Человеческие отношения
Как строится научно-просветительская работа в атомных городах
Атомные города — одна из важных составляющих сложнейшей экосистемы, которую представляет собой сегодня отечественная атомная промышленность. Информационные центры по атомной энергии (ИЦАЭ) за редчайшим исключением расположены в крупных региональных центрах, на значительном удалении от атомградов. И тем не менее атомные города являются одним из ключевых партнеров ИЦАЭ и объектом приложения усилий просветительской сети. Потому что именно здесь сконцентрирован главный потенциал отрасли — люди.
Каждый атомный город обладает ярко выраженной индивидуальностью. У каждого из них не только своя особая история и календарь памятных событий, но и свой перечень актуальных проблем и задач. Поэтому опыт ИЦАЭ здесь востребован, так как необходимы специфические навыки работы с разными аудиториями.
Экопросвещение на старте
Сохранение хрупкого экологического баланса в Заполярье — проблема старая, подступаться к ее решению пытались не раз. И, как это часто бывает, стало очевидным, что начинать следует с трансформации мировоззрения: только такой подход обещает дать долгосрочный результат. Именно поэтому для многих организаций, действующих в Арктике, экопросвещение своих сотрудников и членов их семей стало важным направлением в области корпоративной социальной ответственности. «Атомфлот» — не исключение: компания многие годы активно проводит тематические мастер-классы, экомарафоны, дни экологических знаний.
В 2022 году было принято решение тиражировать опыт экопросвещения за пределы предприятия и сфокусироваться на подрастающем поколении. Логика понятна: основы экологической осознанности, как, впрочем, и любого мировоззрения, закладываются еще в детстве. Так появился проект для школьников Мурманской области — Детско-юношеское волонтерское движение «ЭкоКласс «Атомфлота».
Первый «ЭкоКласс» открыл свои двери уже в 2023 году: 20 школьников из разных городов региона в возрасте от 12 до 15 лет, увлеченных природоохранной тематикой, на протяжении всего учебного года помимо основных занятий посещали лекции и экскурсии по промышленным и природным объектам региона, готовили собственные проекты.
Информационный центр по атомной энергии Мурманска был одной из тех организаций, которые поддержали «ЭкоКласс» с самого старта проекта. «»Бренд» ИЦАЭ начинает работать уже на этапе заявочной кампании, — отмечает Оксана Геращенко, руководитель проекта из ФГУП «Атомфлот». — Дети, которые уже знакомы с Информационным центром, бывали ранее на занятиях, чаще проявляют интерес, потому что доверяют. Это своеобразный знак качества. «Атомфлот» же выигрывает, потому что обычно интересуются наукой очень мотивированные на получение знаний ребята, которые в проекте показывают хорошие результаты».
Стартовая встреча участников «ЭкоКласса» также проходит на площадке ИЦАЭ на атомном ледоколе «Ленин» и при активном участии специалистов центра, которые обладают богатым опытом работы со школьной аудиторией. Кроме того, Информационный центр оказывает методологическую помощь на протяжении всего периода обучения и непосредственно организует несколько образовательных мероприятий и интеллектуальных игр в формате ИЦАЭ для участников.
Убедительные дебаты
Впрочем, специалисты ИЦАЭ не ограничиваются поддержкой разработанных атомщиками инициатив, зачастую они выступают их соавторами. Так произошло, например, с «Курчатовскими чтениями» — региональным конкурсом учебно-исследовательских проектов, который ежегодно проводит Белоярская АЭС для развития интереса школьников к атомной энергетике и научно-исследовательской деятельности.
«Курчатовские чтения» стартовали в далеком 2004 году как профориентационное мероприятие, проходившее в формате научно-практической конференции. На протяжении двух-трех месяцев под руководством кураторов участники готовились к защите заранее выбранной темы. Цель — показать школьникам и их родителям, что такое работа в атомной отрасли и какие перспективы она открывает.
Об успехе «Курчатовских чтений» свидетельствует тот факт, что за годы существования проекта в нем приняли участие более 800 школьников и студентов, многие из них потом связали свою жизнь с Белоярской АЭС. И все же 20 лет — большой срок. Возникла потребность перезапустить проект, что и помогли сделать специалисты ИЦАЭ Екатеринбурга.
В начале апреля 2024 года «Курчатовские чтения», посвященные 60-летию Белоярской АЭС, прошли в новом формате — как дебаты «Убеди меня». Формат был разработан совместно сетью ИЦАЭ и Корпоративной Академией Росатома. Восемь команд школьников из Заречного, Лесного, Новоуральска, Озерска, Снежинска, Екатеринбурга и Челябинска полемизировали на заданные темы, стремясь убедить экспертов в своей правоте с помощью аргументации, находчивости и личной харизмы.
