«Мы проектируем будущее, чтобы оказаться в нем раньше других»
Главная тема

«Мы проектируем будущее, чтобы оказаться в нем раньше других»

Наталья Шурочкова, руководитель проекта «Школа Росатома»

«Школа Росатома» — это отраслевая образовательная инициатива госкорпорации, которая реализуется с 2011 года. Наталья Шурочкова, советник департамента по взаимодействию с регионами госкорпорации «Росатом», объясняет, почему это школа не только для детей, но и для учителей, родителей и всех жителей городов — участников проекта.

— Наталья Валерьевна, расскажите о сути проекта и его истории: как он начинался, как развивался. В чем его цели и задачи?

— Изначально в 2009 году Сергей Владиленович Кириенко, в то время глава Росатома, поставил задачу разработать инициативы в сфере образования и культуры, которые могли бы помочь жителям городов расположения предприятий госкорпорации ощущать уверенность в том, что их дети получают конкурентоспособное образование в детских садах и школах, и в том, что можно получить доступ к самым лучшим культурным проектам России, даже не выезжая из города.

Системы образования в атомных городах с советских времен были продвинутыми. Ученые, инженеры, высококвалифицированные рабочие кадры и их семьи всегда имели высокие притязания по отношению к качеству образования. Поэтому на первом этапе мы поставили перед собой задачу поддержки в наших городах уникальных систем образования. Сделали ставку на то, чтобы города показали друг другу, чем они гордятся в системе образования. Мы начали организовывать специально под эту задачу системные действия, позволяющие городам обменяться успешными практиками: конкурсную программу для педагогов, мероприятия для развития талантов детей с финалами в наших городах, стажировки на базе лучших практик. Буквально за три-четыре года удалось повернуть управленческие команды и педагогов наших городов лицом друг к другу. Появились настоящие сетевые корпоративные связи между системами образования городов. И уже тогда мы вместе с коллегами из наших городов сформулировали миссию проекта «Школа Росатома» для последующих шагов: «Мы проектируем будущее, чтобы оказаться в нем раньше других». И с тех пор именно так и живем, потому что это реальная помощь в развитии системы образования атомных городов.

Проект «Школа Росатома» — живой организм, он постоянно развивается, а значит, с течением времени ставит перед собой все новые и новые планки. Поэтому рассказывать о целях и задачах проекта нужно в динамике.

С 2011 года мы выстроили сеть атомклассов, она насчитывает уже 80 школ (подчеркну: не классов, а именно школ). Федеральный тренд на создание инженерных классов появился буквально три года назад, а проект «Школа Росатома» уже 13 лет создает и развивает в наших городах сеть, которая поддерживает интерес детей к научно-техническому творчеству и естественно-научному образованию. Именно поэтому наши города были готовы к реализации этого федерального тренда.

С самого первого года существования проекта мы сделали ставку на онлайн-технологии — не как замену личного общения, а в дополнение. Мы проводим конкурсы с обязательным дистанционным этапом, проводим мероприятия для учащихся атомклассов в сети Интернет. Поэтому, когда случилась пандемия COVID-19, для наших школ, детских садов и педагогов не было шоковой ситуации. Города были готовы уйти на дистант, так как большая доля педагогов не просто представляла, как это делается, а имела богатый опыт. И это тоже системная помощь в развитии образования в наших городах.

Примеров можно привести еще множество. Мы раньше всех в стране (на целых четыре года) с Инновационной сетью образовательных организаций «Школа Росатома» перешли на федеральные государственные образовательные стандарты основной и старшей школы, и это позволило безболезненно перевести все школы наших городов на реализацию этих стандартов и даже помочь региональным властям. Например, МБОУ «Гимназия № 2» было награждено Почетным штандартом губернатора Нижегородской области как раз за то, что помогло руководителям всех школ области подготовиться к массовому переходу на федеральные стандарты.

