Вместе на 60 лет
Главная тема

Вместе на 60 лет

Особенности сервисного контракта на обслуживание АЭС «Аккую»

АО «Росатом Сервис» подписан комплексный, долгосрочный контракт с АО «Аккую Нуклеар» — компанией госкорпорации «Росатом», ведущей сооружение первой АЭС в Турции. Еще до ввода в эксплуатацию первого энергоблока специалисты «Росатом Сервис» приступили к оказанию сервисных услуг для АЭС и создают в Турции новый центр компетенций. Из чего состоит сервисный контракт, как сервисное обслуживание влияет на безопасность АЭС, когда выгодно привлекать к работам местных подрядчиков и как будет масштабирован опыт, который сегодня российские специалисты приобретают в Турции, «Вестнику атомпрома» рассказали руководители «Росатом Сервис» — первый заместитель генерального директора Дмитрий Пашевич и начальник отдела технического обслуживания и ремонта Сергей Шептунов.

— Какие виды работ обычно входят в контракт по сервисному обслуживанию АЭС? Как сервисное обслуживание влияет на безопасность станции?

Дмитрий Пашевич: Сервисное обслуживание любого промышленного предприятия, а такого сложного объекта, как атомная станция, тем более, — это один из важнейших элементов безопасной эксплуатации. Росатом помогает всем своим партнерам, владельцам энергоблоков ВВЭР, эксплуатировать АЭС на протяжении всего жизненного цикла.

Энергоблоки атомных станций состоят из большого количества систем и оборудования, в процессе работы которых происходит естественный износ, исчерпание ресурсных характеристик, поэтому важно обеспечить качественный сервис, включая проведение своевременной диагностики и обслуживания. АО «Росатом Сервис» — сервисное подразделение госкорпорации «Росатом», мы постоянно присутствуем на площадках наших партнеров в 12 странах. К выполнению работ на оборудовании наших клиентов привлекается большое количество предприятий Росатома, частных российских производителей и, при необходимости, зарубежных производителей.

— Сколько примерно привлекается специалистов?

Дмитрий Пашевич: Когда мы общаемся с новыми клиентами, то говорим, что у нас в компании вместе с дочерними обществами работают более 500 человек, а в целом в Росатоме — 360 тыс. сотрудников; в случае необходимости весь этот ресурс может быть задействован. Аналогов в мире по масштабу консолидации ресурсов и компетенций нет.

Сервис — это несколько составляющих: мы поставляем клиентам запасные части и направляем наших сотрудников для выполнения работ в процессе планово-предупредительных и внеплановых ремонтов. Новым клиентам, у которых еще нет опыта эксплуатации АЭС, мы также оказываем услугу по консультационной поддержке в процессе эксплуатации: когда на площадке после пуска блока на определенный срок остается группа российских специалистов, которые помогают наладить безопасную эксплуатацию станции специалистам, которые уже обучены, но практического опыта работы не приобрели или приобрели очень мало. Также в рамках сервисного контракта отраслевые конструкторские, проектные организации, производители оборудования проводят консультации — как очные, с организацией визита на площадку, так и дистанционные.

По большому счету в сервисный контракт должно быть упаковано все, что нужно владельцу энергоблока для его безопасной и эффективной эксплуатации. За исключением ядерного топлива, так как с ним работает отдельный интегратор — и это отдельный контракт.

— У «Росатом Сервис» подписан сервисный контракт на обслуживание блоков АЭС «Аккую». Какие работы входят в условия договора и на какой срок он рассчитан?

Дмитрий Пашевич: Этот контракт включает техническое обслуживание и ремонт оборудования АЭС, возможность поставки запасных частей и разработки технологической документации на ремонт. В данном случае консультации по вопросам эксплуатации не являются предметом контракта. Контракт рассчитан на весь проектный срок эксплуатации — 60 лет.

Хотелось бы отметить, что далеко не всегда сервисные контракты заключаются сразу на весь период эксплуатации. Это зависит от страновой специфики, в том числе от особенностей законодательства и проведения закупочных процедур в стране заказчика. У нас есть контракты на 3, 4 года, 10 и 12 лет. Есть также и опыт их пролонгации. Сервисные контракты на весь проектный срок эксплуатации АЭС заключены с заказчиками из Турции (АЭС «Аккую») и Египта (АЭС «Эль-Дабаа»).

— В какой момент «Росатом Сервис» заходит на площадку АЭС и начинает производить сервисные работы? Когда должен быть заключен сервисный контракт?

У «Росатом Сервис» как компании, предлагающей комплексные решения для атомных электростанций на протяжении всего их жизненного цикла, накоплен значительный опыт по обеспечению безопасности и эффективной эксплуатации крупнейших объектов энергетики — как уже введенных в эксплуатацию, так и строящихся.