Вот что о первом опыте проведения «Курчатовских чтений» в новом формате рассказывает Юлия Терехова, заместитель руководителя управления коммуникаций Белоярской АЭС: «В чем преимущества нового формата? Мы не только сохранили важное профориентационное содержание проекта, но и получили интересный инструмент, позволяющий развивать навыки, без которых современного специалиста представить очень сложно. Мало обладать набором технических навыков, нужно еще и уметь продать себя. Этот формат помогает научиться быстро ориентироваться в ситуации и формулировать позицию, анализировать доводы соперников и вырабатывать контраргументы».
Иммерсивная история
Когда мероприятие требует особого подхода, коллеги из атомных городов часто приглашают специалистов из сети ИЦАЭ. Так случилось со 120-летним юбилеем Игоря Васильевича Курчатова в декабре 2022 года, который прошел в Озерске. При помощи специалистов ИЦАЭ к знаменательной дате весь город был превращен в театральные подмостки, на которых разыгрывались сцены из тех времен, когда отечественная атомная отрасль делала первые шаги. Так, на Центральной аллее Озерска гостей встречали облаченные в солдатские шинели первые строители, которые, не обращая внимания на окружающих, горячо обсуждали газетную передовицу. А центральной точкой путешествия к истокам атомного проекта стал Мемориальный дом-музей академика И. В. Курчатова: в прихожей толпились люди, одетые по моде 50-х годов, в кабинете посетителей ждала встреча с самим Курчатовым, в зале для совещаний со знаменитым столом в форме елочки у зрителей была возможность «выступить с докладом» и рассказать отцу-основателю отечественной атомной отрасли, как далеко продвинулась она в своем развитии за семь с лишним десятилетий. Рискнем предположить, что реальный Игорь Васильевич Курчатов, как известный поклонник Мельпомены, одобрил бы такой эксперимент.
«Такие масштабные мероприятия привлекают внимание к истории нашего города. Сегодня это особенно важно, поскольку значительная часть жителей Озерска никак не связана с работой на атомных предприятиях и не всегда отдает себе отчет, что именно здесь, на этих улицах, в этих скверах, в буквальном смысле создавалась история. И создавалась вполне конкретными людьми — Курчатовым, Славским, Емельяновым — носителями особой культуры первооткрывателей. Передать этот особый дух уникальной эпохи возможно, только используя такие нетривиальные инструменты», — считает Дарья Белканова из отдела коммуникации ПО «Маяк».
Такие разные просветители
Впрочем, атомные города для ИЦАЭ далеко не только площадка для творческих экспериментов и оттачивания навыков работы с аудиторией. Именно здесь сконцентрирован интеллектуальный потенциал отрасли — как молодые ученые, так и состоявшиеся исследователи. А значит, именно здесь Информационные центры ведут поиск спикеров и новых тем для своих мероприятий.
Задача эта сложнее, чем кажется. Со стороны действительно может сложиться впечатление, что нет ничего проще, чем выйти на сцену и рассказать об устройстве атомного реактора, поведенческих паттернах китов или теории струн, особенно будучи специалистом в этой сфере, да еще и имея за плечами навыки преподавательской работы. Однако далеко не из каждого исследователя выйдет толковый педагог. Точно так же не каждый преподаватель гарантированно может стать действительно хорошим популяризатором.
Более того, преподавательский опыт и серьезный академический бэкграунд нередко мешают, полагает Лариса Матвеева, руководитель ИЦАЭ Челябинска. «Просветитель должен быть шоуменом в той же степени, что и ученым. Даже на университетской кафедре или в зале ученого совета мало обладать только лишь фундаментальными познаниями в своей сфере. Здесь же перед вами неподготовленная аудитория, для которой наука — просто другой способ развлечься. Захватить их внимание и удерживать его на протяжении всего выступления — задача нетривиальная. Без специальной подготовки, совсем не похожей на подготовку к выступлению на защите диссертации, спасти ситуацию поможет только природный талант», — уверена она.
С Ларисой Матвеевой согласен Алексей Караваев из Снежинска. «Когда мне предложили поучаствовать в ScienceSlam, я немного сомневался. Но уж очень интересный формат — рассказать о своей сложной научной работе за семь минут простым языком совершенно неподготовленной публике в формате стендапа. Опыт публичных выступлений, конечно же, у меня есть: на научных конференциях и семинарах разного уровня я докладывал много раз. Но тут-то надо было сделать это перед людьми, которые даже терминологию не знают! Процесс подготовки занял некоторое время: нужно было искать яркие запоминающиеся образы, понятные аналогии. В итоге я победил, но сделать это было совсем не просто», — говорит он.
