Большие задачи для небольшого города
Главная тема

Большие задачи для небольшого города

Как и над чем работает Глазовский филиал ЦПТИ

В составе Центрального проектно-технологического института (входит в структуру АО «ТВЭЛ») действуют десять российских и одно зарубежное подразделения. Глазовский филиал ЦПТИ, как и другие российские филиалы института, — бывшее проектное подразделение градообразующего предприятия. Александр Наговицын, директор Глазовского филиала ЦПТИ, рассказал «Вестнику атомпрома» о сегодняшних задачах филиала и о том, как сделать малые города более привлекательными для специалистов.

— Александр Юрьевич, какие интересные проекты выполнены и выполняются силами филиала в последние годы?

— Неинтересных работ у нас нет, все по-своему яркие. Якорный заказчик нашего филиала — Чепецкий механический завод, градообразующее предприятие Глазова. Работа по созданию проектной и конструкторской документации для производств ЧМЗ — главная задача на протяжении всех лет истории нашего филиала, когда-то проектного отдела ЧМЗ, выведенного затем в отдельное предприятие, а после вошедшего в состав ЦПТИ. Сегодня Глазовский филиал на 100% выполняет запросы градообразующего предприятия. Работы, которые мы выполняем для ЧМЗ, — это обеспечение проектной и конструкторской документацией направлений по гидрометаллургии, металлообработке, прокату, прессованию. По нашим проектам работают все производства завода — цирконий, кальциевая номенклатура и другие. Большую роль в росте наших возможностей сыграл проект организации производства сверхпроводниковых материалов на ЧМЗ: эта работа имела международное значение, поскольку продукция использовалась в совместных проектах научных установок класса мегасайенс, таких как ИТЭР, коллайдеры. С нуля по нашему проекту было создано производство, хотя и в действующих корпусах, но все линии были скомпонованы под эту задачу.

Поскольку завод активно развивается и появляются новые производства, в 2023–2024 годах потребность ЧМЗ в проектно-изыскательских работах примерно вдвое превысила наши возможности. Выполняем задания в кооперации с другими филиалами ЦПТИ и привлекаем внешних субподрядчиков. В прошлом году с задачами мы таким образом справились, 2024 год еще не закончен, но динамика положительная. Уже есть объем работ на 2025 и 2026 годы.

Недавно для ЧМЗ нами выполнен проект по организации производства крупногабаритной трубной металлопродукции для проектного направления «Прорыв». Строительно-монтажные работы уже завершены, оборудование поставлено, ведется пусконаладка и отработка режимов, скоро начнется выпуск комплектующих для опытно-демонстрационного экспериментального комплекса в Северске. Этот проект мы вели комплексно, от инженерных изысканий и обследования действующих зданий и сооружений до сметы. Разработали и защитили обоснование инвестиций, проектную документацию, после прохождения экспертизы — рабочую документацию. Участвовали в авторском надзоре за строительством.

В настоящий момент готовимся к следующей большой работе — расширению производства гафния. Еще недавно это был сопутствующий продукт циркониевого производства, а теперь гафний — самостоятельный продукт, производство которого будет масштабироваться. Уже ведутся изыскательские работы, готовимся к проектированию и подбираем исполнителей. Под создание участка высокочистого тетрахлорида гафния ЧМЗ реконструирует действующее здание. Тетрахлорид гафния (HfCl₄) — это химическое соединение, которое находит применение в различных отраслях промышленности, в первую очередь в производстве микроэлектроники, современных элементов памяти. Производство будет включать подготовку сырья с очисткой от примесей, хлорирование оксида гафния при высокой температуре, очистку получившегося тетрахлорида гафния от примесей, упаковку в специальные емкости. Тетрахлорид гафния является химически активным веществом, ряд этапов производства требует осторожности, поэтому вся производственная линия будет максимально автоматизированной, с многоуровневыми мерами безопасности.

— Остаются ли возможности для работы вне задач ЧМЗ?