В дошкольном образовании Инновационную сеть детских садов «Школа Росатома» (сейчас в ней уже 16 детсадов — 5% от всех в наших городах) российские эксперты отмечают как «маленькое чудо». Мы взялись за отработку отечественных технологий дошкольного образования, которые позволяют реализовывать федеральный государственный стандарт на самом высоком уровне его требований и тем самым максимально обеспечить условия для развития наших детей. Мы начали эту работу еще девять лет назад. Сегодня наши педагоги, приходя на профессиональный конкурс имени Л. С. Выготского, сразу становятся объектом пристального внимания со стороны экспертного сообщества, потому что они показывают высочайший уровень профессионального мастерства (поэтому и побеждают в этом конкурсе очень часто). Кроме того, наша Инновационная сеть детских садов «Школа Росатома» учит педагогов своих городов и регионов. Через стажировки в наших детских садах прошло уже более 7000 педагогов.

В прошлом году состоялся всероссийский конкурс «Флагманы образования. Муниципалитеты». В его суперфинал вышли команды муниципальных управленцев из трех наших городов: Лесного, Новоуральска и Сарова. Уровень проектной культуры и опыт прагматичных инноваций помогают нашим управленческим командам быть впереди.

Ну и конечно, мы всегда помогаем городам формировать «умную» инфраструктуру в системе образования. 80 школ в сети атомклассов получили от нас материальную (1,5–3 млн рублей) и консультационную поддержку, в результате в каждой такой школе есть красивый, брендированный, современный и хорошо оснащенный центр для подготовки детей в сфере инженерии или естественных наук. И занимаются в этих центрах не только учащиеся школ — участниц сети атомклассов. Пользоваться этой инфраструктурой могут учащиеся всего города. 26 инновационных учреждений выстроили в своих зданиях ультрасовременные пространства Open Space, аналогов которым нет нигде в России. А это и немалые материальные вложения, и практически каждодневная работа с педагогами и управленцами наших школ и детских садов.

Если говорить о цели проекта, то она сформулирована так: «Развитие и реализация потенциала человека и общества в городах Росатома». Мы работаем для того, чтобы люди, живущие в наших городах, чувствовали себя постоянно в движении, в развитии, в ресурсе, начиная с самого детства.

— На какие наработки вы ориентировались, начиная проект? Был ли аналогичный отечественный или зарубежный опыт, на который можно было опереться?

Проектом «Школа Росатома» охвачен 31 город расположения предприятий атомной промышленности — более 370 школ и 550 детских садов на территории этих городов. Кроме того, программой «Атомклассы» охвачено 80 школ в 28 субъектах Российской Федерации (в том числе в Энергодаре Запорожской области, в Донецке и Луганске), а также в зарубежных странах — Республике Беларусь и Республике Абхазия. Атомклассы функционируют также в ВДЦ «Орленок» и МДЦ «Артек».

Подробности

— Аналогичного зарубежного или российского опыта в реализации такого системного проекта в сообществе городов нет. В этом смысле мы точно первопроходцы. В своем движении мы ориентировались на разработки советских и российских ученых — педагогов и психологов. В этом ряду, конечно, Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Семенович Выготский, Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич Давыдов, Леонид Абрамович Венгер и их многочисленные ученики — блестящие ученые и практики. Системная разработка технологий, основанных на их трудах, ведется и сейчас. Многое было сделано еще в советские времена, но так и не вошло в массовую практику. Мы начали исправлять это положение вещей. Делаем это аккуратно, с теми, кто сам хочет, видит в этом перспективы и эффекты. Но тем не менее все 370 школ и 550 детских садов — участников проекта «Школа Росатома» взяли в работу наши отечественные педагогические технологии, и мы помогаем поставить эти технологии «на крыло» с помощью поддерживающих семинаров и мероприятий. Каждая из наших школ, например, ежегодно участвует в Метапредметной олимпиаде «Школа Росатома» (их мы провели 11, в них приняли участие уже более 20 000 детей и более 5000 педагогов). Спортивный чемпионат для дошкольников 5+, в котором главное как раз не спорт, а развитие ребенка в игре, охватывает все наши детские сады.