И это при том, что Алексей Караваев к моменту участия в ScienceSlam уже имел довольно обширный опыт просветительской деятельности: «С руководителем челябинского ИЦАЭ Ларисой Матвеевой я познакомился лет двадцать пять назад, будучи еще студентом младших курсов физического факультета Южно-Уральского государственного университета. После выпуска из университета я переехал на работу в Снежинск, а Лариса Геннадиевна стала руководителем только что организованного в Челябинске Информационного центра по атомной энергии, где я начал понемногу выступать на фестивале науки «КСТАТИ», мероприятиях в Снежинском филиале МИФИ, в проекте устного журнала «Язык Эйнштейна» и других».
В отличие от Алексея Караваева, его коллега Николай Аристов из Института реакторных материалов в Заречном Свердловской области начал заниматься популяризацией науки сравнительно недавно и, по его признанию, почти случайно.
«Когда мы собираемся вместе, то речь часто заходит о каких-либо новостях из области науки и техники, не обязательно атомной. Нередко приходится объяснять простым языком очень сложные вещи, да еще так, чтобы было понятно, коротко и не скучно», — рассказал Николай Аристов. По его словам, друзьям такие моменты очень нравятся. Однажды они предложили заполнить «Анкету спикера», на которую наткнулись в Интернете.
Автор этой анкеты — Айгуль Хуснутдинова, руководитель ИЦАЭ Екатеринбурга. «Мы всегда находимся в поиске новых интересных тем и новых спикеров. Кто-то, возможно, скажет, что в нашей сфере существует своеобразный дефицит экспертов. Но я убеждена, что просветительская работа — одна из самых интересных и благодарных в мире. И мне сложно представить, что человек, зная о том, что он может прийти и рассказать о своих научных исследованиях или разработках десяткам человек, сознательно от этого откажется. Значит, подумала я, просто не все знают об этой чудесной возможности. Так и появилась «Анкета спикеров», которую я попросила распространить друзей ИЦАЭ», — рассказала она о своем инновационном способе привлекать новых экспертов.
Идет ли речь о поиске талантливых экспертов или, как говорят в просветительской среде, о долгом процессе «воспитания» спикеров, атомные города являются одним из ключевых партнеров ИЦАЭ.
Что дальше?
Экосистема — как любой живой организм — постоянно трансформируется и развивается. Поэтому совсем не удивительно, что в ИЦАЭ задумываются о новых гранях работы с атомными городами и форматами реализации своей просветительской миссии.
Вот что об этом думает Сергей Колесников, руководитель ИЦАЭ Обнинска, открывшегося этим летом: «Давно не могу отделаться от мысли, что мы сосредоточены на работе с человеческим умом, но как-то позабыли о такой важной составляющей, как чувства. Лекции, книги, статьи — все это хорошо. Но именно чувства заставляют нас остановиться и задуматься, побуждают начать разбираться в чем-то новом. В конце концов, радость познания — это в первую очередь про чувства и уж потом только про рациональное постижение окружающего мира».
По его мнению, одним из новых направлений совместной работы мог бы стать сайнс-арт — симбиоз науки и уличного искусства. И такой опыт у ИЦАЭ уже есть. Граффити с изображением Курчатова в Ульяновске, техно-арт-хронометр «Опережая время» в Нижнем Новгороде, миниатюра, посвященная Столетову, во Владимире — вот лишь некоторые арт-объекты, которые стали частью культурного ландшафта городов благодаря Информационным центрам по атомной энергии.
«Мы часто недооцениваем роль таких небольших артефактов. А ведь именно они зачастую формируют канву глубоко личного опыта взаимоотношений человека с местом, где он живет. Именно через этот опыт впоследствии к нам приходит интерес и к истории города, и к тому, чтобы найти свое место в нем», — утверждает Сергей Колесников.
Разумеется, процесс этот не быстрый. Точно так же не стоит ждать мгновенного результата от участия ИЦАЭ в городских проектах Мурманска или Снежинска или рассчитывать на осязаемые изменения здесь и сейчас, связанные с рекрутированием спикеров из числа жителей и работников атомных городов. Объектом этой работы является самый пластичный и одновременно неподатливый материал — люди. Ее итоги копятся годами, но однажды дают возможность осознать, что мир вокруг нас изменился необратимо.