— Наш филиал принимал активное участие в работе по СКИФ (Сибирскому кольцевому источнику фотонов) — грандиозному мегасайенс-проекту, который выполнялся силами всего ЦПТИ. На объекте уже идут строительно-монтажные работы, сейчас мы осуществляем авторский надзор. Это один из значимых проектов для нашего филиала и всего института, выполнен полный объем работ по двум зданиям — корпусу стендов испытаний и корпусу инженерного обеспечения. Сегодня стройка в самом разгаре, эти здания возведены, создан тепловой контур, ведется монтаж инженерных систем и технологического оборудования.

У нас есть проекты, которые выполняем в качестве генерального проектировщика для предприятий «ТВЭЛ» в других городах, например развитие Владимирского производственного объединения «Точмаш» и Ковровского механического завода в том же регионе. Развиваем линии основного производства, а также обеспечиваем проектной документацией создание участков для новой продукции. Есть опыт реализации проектов для предприятий «ТВЭЛ» в Северске, Новоуральске, Новосибирске, Зеленогорске.

— А имеются ли проекты за пределами контура «ТВЭЛ» и Росатома?

— Мы выполнили значимую работу для Глазова: по нашему проекту ведутся работы (часть уже завершена) по модернизации и строительству систем централизованного водоснабжения и водоотведения. Работать начинали с городским «Тепловодоканалом», сегодня работаем с АО «РИР». О качестве сделанного говорит тот факт, что вода, которую город возвращает в реку, чище той, что поступает в водозабор. Наши специалисты проектировали весь цикл, начиная с инженерных изысканий и обследований, прохождения экспертизы и общественных слушаний.

Отметим реализацию проектов социальной сферы в городе Глазове: это школьный стадион МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», Аллея мужества Военного комиссариата города Глазова, первая очередь инновационно-производственного технопарка «Глазовский» и многие другие.

В нашей истории было немало примеров проектных работ для предприятий химической промышленности (например «Саянскхимпласт», другие предприятия химической отрасли, нефтегазовая химия), машиностроительной отрасли, госкорпорации «Роскосмос», Министерства обороны. Филиал обладает компетенциями по созданию производств редкоземельных металлов — эту тему активно развивал ЧМЗ, а мы проектировали создаваемые опытные участки. Нам понятна и близка тематика электролизного производства, в целом всей гидрометаллургии. Но сегодня мы загружены работой на перспективу до 2027 года, поэтому не на все вызовы сможем ответить из-за высокого спроса.

— Есть ли возможности роста производительности труда, развития новых функций? Например, выйти на инжиниринговую услугу «Комплексное управление стройкой»?

— В ЦПТИ — нашей головной организации — есть направление инжиниринга, в планах выход на полноценные EPC-контракты. У нас при имеющихся ресурсах это направление пока не реализовано. Ближе всего к данной задаче подошли наши конструкторы, которые занимаются разработкой оборудования и сопровождением его изготовления; также мы участвуем в некоторых пусконаладочных работах, для развития направления по комплексной поставке оборудования это актуально. Мы планируем двигаться именно в эту сторону, как делают наши коллеги из Новоуральского филиала ЦПТИ: в их распоряжении и производственная база, и механомонтажное управление. Поскольку для производства металлического гафния на ЧМЗ потребуется цепочка из нескольких сотен единиц основного технологического оборудования, мы надеемся получить задачу не только на разработку документации, но и по изготовлению и поставке нескольких ответственных единиц оборудования — двух печей и двух фильтровальных установок. Обеспечим авторский надзор и контроль качества.

У нас есть желание развиваться, но темп немного сбивается из-за дефицита трудовых ресурсов. Сегодня у нашего филиала основные виды деятельности — проектирование и конструирование, и Глазовский филиал ЦПТИ решает все нужные для ЧМЗ вопросы по нашему направлению деятельности, от технологической части до сметной документации. Ранее планировали приобрести оборудование для лазерного сканирования объектов, но поняли, что экономически выгоднее кооперироваться с коллегами внутри ЦПТИ.

Что касается увеличения производительности труда по имеющимся направлениям, этот показатель у нас с каждым годом растет. Начинали с 1,5 млн рублей на человека и уже вышли на втрое большую выработку, намерены продолжать рост.