Иногда нам говорят: у вас в проекте 10 школ и 16 детских садов. Ответственно заявляю, что это не так: все школы и все детские сады наших атомных городов вовлечены в мероприятия проекта. Каждый ребенок, педагог и родитель из этих образовательных организаций — участник проекта «Школа Росатома». И как раз благодаря тому, что мы обеспечиваем массовый охват людей проектом, у нас получается постепенно формировать сообщества людей, которые выстраивают технологический уклад в наших школах и детских садах, основываясь на трудах величайших российских ученых.

— Вы говорите о детях, педагогах, родителях как об участниках проекта. Почему важно работать со всеми этими группами?

— На самом деле этих групп больше. Мы работаем с педагогами школ и детских садов, с детьми (от детского сада до выпуска из школы), выпускниками школ, управленческими командами образовательных организаций и управленческими командами наших городов (и в системе образования, и на уровне города в целом). Еще очень важные группы — родительская общественность, городская общественность, представители атомных предприятий на территориях.

Мы работаем со всеми этими группами людей, понимая, что образование — это общественное благо и выстраивать любые улучшения нужно сообща. Можно, конечно, собрать какие-нибудь парадные съезды, советы, опросить делегатов и на этом основании делать что-то полезное для людей. Но важнее поработать непосредственно с людьми на местах, вовлечь их в деятельность и уже по этой деятельности понять, какие есть проблемы, какие из них первостепенные, какие есть успешные практики, какие меры поддержки им нужны.

Самое ценное, что сложилось в проекте за эти 13 лет, — сообщества людей, которые с гордостью на всех уровнях говорят: «Это мы — ”Школа Росатома”». У нас прекрасное сообщество, например, педагогов — участников конкурсной программы проекта «Школа Росатома». Более 2000 «заряженных» педагогов с большим удовольствием встречаются в сети или очно и решают важные профессиональные задачи на благо детей, на благо своих школ и детских садов, своих городов. Есть сообщество руководителей и педагогов сети атомклассов, в нем более 4000 участников. У них есть общая повестка профессионального развития, и мы помогаем им ее реализовывать.

Родители — одно из самых активных сообществ «Школы Росатома». Участвуя в родительских мероприятиях в рамках проекта, они почувствовали, что их сообщество может помочь детским садам и школам (нет, не деньгами, а родительскими и профессиональными компетенциями), становясь прямым участником образовательного процесса. Поняв это, они стали объединяться, делясь друг с другом положительными практиками. В этом году активное сообщество родителей соберется в очередной раз на фестивале-конкурсе «Семейные советы» в Сарове. На этот раз они будут обсуждать практики семейного воспитания.

Детские сообщества тоже постоянно формируются, как это положено по возрасту, под интересы и задачи. Здорово работает комьюнити ребят — участников проектов «Атом МЕДИА» и «Международные умные каникулы». Даже окончив школу, они продолжают общаться. Кстати, в 2025 году, к юбилею отечественной атомной промышленности, мы соберем форум выпускников «Школы Росатома», в котором в общей сложности примут участие более 10 000 выпускников школ наших городов.

> 60%

выпускников атомклассов поступают в вузы на инженерно-технические специальности или специальности, для которых необходима сдача предметов естественно-научного цикла

~ 20%

выпускников атомклассов (в среднем) поступают в опорные вузы Росатома

10%

школ — участниц сети атомклассов входят в рейтинг 100 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников

Цифры

У нас прекрасное сообщество муниципальных координаторов «Школы Росатома». Городские управленцы и общественные деятели становятся акселераторами развития систем образования городов и опорной точкой проекта в своих городах. Муниципального координатора назначает глава города, но эта деятельность носит общественный характер. В течение 13 лет работы наши муниципальные координаторы показывают, что общественными усилиями можно менять жизнь вокруг к лучшему. Координаторы помогают друг другу уже не только по линии «Школы Росатома», а по всевозможным направлениям деятельности в сфере образования, делятся друг с другом лайфхаками, советами.

— Ощущается ли в школах нехватка педагогических кадров? Работаете ли вы с педвузами с целью привлечения их выпускников в школы атомных городов?

