослых сфере подошли творчески. Для каждого возраста разработана линейка форматов, которая позволяет не потеряться в мире профессий и новых сфер деятельности. И, конечно, в центре внимания — атомные технологии и универсальные «мягкие навыки», или soft skills.

Начинаем с азов: «Атомный практикум»

Заинтересовать через эксперименты, показать связь научных открытий с обычной жизнью и геймифицировать процесс — главные принципы занятий «Атомного практикума». Например, на первом занятии  — «Где рождается электроэнергия?» — школьники определяют путь электричества от электростанции к розетке. В наборе карточек есть лишние, и если изображение молота Тора участники сразу откладывают в сторону, то интернет-магазин и wi-fi-роутер иногда, по их мнению, встраиваются в эту цепочку. «На нашем занятии рассматриваются сложные технологические системы — электростанции. Ребятам за короткое время нужно понять, по какому принципу они функционируют. И не только понять, но еще и закрепить принцип превращения механической энергии вращения в электрическую на практике. В этом помогают специальные наборы. Ребята крутят ручку генератора — так же, как на станциях вращаются лопасти турбины, а генератор вырабатывает электричество, но только у школьников загорается маленькая лампочка, а электростанции освещают целые города», — рассказывает руководитель ИЦАЭ Ростова-на-Дону, одна из разработчиков «Атомного практикума» Светлана Чурикова.

Для учеников начальной школы разработано отдельное занятие «Цепная реакция», на котором они с помощью набора домино разбираются в том, чем обычная цепная реакция отличается от ядерной цепной реакции деления и как устроен атомный реактор. «Наглядность — важный момент в усвоении материала в начальной школе, поэтому, готовя занятия для малышей, мы всегда ориентируемся на простые, но образные практические задания и быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Так наши юные посетители более прочно запоминают довольно сложную информацию, и помогает им в этом позитивный эмоциональный заряд, который они получают», — объясняет Светлана Чурикова.

«На занятии «Источники энергии» есть задание «Колонизация планет». Каждая микрогруппа должна подобрать источники энергии с учетом климатических особенностей вымышленной планеты. И тут ребята на практике понимают, что если на планете есть много полезных ископаемых, которые легко добывать, то экономически выгодно строить ТЭЦ, для планеты с мощными реками больше всего подойдут ГЭС, а для местности с сильными и регулярными ветрами гармоничнее всего будет ветроэнергетика. При этом в любой энергосистеме нужно обеспечивать базовую потребность в электроэнергии, и АЭС решают эту задачу лучше всего. Но где-то понадобятся мощные промышленные реакторы, а где-то хватит и атомных станций малой мощности», — поясняет Алексей Боровик, кандидат физико-математических наук, один из разработчиков занятий «Атомного практикума».

Часть занятий посвящена экологии: ребята разбираются в видах и маркировке пластика, изучают принципы осознанного потребления, анализируют собственные стратегии, связанные с отношением к вещам и мусору.

Для старшеклассников создано занятие о лазерных технологиях. «Это уже более серьезный уровень — мы объясняем принципы действия лазеров, рассказываем про установки, которые разрабатываются в Росатоме и находят самое различное применение — от медицины до нефтедобывающей отрасли, от 3D-принтеров до установки управляемого термоядерного синтеза. Но и без экспериментов старшеклассники и студенты на занятии не остаются: они учатся пользоваться лазерным дальномером, направлять лазерный луч в импровизированном лабиринте с помощью зеркал, передают звук с помощью лазерного луча. Основы техники безопасности также встроены в занятие: каждый его участник надевает специальные зеленые очки для защиты зрения. Лазерные указки, которые мы используем, никому не могут повредить, но развивать у школьников культуру безопасности нужно при любой возможности», — уверен Алексей Боровик.

Профпримерка

В Челябинске для детей и взрослых разработали проект «Профпримерка». Это неформальные беседы с экспертами, благодаря которым участники встреч могут узнать разные профессии изнутри и посмотреть на них глазами состоявшегося специалиста.

