Экологическая культура vs гринвошинг
ИЦАЭ

Экологическая культура vs гринвошинг

Как сформировать осознанное отношение к окружающей среде

Надевать рабочую одежду и каску на стройке и сортировать бытовые отходы. Что общего между этими двумя действиями? Формирование экологической культуры, как и культуры безопасности, начинается с осознанного отношения к собственному выбору. Об этом рассказывают на занятиях и лекциях экологического блока в Информационных центрах по атомной энергии.

Зеленый офис

«Дети никогда нас не слушаются, но всегда за нами повторяют», — утверждают психологи. Поэтому воспитание экологической культуры в Информационных центрах по атомной энергии в Ижевске и Кирове началось с внедрения принципов зеленого офиса.

«Зеленый офис — это важный этап экологизации всех сфер деятельности. Под офисом можно понимать и помещения в бизнес-центре, и университетские аудитории, и огромные цеха на предприятиях, и небольшую фирму на четырех сотрудников. И именно в рабочих помещениях скапливаются самые разнообразные отходы. Поэтому сортировка вторсырья — это один из важных принципов зеленого офиса. И специализированные контейнеры для сбора вторсырья по фракциям, установленные на работе, приучают людей давать вещам вторую жизнь. Человек идет со стаканчиком из-под кофе и бросает его в нужный контейнер. И постепенно, шаг за шагом, наше общество будет экологизироваться. Мы хотим каждому жителю России привить культуру осознанного потребления, и это нужно сделать очень быстро. У нас нет тех 40 лет, за которые эти полезные стратегии формировались на Западе», — рассказала эксперт ИЦАЭ Ижевска Ольга Дружакина, кандидат технических наук, доцент, завкафедрой инженерной защиты окружающей среды Института гражданской защиты Удмуртского государственного университета.

Задача зеленого офиса в городе, по словам Ольги Дружакиной, — это снижение антропогенной нагрузки на природную среду. Кроме того, зеленый офис уже воспринимается как часть имиджа организации. Не менее важная его задача — создание экологичной, комфортной, безопасной для здоровья среды, в которой человек проводит по шесть-восемь часов. Поэтому зеленый офис — это и мебель, которая обеспечивает правильную осанку и снимает нагрузку с суставов, и озеленение, которое формирует микроклимат в помещении и создает оптимальный уровень влажности.

«Зеленый офис — это еще и вопрос традиций. Например, в нашем университете сотрудники начинают утро с зарядки. Помимо профилактики гиподинамии, зарядка помогает создать неформальную атмосферу, улучшить коммуникацию», — убеждена Ольга Дружакина.

Как эти принципы реализуются в сети ИЦАЭ? В ижевском центре, например, установлен специальный контейнер для крышечек, а также емкости для различных типов вторсырья. Сотрудники сами сортируют отходы и объясняют принцип сортировки посетителям. Кроме того, в ИЦАЭ Ижевска регулярно проходят встречи с экспертами, которые помогают всем желающим разобраться в этом вопросе и превратить свои рабочие места в настоящий зеленый офис.

«Мы рассказываем, как можно оптимизировать процесс. Как правило, в офисных помещениях не так много места, поэтому нет задачи поставить максимальное количество контейнеров. Стекло и металл на первом этапе можно складывать в одну емкость, разнообразные типы пластика в другую. Кроме того, мы всегда начинаем с мини-лекции, на которой сразу же обсуждаем с сотрудниками офиса, какого типа вторсырья образуется больше. У кого-то это пластиковые бутылки, у кого-то бумага и картон. Такое общение помогает выработать оптимальную стратегию по обустройству помещения и его превращению в зеленый офис», — объяснила Дарья Галкина, эксперт ИЦАЭ, менеджер по развитию проектов ООО «Джанкл».

А сотрудники ИЦАЭ Кирова начали с создания комфортных условий в центре. Эргономичная мебель, стильный дизайн и энергосберегающие технологии есть во всех Информационных центрах сети, а вот гидропонная установка и вермикомпостер первыми появились в кировском центре.

 «Во-первых, это красиво. В любое время года наших посетителей встречают аккуратные вертикальные ряды со съедобной зеленью и декоративными растениями. Это радует глаз и создает позитивный настрой. Во-вторых, это хороший пример. И школьники, посещающие занятия «Атомного практикума», и взрослые, которые приходят на научно-популярные ток-шоу по вечерам, видя наши «грядки», понимают, что реально сделать что-то похожее у себя дома или на работе. В-третьих, это полезно. За нашей гидропонной установкой следят студенты-волонтеры, и некоторые из них уже разработали собственные научно-исследовательские и социально значимые проекты на основе проделанной работы», — рассказала инициатор появления гидропонной установки, экс-руководитель ИЦАЭ Кирова Светлана Занько. После переезда в Калининград Светлана начала «обживать» новое пространство привычным способом — гидропонная установка появилась в местном центре уже через пару недель.

«И в Калининграде гидропонная установка тоже гармонично вписалась в пространство. Когда в офисе много зелени, в помещении нормализуется уровень влажности, а это важно, ведь мы находимся тут бОльшую часть времени. А еще она помогает наладить неформальный контакт с посетителями: многие интересуются, как она работает, сколько времени тратится на уход за ней, что лучше растет. Кроме того, гидропонная установка используется на занятиях «Осознанное потребление» как пример того, сколько ресурсов требуется, чтобы вырастить еду. А офисный вермикомпостер наглядно демонстрирует, как можно переработать пищевые отходы в офисе и дома», — объяснила Светлана Занько.

Пространство как ценность

«Расхламление пространства» — этот метод решает те же задачи, что и Производственная система «Росатом»: позволяет оценить, какие вещи нам нужны ежедневно, а от каких можно спокойно избавиться и тем самым сделать пребывание в доме и в офисе более комфортным. О том, как найти баланс между желанием сохранить все ценное и порядком, в ИЦАЭ рассказывают на экологических лекциях.

