Это фантастика!
Как фантастические произведения влияют на научно-технический прогресс и образ будущего
70 лет назад в небольшом городке под Калугой заработала первая в мире атомная электростанция. Это событие, наряду с полетом первого человека в космос, стало своеобразным символом новой главы в истории человечества: реальностью стало то, что еще вчера казалось фантастикой. Сегодня атомная энергетика, как и полеты в космос, — вещь обыденная, а вот дискуссии вокруг фантастики и загадочной взаимосвязи этого жанра с научно-техническим прогрессом продолжаются. Сеть Информационных центров по атомной энергии решила использовать прекрасный повод — празднование юбилея Обнинской АЭС, чтобы обсудить роль фантастики в нашей жизни.
Увидеть будущее
Насыщенная программа торжеств, посвященных 70-летию запуска первой в мире АЭС, которое отмечалось в июне 2024 года, включала большое количество официальных и не слишком мероприятий. Сеть Информационных центров по атомной энергии тоже решила преподнести горожанам подарок и открыть свой новый, 22-й по счету центр именно на родине мирного атома.
Открытие центра продолжалось два дня. Первыми гостями ИЦАЭ Обнинска 25 июня стали школьники города. Они приняли участие в нейрофорсайт-сессии «Обнинск — город будущего», в ходе которой искали ответ на вопрос, каким им видится будущее первого российского наукограда после создания в нем международного образовательного центра «Обнинск Тех».
В итоге ребята сформулировали подробное описание концепции по одному из четырех направлений — кадровое развитие, технологии, научно-популярный туризм и комфортная городская среда — и с помощью нейросети получили цифровое воплощение своего представления о городе будущего.
В роли экспертов, которым предстояло оценить работы участников нейрофорсайт-сессии, выступили почетные гости ИЦАЭ Обнинска: заместитель генерального директора по персоналу госкорпорации «Росатом» Татьяна Терентьева, первый заместитель генерального директора по корпоративным функциям АО «Концерн Росэнергоатом» Джумбери Ткебучава и глава администрации Обнинска Татьяна Леонова.
«Наука — это красиво»
На следующий день на площадке центра в Обнинске свою работу начал фестиваль науки «КСТАТИ» — флагманский проект сети ИЦАЭ, который представляет собой марафон лекций, научно-популярных шоу, интеллектуальных игр и мастер-классов, объединенных общей темой. На фестивале в Обнинске со всех возможных точек зрения было решено препарировать такой феномен, как фантастика.
Фестивальная программа началась с научно-фантастического квеста, который позволил участникам создать собственный комикс под руководством профессионального автора комиксов Александры Майоровой. Тематические локации квеста были очень разнообразны. Гости фестиваля сыграли в настольные и научно-творческие игры, ответили на вопросы интерактивных викторин, посетили мастер-класс по саберфайтингу (технике боя на световых мечах), мастер-класс по робототехнике от «Академии Технолаб», сыграли во фрисби вместе с командой «Физика НЛО», посетили VR-зону, позволяющую погрузиться в мир научной фантастики. Все, кто прошел квест и собрал тематический стикерпак с учеными, создали вместе с художником свой постер на мастер-классе «Красиво атомы сложились».
Но центральной частью программы фестиваля «КСТАТИ» по традиции стал лекторий. Старший научный сотрудник Лаборатории ядерных проблем Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) кандидат физико-математических наук Марк Ширченко с помощью обсуждения научных ошибок в художественных кинокартинах рассказал о науке в научно-фантастическом кино. Вместе с гостями научный переводчик ситкома «Теория Большого взрыва» разобрал фильмы «Интерстеллар», «Марсианин» и «Назад в будущее».
«Не так важно, насколько достоверно наука отображается в фильмах. Куда важнее, на мой взгляд, донести до зрителей то, что наука — это красиво, что она умеет многое и что она обеспечивает прогресс человечества. И если после просмотра фильма людям становится интересно, они начинают что-то читать или узнавать по этой теме — значит, задача выполнена. Я считаю, что для разной аудитории необходимо искать свои форматы донесения информации, чтобы формировать у людей интерес и критическое мышление», — отметил Марк Ширченко.
Затем состоялась творческая встреча с Алексеем Лебедевым, сценаристом, кинопродюсером, режиссером-мультипликатором, автором сериалов «Атомный лес», «Петя и волк», «Смешарики».
«В любом возрасте мы можем по-разному смотреть на одни и те же истории и находить в них строительный материал для собственного мироздания, — уверен Алексей Лебедев. — Что касается объективности, здесь важно, чтобы человек, независимо от возраста, выстраивал свою модель реальности. Конечно, различные жизненные обстоятельства и новые вводные будут опрокидывать это строение, но человек должен набираться сил и продолжать эти бреши застраивать. Так и с персонажами, у них не может быть заготовленного маршрута, они набирают вес и инерцию с развитием сюжета, их характер развивается постепенно».
Заключительным событием фестиваля науки «КСТАТИ» стала премьера научно-музыкального ток-шоу Science Sound. Перед зрителями выступила команда культовой российской радиопередачи «Модель для сборки» с аудиопостановкой шедевра великого мастера фантастики Артура Кларка — рассказа «Стена Мрака».
Такой подбор тем не случаен, утверждает директор открывшегося ИЦАЭ в Обнинске Сергей Колесников. «Мы намеренно объединили кино, мультипликацию, комиксы, музыку и литературу — максимально разные направления массовой культуры. Нам хотелось показать все многообразие воображаемых миров и то, как они взаимодействуют друг с другом».