— Да, нехватка педагогических кадров — общероссийская проблема. Проблема имеет глубокие корни, и ее решение не сводится только к работе с педвузами и педколледжами, хотя и такая работа ведется. Популярность профессии педагога невысока. Причина тому и неконкурентоспособный уровень заработной платы учителя, и низкий общественный статус профессии педагога. Соответственно, усилия, которые мы предпринимаем в проекте «Школа Росатома», связаны с включением городов в системное принятие мер по повышению привлекательности профессии педагога среди молодежи. В их числе, например, разработка и внедрение механизмов включения школьников, обучающихся в 9–11-х классах, в наставническую деятельность в рамках мероприятий проекта «Школа Росатома» и программы «Атомклассы» (около 100 мероприятий ежегодно с охватом более 30 000 детей, в том числе более 500 детей в позиции наставника). На сегодня обеспечено поступление в вузы и колледжи на педагогические специальности в среднем 83 выпускников школ ежегодно. Меры системно разворачиваются пятый год, и наблюдается устойчивая положительная динамика роста доли выпускников, поступающих на педагогические специальности.

В 2024 году в рамках «Школы Росатома» мы дадим старт проекту «Педагог — профессия мечты». По пяти направлениям действий (вовлечение в наставничество старшеклассников; организация социальных практик для старшеклассников в педагогической деятельности; медийное обеспечение повышения привлекательности профессии учителя; разворачивание механизма целевого обучения в педагогических вузах и колледжах выпускников школ; поддержка школьных проектов, направленных на популяризацию профессии педагога) муниципалитеты разработают и реализуют системы мер по повышению привлекательности для выпускников школ педагогической профессии. Целевые значения для обеспечения восстановления кадрового баланса школ — 400 выпускников в год, выбирающих педагогическую специальность для обучения в вузе и колледже (4% от общего числа учителей в городах — участниках проекта). Проект будет пилотироваться в 2025 и 2026 годах, чтобы отработать необходимую и достаточную систему мер по изменению к лучшему ситуации с кадровым обеспечением школ атомных городов.

— Какова роль качественно организованного учебного пространства в образовательном процессе? На какие стандарты вы ориентируетесь в этом плане?

— Материальное оснащение школ и классов в соответствии с современными требованиями — одна из задач, которые системно решаются в рамках проекта «Школа Росатома». Во всех школах, которые входят в сеть атомклассов, создано пространство (специализированные кабинеты или наборы помещений для организации углубленного изучения школьниками одного или нескольких предметов из перечня: математика, физика, химия, информатика, биология) при финансовой поддержке проекта «Школа Росатома». Школа разрабатывает свое видение, каким может быть пространство будущего атомкласса (где в школе есть место для него, как оно может выглядеть, чем может быть оснащено, что из оснащения есть, а что нужно приобрести и т. д.), и берет на себя обязательства по реализации системы мер, направленных на повышение интереса школьников к изучению вышеуказанных предметов на углубленном уровне (направления таких мер также заданы нашими технологическими стандартами). Финансирование ведется при условии софинансирования со стороны учредителя школы, что обеспечивает включенность муниципалитета в процесс модернизации пространств школ.

Как я уже говорила, сейчас в сети 80 школ, еще около 20 школ будут оборудованы атомклассами до конца 2025 года. Таким образом, в сети атомклассов будет уже 100 школ, в которых есть современное образовательное пространство для поддержки мотивации учащихся к обучению. Кроме того, эти пространства становятся и мотиваторами для школ, чтобы найти механизмы и средства для модернизации других образовательных пространств внутри школы, и площадками, служащими моделями для формирования аналогичной инфраструктуры в других школах наших городов.

Модернизированы пространства помимо этого и в 26 школах и детских садах Инновационной сети образовательных организаций «Школа Росатома» — это современные открытые образовательные пространства для детей, оснащенные новейшим оборудованием для реализации детских практик внутри образовательных организаций.