На «Профпримерке» школьники и взрослые могут познакомиться с самыми разными профессиями, расспросив влюбленных в свою работу специалистов

«Идея проекта «Профпримерка» возникла из желания показать школьникам реальную профессиональную деятельность. Когда мы читаем в справочнике абитуриента о том, чем будет заниматься тот или иной специалист, а потом приходим на работу, часто наши ожидания не совпадают с реальностью. А на «Профпримерке» можно расспросить специалиста о его конкретном опыте, проиграть те или иные ситуации. «Профпримерка» — это как примерка костюма, когда ты понимаешь, он тебе по размеру или маловат. Это возможность примерить на себя изделие «массового пошива» и посмотреть, как его превратить в дизайнерский вариант. Участники «Профпримерки» могут узнать как о редкой профессии (например, анапластологов всего 80 в мире), так и о типичной (например, понять, чем занимается современный инженер), а могут даже задать вопрос ректору вуза (да-да, это не профессия, а должность, но тем интереснее) и понять, могут ли они потенциально сделать такую же карьеру в своей жизни. «Профпримерка» — это профориентация «с человеческим лицом», проект, дающий возможность расширить свою информированность о мире профессий через знакомство с профессионалами высокого уровня», — объясняет Лариса Матвеева, кандидат психологических наук, руководитель ИЦАЭ Челябинска.

Секрет успеха проекта — в мастерстве рассказчиков и в том, что каждый из них влюблен в свою профессию. «Моим главным учителем была бабушка, которая стоила всех учителей». «Мой дедушка так рассказывал о физике, что в нее невозможно было не влюбиться». «Еще в школе я понял, что буду атомщиком. Кажется, что принять это решение помогли небеса». Эти фразы спикеров помогают слушателям понять, что погружение в сложные профессии начинается с мелочей, и сделать первые шаги на пути к профессионализму может каждый, если рядом есть кто-то, кто его вдохновляет.

В 2023 году челябинцы успели «примерить» профессии врача-радиотерапевта, невролога, ректора (гостями «Профпримерки» стали ректоры Южно-Уральского государственного университета и Челябинского государственного университета), инженера-математика, физика-лазерщика и атомщика, работающего на предприятии, где есть допуск к секретным технологиям.

Педагогические технологии как двигатель прогресса

Не зря говорят, что все мы родом из детства. А еще — из школы. Поэтому особенно важно давать педагогам возможность обмениваться опытом и знакомиться с передовыми технологиями, поддерживать творческий и профессиональный рост педагогов. Проект для учителей, который реализуется при участии региональных ИЦАЭ второй год, — это фестиваль педагогических практик «Атом+». Фестивали «Атом+» уже прошли во Владимире, Калининграде, Красноярске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Челябинске. Лингвистические олимпиады как способ увлечь школьников наукой, профилактика эмоционального выгорания педагогов, методы когнитивной психологии в образовательном процессе, soft skills, выстраивание карьерной траектории от школы до предприятия, мастер-классы по публичным выступлениям и по «бумажному сопромату» (формат интерактивного занятия по физике, позволяющий через эксперимент узнать и проверить понятия «прочность», «надежность» и «устойчивость» — основные понятия раздела механики твердого тела и расчета конструкций), междисциплинарные связи и развитие личностных компетенций школьников — эти и другие темы стали частью программы «Атом+».

Фестивали «Атом+» дают педагогам возможность обмениваться опытом и знакомиться с передовыми практиками и технологиями, которые помогают поддерживать творческий и профессиональный рост

Участники фестивалей поделились своими впечатлениями о программе, а эксперты — лайфхаками и практическими методиками. Елена Коузова, первый заместитель министра образования и науки Челябинской области, уверена: «Когда есть какая-то движуха, не просто физическая, а интеллектуальная, это хорошо, потому что это развитие. Это развитие непосредственно тех, кто здесь задействован, каждого лично. Я напрягаю свои мозги, активизирую свою мыслительную деятельность — я развиваюсь. Второе — развитие систем, в которых мы существуем, в частности системы образования. Нам очень важно, как наши педагоги потом будут работать с идеями, услышанными на фестивале. А наша задача — эти идеи помочь реализовать. Поэтому я думаю, что у фестиваля очень хорошее будущее».