Объяснил он и то, почему первый на родине мирного атома фестиваль науки «КСТАТИ» решили посвятить именно фантастике. «Во-первых, у самого термина «фантастика» в русском языке в этом году тоже юбилей: впервые он был использован в 1914 году в газете «Природа и люди» в номере 24 применительно к рассказу «Небесная кухня». Во-вторых, отечественная фантастика — это весьма почтенный жанр с колоссальной традицией и целой плеядой имен мирового масштаба, таких как Иван Ефремов, Александр Казанцев, Аркадий и Борис Стругацкие, Кир Булычев и многие другие. Все они были не просто современниками научно-технологического прорыва прошлого века и вдохновлялись им, но и зачастую вдохновляли непосредственных его участников. На мой взгляд, эта тонкая взаимосвязь таких, казалось бы, разных областей интеллектуального поиска еще требует своего осмысления», — отметил Сергей Колесников.
Заинтересовать, увлечь и вдохновить
Кажется, что самый очевидный ответ на вопрос о том, как фантастика влияет на научный прогресс, лежит на поверхности. Обязательным атрибутом, а иногда и мотором сюжета в этом жанре всегда является некая невозможная на сегодняшнем уровне развития технология. Значит ли это, что фантасты буквально определяют или, по крайней мере, подсказывают вектор технологического развития? Такие примеры действительно есть. Один из основателей направления «космической оперы» в научной фантастике Эдмонд Гамильтон еще в 20-е годы прошлого века описал голографию под термином «телестерео». А знаменитый автор «Космической одиссеи» Артур Кларк в 1950-е предсказал появление геостационарных спутников связи. Но, к сожалению, эти исключения лишь подтверждают правило: большинство технических прогнозов писателей-фантастов либо пока не сбылись, либо уже и не сбудутся: научно-технический прогресс ушел в другом направлении. Да и фантастика, как любой феномен культуры, — скорее про настоящее, чем про будущее.
И тем не менее взаимосвязь между инновациями и созданием воображаемых миров все же есть. Ее, изучая опыт Китая, нащупал популяризатор науки и технологий, автор книг «Изобретено в России» и «Изобретено в СССР» Тим Скоренко. Правда, в его представлении она скорее психологического свойства: «Сегодня мы наблюдаем бум фантастики в Китае. Еще в 1980-х фантастика там не просто считалась низким жанром, но была запрещена как таковая. В 1990-х началось постепенное развитие жанра, запреты были сняты, а социологические исследования показали, что люди, которые в детстве увлекались научной фантастикой (не только книгами, но также комиксами или фильмами), с большей степенью вероятности становились выдающимися инженерами, основателями инновационных компаний и т. д. В результате фантастика в Китае вышла на первый план и буквально попала в струю государственной поддержки. Стало издаваться огромное количество научной фантастики, в том числе переводной. Появились и всемирно известные китайские фантасты во главе с «тремя генералами» — Лю Цысинем, Хань Суном и Ван Цзиньканем. Лю Цысинь стал первым из неанглоязычных авторов, получившим престижную премию «Хьюго» за роман «Задача трех тел», а фантастику сегодня изучают даже в школах. И все ради прогресса».
Антон Долгов, старший научный сотрудник реакторного исследовательского комплекса ГНЦ НИИАР, поделился своим субъективным опытом взаимодействия с воображаемыми мирами: «В юности я был большим поклонником «Основания», или, в другом переводе, «Академии», Айзека Азимова. Помню, меня тогда глубоко поразила гипотеза, что будущее возможно предсказать. Достаточно лишь иметь необходимый математический аппарат и подходящий массив специфических данных. Причем современной науке эта гипотеза не противоречит и лишь ограничивается бесконечной сложностью необходимых вычислений.
Любой фантастический сеттинг строится вокруг таких смелых гипотез, как полеты в космосе быстрее скорости света, телепортация, компактные источники термоядерной энергии. Сталкиваясь с ними, ты сначала буквально оглушен воображением автора. Но чаще всего следующая реакция — попытка представить, как бы это могло работать на самом деле. Чем взрослее ты становишься, чем больше ты знаешь об окружающем мире, тем сложнее, но и интереснее эта задача. Для кого-то это станет просто занятным интеллектуальным приключением на один вечер. Ну а для кого-то превратится сначала в увлечение, а потом и в осознанный выбор связать свою жизнь с наукой. Я не могу сказать, что научная фантастика определила мой жизненный путь, но совершенно точно сыграла определенную роль в том, кем я стал сегодня».
Завтра начинается сегодня
Похоже, на это свойство фантастики — порождать интерес к науке и технологиям, показывая красоту исследовательской и конструкторской работы, романтизируя ее, — начинают обращать все больше внимания. Летом этого года в павильоне «Атом» на ВДНХ при поддержке госкорпорации «Росатом» и Российского общества «Знание» прошла конференция «Производители будущего». На ее площадке ученые, фантасты и футурологи, представители креативных индустрий и специалисты из высокотехнологичных отраслей экономики размышляли о том, как формируется позитивный образ будущего страны и какую роль в этом может играть фантастика.
Выступавшему на конференции ученому-астрофизику и писателю-фантасту Николаю Горькавому, кажется, удалось сформулировать общее мнение: «Если вы спросите любого школьника, есть ли будущее, он вам ответит: да, и оно светлое. Все, что нам нужно, — это подготовить создателей будущего. В этом смысле фантастика — очень эффективный способ их воспитания. Причем в первую очередь это касается подростков. Если фантастикой увлекается взрослый человек, за 40, — это очень хорошо, но для истории, для прогресса не слишком существенно. А если фантастикой увлекается 15-летний человек, высока вероятность, что через нее он увлечется наукой. Поэтому для продуцирования образа будущего нужно просто поставить на поток выпуск фантастических фильмов, книг и анимации. И тогда наши дети построят будущее, которое им нужно и которое будет, безусловно, светлым».