В выработке стандартов интерьера, дизайна и оснащения современных образовательных пространств мы опираемся на федеральные нормативы и требования, технологические требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и федеральных образовательных программ (ФОП) уровней общего образования, требования внедряемых при нашем сопровождении отечественных педагогических технологий в образовательный процесс. Технологические стандарты реализации ФГОС и ФОП на самом высоком уровне их требований разработаны и отработаны нами на практике в школах и детских садах для всех этапов общего образования, они открыты, и школы с ними знакомы. Так, часть отработанных нами стандартов, касающихся требований к предметно-пространственной среде школы, взяла себе за основу Корпоративная Академия Росатома для формирования сети инженерных классов. Опора на лучший опыт — оправданная стратегия.

Подробности

Мониторинг результативности проекта «Школа Росатома» осуществляется в двух направлениях:

— уровень узнаваемости и доверия к госкорпорации «Росатом» со стороны населения городов;

— образовательные результаты учащихся школ.

Исследования показывают высокую степень узнаваемости и доверия к госкорпорации «Росатом» со стороны педагогической и родительской общественности и со стороны учащихся. Если на старте проекта «Школа Росатома» об информированности о проектах Росатома, направленных на поддержку городов, заявляло менее 15% педагогов, учащихся и родителей учащихся, то к 2023 году эта доля выросла до 86%.

Относительно образовательных результатов учащихся школ картина в динамике также положительная. Например:

— ежегодно доля школьников, сдающих ЕГЭ по физике, в среднем по атомным городам превышает на 11% среднерегиональные показатели (динамика с 2018 по 2023 год — чуть более 4%);

— ежегодно средние результаты ЕГЭ по физике в городах выше среднерегиональных более чем на 5 баллов, а средние результаты ЕГЭ по физике учащихся атомклассов — на 5 баллов выше среднегородских.

Результативность работы педагогов — победителей конкурсной программы проекта «Школа Росатома» также фиксируется успехами:

— самих педагогов в профессиональных конкурсах городского, регионального и федерального уровней (победители конкурсной программы ежегодно выигрывают профессиональные конкурсы на городском и региональном уровнях и практически ежегодно принимают участие в федеральных этапах профессиональных конкурсов);

— учащихся на независимых процедурах оценки качества (этапы Всероссийской олимпиады школьников, перечневые олимпиады Минобрнауки России, проекты президентской платформы «Россия — страна возможностей»), где ежегодно имеются победители и призеры.

— Расскажите подробнее, в чем основное отличие атомклассов от инженерных классов. Какие именно образовательные возможности дают атомклассы?

— Отличие от инженерных классов в концептуальном подходе. Наш подход — в широком охвате детей всей школы с последующим их самоопределением и выбором более узкой специализации. Подход с инженерными классами принципиально иной — сразу отобрать способных и желающих детей в один класс и целенаправленно обучать их с целью поступления в опорные вузы Росатома. Таким образом, все остальные дети в школе оказываются, по большому счету, неохваченными системной работой по популяризации физико-математического и естественно-научного образования.

«Атомклассы» — это программа, это системная работа в рамках проекта «Школа Росатома». Подчеркиваю: это программа. В ее реализацию включаются школы по своей инициативе, участвуя при поддержке муниципалитета в конкурсе. Школы примеряют на себя технологические стандарты программы «Атомклассы» в части формирования современной предметно-пространственной среды, а также в части реализации системной работы по обеспечению качественной подготовки выпускников, которые выбирают для дальнейшей карьеры специальности инженерно-технической и естественно-научной направленности. Мы отбираем ежегодно до 5–10 школ по конкурсу и софинансируем вместе с муниципалитетом создание пространства атомкласса и проведение методической работы со школой.

Таким образом, в школах, где есть такие пространства, все дети буквально с первого класса вовлекаются в разнообразные активности, которые привлекают их внимание и формируют устойчивый интерес к предметам физико-математического и естественно-научного цикла. В итоге такой системной работы мы имеем более 200 профильных групп детей, которые именуют себя атомклассами: например, 10-ый «Атомкласс». В каждой школе — участнице сети атомклассов ежегодно обучаются от двух до шести таких групп (от 15 до 30 человек в каждой). Эти дети учатся по углубленным программам (рабочие программы уже есть в ФОП, утвержденных Минпросвещения России), а на выпуске сдают экзамены по этим предметам на профильном уровне, что обеспечивает им возможность поступления на соответствующие специальности. В первую очередь на технические специальности, но не только: часть детей, изучавших на профильном уровне химию и биологию, например, могут выбрать для себя профессию врача, а врачи в наших городах тоже весьма необходимы.