Александр Зейферт, учитель географии ОЦ № 7, призер народного голосования «Классная тема», считает, что у фестивалей для профессиональных сообществ очень простая и понятная цель. «Мы показываем молодежи, что науки, которые мы изучаем, применимы в жизни и работе, чтобы, приходя на занятия, каждый ученик понимал, зачем он это делает. Ведь действительно не знаешь, что может пригодиться, какие знания и умения. Раньше были только Москва и Санкт-Петербург — Екатеринбург и другие города подтягивались. Сегодня мы видим, что Челябинск становится культурным и научным центром, центром сплочения молодежи. И это очень здорово. Мы выходим на уровень настоящего развития, когда из разных городов области приехали участники, чтобы пообщаться, поделиться идеями, научиться друг у друга».

Артем Шуварин, работник пресс-службы производственного объединения «Маяк», атомный блогер, амбассадор Росатома, принял участие сразу в нескольких фестивалях «Атом+» в качестве спикера. По его мнению, такие фестивали — хорошее окно возможностей как для предприятий госкорпорации «Росатом», так и для студентов и преподавателей. «Это место встречи, где стороны могут обсудить вопросы, которые их интересуют по части образования, подготовки кадров, потребности в них. Предприятия говорят, что атомная отрасль — динамично развивающаяся сфера промышленности и ей постоянно нужны новые талантливые кадры. Учебные учреждения заявляют о своей готовности поставлять эти кадры», — рассказал эксперт.

В Информационных центрах по атомной энергии не занимаются прямой профориентацией: в сети ИЦАЭ дают возможность погрузиться в новые или малоизвестные профессии через общение с экспертами, показывают школьникам, студентам и даже взрослым, какие существуют карьерные возможности, и помогают в развитии профессионально важных личностных компетенций. А главное — такие встречи расширяют кругозор и дарят участникам вдохновение, ведь истории, рассказанные людьми, влюбленными в свое дело, никого не оставляют равнодушным.

Коротко

В качестве примера эффективного сотрудничества образовательных учреждений и предприятий Артем Шуварин привел проект «Профессионалитет», который реализуется в том числе в городе Озерске Челябинской области. «У нас у единственных в стране действует сразу два кластера, мы готовим широкий спектр специалистов: это и сварщики, и токари, и электрики, и еще целый ряд тех, кто будет поднимать атомную отрасль в обозримой перспективе. Важно понять, что атомная отрасль, несмотря на всю свою внешнюю закрытость, довольно открытая. Она открыта для талантливых людей, и построить карьеру в ней реально. Главное — просто отбросить все страхи, заняться своим образованием и предложить предприятиям атомной отрасли уникальные компетенции, которые сделают человека как профессионала лучше, а предприятие — еще более передовым и технологичным», — убежден спикер.

Одним из экспертов на фестивале «Атом+» в Калининграде стал Александр Петров, руководитель пресс-службы Проектного центра ИТЭР госкорпорации «Росатом». Он рассказал об одном из глобальных международных проектов — строительстве термоядерного реактора, в котором Россия принимает активное участие. «ИТЭР — самый большой пазл в мире. Каждая страна изготавливает свои элементы. Россия в этот проект вносит 25 уникальных систем. Благодаря участию в проекте ИТЭР десятки российских предприятий атомной отрасли получили колоссальный импульс к развитию. В ИТЭР мы не просто находимся на переднем крае, мы его определяем». Такие проекты — это разработка уникальных наукоемких технологий и новые профессии, осваивать которые будут нынешние студенты.

О возможностях калининградской гигафабрики, которая будет производить литийионные накопители, рассказал слушателям не инженер и не физик, а гуманитарий (учитель истории по образованию) Андрей Простакишин, руководитель направления организации деятельности предприятия. «К 2025 году на заводе будут работать 900 человек, и это высококвалифицированные кадры, включая рабочие специальности. Таким сотрудником может стать кто-то из вас. Это первый такой завод в России, пока еще мало работников по нужным компетенциям, поэтому мы ждем вас. Специальности уникальные, и у вас есть возможность стать единственным в своем роде в уникальной для страны отрасли», — обратился эксперт к студентам, пришедшим на лекцию.