Коротко

Сергей Шептунов: Бывает по-разному. Большой сервисный контракт на обслуживание четырех энергоблоков АЭС «Аккую» был подписан 22 декабря 2017 года — еще до начала сооружения основных объектов первого энергоблока. Это лучшая практика, которую мы предлагаем нашим клиентам, — подписывать сервисный контракт, не дожидаясь окончания стройки. В этом случае у клиента для решения любой задачи, которая может возникнуть на протяжении жизненного цикла, уже есть надежный партнер. Таким образом, есть определенные гарантии. У нас же появляется возможность долгосрочного планирования: парк энергоблоков российского дизайна с реакторами ВВЭР во всем мире растет, соответственно, необходимо своевременно наращивать ресурсы для расчета загрузки, производства оборудования, подготовки специалистов.

Дмитрий Пашевич: Для понимания приведу вам несколько цифр: в этом году мы направляем сотрудников для обеспечения 11 планово-предупредительных ремонтов (ППР) на 5 зарубежных площадках. При существующем графике сооружения блоков к 2030 году количество ППР, в которых мы участвуем за рубежом, увеличится до 20 в год. Рост практически вдвое, поэтому мы должны существенно нарастить ресурсы, чтобы закрыть все задачи.

— Какие сервисные работы сейчас ведутся на АЭС «Аккую», если сам блок еще не запущен?

Сергей Шептунов: «Росатом Сервис» принимает активное участие в оказании сервисных услуг для АЭС: разработка эксплуатационной документации, выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) оборудования введенных в эксплуатацию объектов АЭС, монтажное сопровождение, содействие в формировании потребности в запасных частях для ремонта оборудования.

На АЭС «Аккую» у нас есть филиал, который занимается пусконаладочными работами. Из людей, которые прошли этап строительно-монтажных и пусконаладочных работ, можно формировать команду специалистов для сервисного обслуживания, проведения плановых ремонтов, обслуживания оборудования.

Как упоминалось ранее, сервисная компания может заходить на площадку не в тот момент, когда блок построен или подключен к сети, а сильно заранее — когда стройка еще идет. Строительство происходит поэтапно, и объекты так же поэтапно после пусконаладочных работ сдаются эксплуатирующей организации.

Конкретный пример: грузовой терминал «Восточный» — порт на площадке АЭС «Аккую», построенный специально для поставки материалов и оборудования для АЭС. Это один из первых объектов, который был сдан в эксплуатацию. Как только наступило время регламентного технического обслуживания, мы, как сервисная организация, по заданию АО «Аккую Нуклеар» выполнили работу. По мере сдачи в эксплуатацию других объектов наша занятость будет расширяться.

— Впервые «Росатом Сервис» будет выполнять ТОиР основного технологического оборудования турбинного отделения, поставленного Машиностроительным дивизионом Росатома. В чем особенность и уникальность этой работы? Какие еще компании будут задействованы в процессе и как он будет организован?

Дмитрий Пашевич: Сейчас у нас клиенты в 12 странах, практически у всех два поставщика оборудования для машзалов — это либо «Силовые машины», либо «Турбоатом». На АЭС «Аккую», а далее и на других новых проектах появляется третья технология: ее поставщик — подразделение Машиностроительного дивизиона Росатома. Первый такой машзал заработает на первом блоке «Аккую».

Сергей Шептунов: Это новая технология и для сервиса тоже. Организация самого процесса обслуживания машзала и турбинных установок отлажена с оборудованием от «Силовых машин». При организации работ на АЭС «Аккую» будут учтены технологические особенности нового оборудования. Фактически мы расширяем компетенции, совершенствуем их.

«Росатом Сервис» предстоит реализовать комплекс мероприятий по созданию в Турецкой Республике центра компетенций по ТОиР оборудования поставки «Турбинные технологии ААЭМ», что само по себе является важной задачей, так как аналогичное оборудование будет применяться и на других площадках. Представители производителя оборудования будут привлекаться для консультационной поддержки в процессе проведения работ. Персонал, который будет заниматься обслуживанием этого машзала, уже частично прошел обучение на предприятиях-изготовителях, дополнительно мы будем аккумулировать опыт специалистов, которые уже сейчас выполняют контроль строительно-монтажных, пусконаладочных работ.

В итоге мы сформируем команду специалистов, которая будет обслуживать оборудование машзала по этой технологии.

— Будет ли этот опыт масштабирован на другие проекты?

Дмитрий Пашевич: Да, конечно. Эта задача важна не только для АЭС «Аккую», но и для других площадок, где будет применяться аналогичная конфигурация машзалов.

Логично говорить, что возникнет новый центр сервисных компетенций. Пока рано обсуждать, в какой организационной форме: отдельное дочернее зависимое общество (ДЗО) или просто команда специалистов внутри «Росатом Сервис». На данный момент их задача — обслуживать оборудование машзалов, проводить ППР на объекте в Турции, в будущем, когда таких машзалов станет больше, центр компетенций будет расширяться и уже может быть выделен в отдельное предприятие, возможно, в партнерстве с подрядчиками. Но пока это скорее рассуждения и предположения — нет конкретных организационных решений. Нужно начать.