— Почему «Школа Росатома» работает с детьми, начиная с дошкольного возраста?

— Мы опираемся на разработки советских и российских ученых, которые убедительно доказали, что основы для формирования способности ребенка учиться закладываются в дошкольном возрасте. И здесь мы тоже решили действовать системно. Мы разработали и апробировали технологические стандарты для детских садов, которые позволяют реализовать требования ФГОС и ФОП дошкольного образования на самом высоком уровне. Получилось семь технологических стандартов, которые обеспечивают развитие способностей дошкольников и основу для формирования их умения учиться в будущем (среди этих стандартов есть, например, следующие технологии: поддержки и развития игровой деятельности дошкольника; наглядно-пространственного моделирования; поддержки и развития самостоятельности дошкольников; поддержки семейного воспитания).

Мы сформировали Инновационную сеть детских садов «Школа Росатома». В перспективе в каждом нашем городе появится как минимум по одному такому детскому саду. На их базе в каждом городе мы начнем разворачивать систему стажировок для педагогов, чтобы помочь реализовать такие технологические стандарты во всех детских садах наших городов. На конкурсной основе мы отобрали на данный момент 16 детских садов, при софинансировании со стороны муниципалитета и проекта «Школа Росатома» каждый из них получил по 6 млн рублей на преобразование и модернизацию предметно-пространственной среды, и ежегодно мы реализуем системную методическую поддержку деятельности этих детских садов. В итоге уклад жизни и технологии работы в них в корне изменились.

Каждый из этих детских садов по праву может считаться технологической жемчужиной дошкольного образования в России. Мы видим в каждом отличные результаты, которые заметны по детям. Если не углубляться в какие-то сугубо педагогические показатели и термины, то рекомендую посмотреть передачу «Лучше всех» на Первом канале с участием выпускника нашего детского сада № 32 «Страна чудес» города Зеленогорска Демида Завирюхи. Этот ребенок демонстрирует, на каком уровне могут быть развиты способности дошкольника при выстраивании правильной системной работы в детском саду и в семье.

— Какой вы видите идеальную школу ближайшего будущего?

— Это школа, в которой ребенок учится учиться, а научившись — получает образование везде, не только в здании школы, но и в различных ресурсных пространствах и локациях города, региона, на широких просторах сети Интернет. А рядом с детьми — обязательно умный и интересный детям педагог, который является, по сути, своеобразным навигатором, позволяющим детям научиться выстраивать свои собственные индивидуальные и коллективные образовательные маршруты. И обязательно пример взрослых — высоких профессионалов, любящих свою Родину.

— А какими видите людей, которые придут на рынок труда через 10–15 лет?

— Здесь все просто: людей, у которых есть желание и умение постоянно учиться, переучиваться, овладевать необходимыми компетенциями для реализации себя в профессии. Скорость изменений увеличивается с каждым годом, и сегодня уже невозможно получить достаточное профессиональное образование один раз и на всю жизнь. А значит, главное качество человека, конкурентоспособного на рынке труда через 10–15 лет, — способность, готовность и желание учиться.

Пожалуй, стоит добавить, что в проекте есть еще одна из самых важных линий — по отработке технологий воспитания подрастающего поколения. Мы сейчас вместе с педагогами наших школ отрабатываем педагогические технологии и технологические стандарты деятельности педагогов, направленной на воспитание детей в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями. Разработанные педагогические инструменты и кейсы мы уже начали более широко распространять и показывать экспертному сообществу на разных площадках (например, «ДНК России», «Лидеры образования»). Видим, что вырисовывается очень мощная линия помощи детским садам и школам для технологизации воспитательного процесса. Результаты этой работы увидим уже очень скоро. Ну а первые массовые результаты внедрения разрабатываемых технологий можно уже видеть в рамках конкурсной программы для учителей проекта «Школа Росатома» и на стажировках, которые проводят победители наших конкурсов.