Логика проста: когда мы раскладываем вещи по местам, мы тратим меньше времени на то, чтобы их найти, а время — это один из самых ценных ресурсов. Если вещей слишком много, порядок поддерживать сложно, а ненужные нам предметы годами лежат в шкафах, занимая место.

«Российский социально-культурный бэкграунд таков, что минимализм чаще всего ассоциируется с пустотой, лишениями, нехваткой чего-либо. Влияет на такое восприятие и привычка наших дедушек и бабушек ничего не выбрасывать — присказка «Вдруг пригодится?» наверняка вам знакома. Поэтому начинать нужно с создания нового ассоциативного ряда. Минимализм — это больше воздуха, это уют, это безопасность в том числе. В квартире или в офисе, где нет лишних вещей, ничего не упадет вам на голову со шкафа», — объяснила Оксана Любицкая, эксперт ИЦАЭ Ижевска, экотренер.

Первый шаг к освобождению пространства — сортировка вещей. «То, что лежит в вашем доме, бесполезное и нелюбимое, может принести кому-то огромную радость и пользу. По сути, у вас всего две задачи — избавиться от ненужного и определить, где вы будете хранить нужное. А сокращение количества вещей, которыми вы пользуетесь, в конечном итоге приводит к снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду», — подчеркивает Оксана Любицкая. 

Зеленый камуфляж: как распознать гринвошинг

Забота об окружающей среде как ценность имеет и оборотную сторону. Обязательно найдутся люди, которые захотят на этом зарабатывать без особых затруднений. Маскировка продуктов под экологически чистые и описание обычных технологий как природосберегающих называется гринвошингом. Термин greenwashing возник в английском языке и обозначает вид маркетинга, при котором потребителя вводят в заблуждение, создавая имидж экологически ориентированной компании, чтобы увеличить продажи.

«Один из самых распространенных примеров гривошинга — биоразлагаемые пакеты и пакеты, пригодные для компостирования. Магазины продают их и позиционируют их наличие как заботу об окружающей среде, но это не соответствует действительности. Биоразлагаемых пакетов не существует, потому что пластик никогда не распадется, не разложится до конца. Любой пластиковый пакет, распадаясь, просто увеличивает количество микропластика, который стал настоящей проблемой для всех экосистем в мировом масштабе. Пакеты для компостирования, по словам производителей, можно компостировать на полигонах. Но на сегодняшний день у полигонов в России нет технической возможности отделять на линии сортировки обычные пакеты от пакетов для компостирования. В итоге мы получаем легкий и непринужденный обман», — объяснила Ольга Чураева, пресс-секретарь регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Удмуртии ООО «Спецавтохозяйство».

Лучший вариант для всех жителей, которые хотят внести какой-то свой пассивный вклад в сохранение природы, по мнению Ольги Чураевой, — это использование многоразовых сумок и мешочков для сыпучих и штучных продуктов. Это позволит обходиться без пластиковых и полиэтиленовых пакетов и снизит нагрузку на окружающую среду.

«Гринвошинг — это не что иное, как зеленая спекуляция, когда производители хотят продать свой товар и заявляют, что он экологичный», — объяснила Оксана Любицкая. Упаковку таких товаров могут сделать зеленого цвета. Кроме того, на ней может быть написано, что это экологически чистая продукция, выращенная в естественных природных условиях, но если эта информация не подтверждена соответствующими сертификатами, то это просто рекламная уловка.

«Для того, чтобы оценить экологичность товара, нужно обратить внимание на маркировку. Самые надежные — это экомаркировки первого типа. Они оценивают весь жизненный цикл товара от добычи сырья до утилизации его упаковки, присваиваются продукту после оценки независимыми профессиональными организациями. Узнать их можно по утвержденным значкам. Единственный российский экологический сертификат, признанный Всемирной ассоциацией экомаркировки, — это «Листок жизни» (Vitality Leaf). Он соответствует международному стандарту ISO 14024 и присуждается Экологическим союзом (Санкт-Петербург) с 2001 года. Если вы увидели на упаковке этот зеленый листок, то продукт действительно является экологически чистым и произведен с помощью природосберегающих технологий», — рассказала Оксана Любицкая.

Соответственно, распознать гринвошинг поможет внимательность. Это еще одно сходство экологической культуры и культуры безопасности: обе системы базируются на тщательной проверке любой входящей информации и оценке ее достоверности.

Воспитание экологической культуры у школьников закладывает важные основы культуры безопасности — через проверку информации, осознанное отношение к себе и своим поведенческим стратегиям, умение соблюдать правила вне зависимости от наличия внешнего контроля.

«Атомный практикум»: формируем ценности

Занятия «Атомного практикума» «Осознанное потребление» и «Мир пластика» проводятся во всех 19 Информационных центрах по атомной энергии. На первом школьники знакомятся с понятиями экологичности и углеродного следа, а также основами ресайклинга, а на втором — с плюсами и минусами пластика, с его маркировкой и даже сортировкой.

«Мы очень хотим, чтобы занятия были приближены к жизни и ребята могли использовать полученные знания: какой пластик можно использовать в микроволновке, а какой нельзя нагревать ни в коем случае; какие стаканчики от йогурта подлежат переработке, а какие — нет. Вся жизнь состоит из маленьких и больших решений, и важно делать выбор осознанно и ответственно. Экологическая культура, о которой мы говорим, — это часть общей культуры безопасности, потому что она складывается из осознанного отношения и к себе, и к своим действиям, и ко всему, что нас окружает», — уверен Максим Гревцев, кандидат филологических наук, один из разработчиков занятия.