— Сервисные работы будут выполнять только российские специалисты или местный персонал тоже будет задействован в этом процессе?

Дмитрий Пашевич: Мы всегда на всех площадках в той или иной степени работаем с местными компаниями. Это выгодно всем, так как позволяет более эффективно использовать ресурсы.

Одна из особенностей проекта — выполнение технического обслуживания и ремонта оборудования турбинной установки, поставленной предприятиями Машиностроительного дивизиона Росатома. На АЭС «Аккую» — впервые на проектах атомных станций российского дизайна — будет применяться тихоходная турбина электрической мощностью 1255 МВт. Это оптимальное и надежное решение для ядерных реакторов мощностью от 900 до 1800 МВт. Подтвержденный при испытаниях показатель надежности тихоходной турбины — 99,96% за суммарный период наработки 400 000 часов — гарантирует стабильную и надежную выработку электроэнергии.

Подробности

Сергей Шептунов: На АЭС, кроме оборудования, специфичного для атомной станции, есть очень много общепромышленного оборудования, и практически в каждой стране можно найти подрядчиков, которые справятся с задачами по установке строительных лесов, демонтажу и установке теплоизоляции, восстановлению лакокрасочного покрытия оборудования… Наши специалисты обойдутся дороже хотя бы за счет дополнительных транспортных и командировочных расходов. Также местных подрядчиков удобно привлекать на сезонные и краткосрочные работы.

Все это выгодно с точки зрения повышения безопасности: локальные подрядчики зачастую могут внести положительный вклад в организацию работ с учетом особенностей местного менталитета и обычаев делового оборота. При этом партнерство с ними отражается и на стоимости работ — и для нас, и для нашего клиента, потому что если мы какую-то часть работ можем выполнить дешевле за счет привлечения местных компаний, то и наше предложение в адрес клиента тоже может быть в этой части для него привлекательнее.

— Есть какие-то нормы или требования по уровню локализации работ?

Сергей Шептунов: Всегда есть пожелания, но жестких требований нет. Все понимают, что на первом месте безопасность, и мы отвечаем за конечный результат работ, который обеспечивается привлечением персонала достаточной квалификации.

— Можно ли в процессе проведения ремонтных работ или модернизации оборудования повысить безопасность АЭС?

Дмитрий Пашевич: Здесь важно понимать разницу: процесс технического обслуживания и ремонта оборудования направлен на поддержание заданного проектом ресурса оборудования и восстановление его проектных характеристик. Если мы хотим создать что-то новое, улучшить изначальные характеристики, то речь идет не о ТОиР, а о модернизации, замене оборудования.

На АЭС, построенных еще во времена СССР, были проведены существенные работы по модернизации систем и оборудования, которые влияют на повышение показателей уровня безопасности эксплуатации АЭС. Появляются новые технологии, новые решения и материалы, которые позволяют улучшить показатели.

На атомной станции можно поменять очень многое, кроме корпуса реактора и ГЦТ (главного циркуляционного трубопровода). Меняли оборудование машзала, меняли парогенераторы. АСУ ТП периодически подлежит модернизации просто потому, что в этой области так быстро происходят изменения, что через 15 лет вы с трудом найдете компоненты для установленной сегодня системы управления.

Модернизация оборудования энергоблоков может быть направлена как на повышение безопасности, так и на рост эффективности их эксплуатации, в том числе на увеличение мощности.

— Как часто нужно проводить модернизацию оборудования?

Дмитрий Пашевич: С точки зрения безопасности чаще всего срабатывают какие-то триггеры — это могут быть изменения в законодательстве или дополнения в рекомендациях МАГАТЭ. Например, регулятор ужесточает требования, и для продления лицензии станции нужно этим требованиям соответствовать — тогда проводится модернизация. Триггерами могут стать и нештатные ситуации, как случилось на АЭС «Фукусима». После аварии в Японии по всему миру компании, эксплуатирующие АЭС, модернизировали системы аварийного электро- и водоснабжения.

Если речь идет о модернизации с целью повышения мощности, то это реализуется в зависимости от потребности в дополнительной выработке, возможности сетевого хозяйства обеспечить дополнительную выдачу, расчета окупаемости инвестиций в такой проект и т. д.

За последние 10 лет Росатом выполнил за рубежом несколько крупных проектов по модернизации и продлению срока службы АЭС.

Сергей Шептунов: Модернизация — это отдельный контракт. Если появляется задача поменять какое-то оборудование, у которого, например, закончился ресурс или есть потребность улучшить его характеристики, то, как правило, заключается отдельный комплексный контракт. Он включает в себя дополнительные элементы: это проектные и расчетные работы с привлечением разработчиков проектов реакторной установки и АЭС, согласование с надзорными органами, изготовление и поставка комплектующих, монтажные и пусконаладочные работы и т. д.

Это масштабная работа, но со временем так или иначе все энергоблоки проходят через модернизацию, хотя бы потому что технологии обеспечения безопасности все время развиваются. А безопасность в нашей отрасли — наивысший приоритет.