Безусловно, беспокоит и может притормозить набранный темп необходимость смены главного рабочего инструмента проектировщиков — программных продуктов. При переходе на импортонезависимое программное обеспечение считаем необходимым дать специалистам некоторое время на обучение, потом процесс пойдет быстрее. Понимаем, что будущее за освоением новых программ, за обучением персонала, командным сплочением. Тогда можно будет наращивать производительность и объемы.

Подчеркну значимую для филиала роль кооперации с коллегами из всей системы ЦПТИ. У нас есть опыт работы в единой информационной среде, когда объединяются усилия нескольких территориально распределенных подразделений. Так, проект СКИФ был реализован четырьмя филиалами в едином информационном пространстве. Подобная же ситуация была при создании нового конверсионного производства на сублиматном заводе Сибирского химкомбината. Мы освоили и современную технологию 3D-проектирования с ее продуктивными возможностями — поиском коллизий, моделированием нагрузок и так далее. Оценили эти возможности при работе над крупными знаковыми проектами, например над СКИФом.

Часть наших специалистов работали в 3D-модели, и это впервые на ЧМЗ. Подгруппы в составе технологов, электриков, специалистов по сантехнике и вентиляции рассматривали в том числе коллизии — при первом рассмотрении казалось, что их сотни! Это был проект производства тетрахлорида циркония методом хлорирования бадделеита с последующей ректификацией и дальнейшим переделом в губку. Быстро сориентировались, оценив преимущества технологии.

— Если мы говорим про кадры, что главное?

— Задачу по привлечению кадров и удержанию молодежи мы решаем в масштабах ЦПТИ, и есть надежда, что эффект будет положительный и долгосрочный. Наша численность последние пять лет держится на стабильном уровне: когда выбывают по возрасту старшие работники, на их место (благодаря нашим немалым усилиям) приходит молодежь. Конечно, им необходимо время на адаптацию, но, как я уже говорил, производительность труда мы удерживаем на достойном уровне. Налажена работа с вузами, сотрудничаем с Вятским государственным университетом, Ижевским государственным техническим университетом, чтобы привлечь и увлечь выпускников. Балласта у нас нет, вся численность филиала — это «производительные» силы, без обслуживающих подразделений. Когда выходили из состава ЧМЗ, общая численность составляла около 120 человек вместе с экономистами, юристами, бухгалтерами, специалистами по заключению договоров. После вхождения в состав ЦПТИ остались только производственники.

У нас предприятие, входящее в госкорпорацию «Росатом», мы соблюдаем все требования законодательства, и наше главное преимущество — стабильно высокая загрузка и возможность развиваться на сложных проектах. Поэтому все в наших руках: будем больше работать — сможем больше зарабатывать. Пользуясь случаем, приглашаю в наш филиал молодых и уже опытных специалистов, работы всем хватит.

— Что нужно изменить в городе, чтобы Глазов лучше удерживал людей, которые нужны и ЧМЗ, и вам?

— Если не отвечу на вопрос, то предлагаю хотя бы порассуждать на эту тему. Помню одного из руководителей: его, конечно же, всегда просили поднять зарплату. Он отвечал невеселой шуткой: «А зачем большая зарплата в Глазове, если ее потратить некуда?» То есть необходимо, чтобы деньги, которые здесь концентрируются, все-таки оставались и тратились тоже здесь. Тогда мозги и ресурсы не будут утекать в другие города. Один из способов удержать людей — интересная работа, возможность реализовать себя на больших проектах. Даже если Глазов — не Москва и не Екатеринбург, надо развивать в городе то, что уже есть хорошего. Тогда и включается мышление в таком направлении: «Где родился, там и пригодился».

Глазов имеет массу плюсов, чтобы строить здесь свою жизнь: Росатом и «ТВЭЛ» делают много для улучшения качества жизни. Я вижу сложный и, пожалуй, единственно действенный способ: за те несколько лет, которые молодой специалист проведет в городе, надо успеть его укоренить здесь. Предоставить возможность получить свое жилье, содействовать созданию семьи. При этом обеспечить в городе (а его небольшой размер в этом случае — преимущество) в шаговой доступности все необходимое для детей. А для семьи — сервисы, досуг, развлечения как в больших городах. Нужна разнообразная экономика, чтобы выбор трудоустройства был и у членов семьи. Думаю, это подействует лучше, чем одна только заработная плата.