Атом в сердце
Атомному ледокольному флоту нашей страны — 65!
Со времени создания первого в мире атомного ледокола до сегодняшнего дня, когда наша страна обладает мощным, единственным в мире атомным ледокольным флотом, пройден большой и славный путь. Рассказываем о прошлом, настоящем и будущем атомного флота, без которого невозможно обеспечение научных исследований в Арктике, развитие важнейшего логистического коридора — Северного морского пути, крупных арктических проектов и всего уникального региона.
Время первых
Арктика для России — важнейший судоходный район, который не только является связующим звеном между западом страны и Дальним Востоком, между Европой и Азией, но и объединяет в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири. История создания российского ледокольного флота ведет отсчет с 1898 года, когда на воду был спущен первый ледокол арктического класса «Ермак», созданный по инициативе адмирала Степана Макарова, уверенного, что «Россия своим фасадом обращена к Ледовитому океану, поэтому ни одна нация не заинтересована столько в ледоколах, сколько наша».
С появлением таких судов Арктика стала намного доступнее, но в первой половине XX века запаса топлива ледоколам, работающим на угле, а впоследствии на дизеле, хватало максимум на месяц: битва со льдами требует большого расхода горючего. Известны случаи, когда караваны судов застревали во льдах, потому что на ледоколах заканчивалось топливо. Для покорения Арктики нужны были более мощные суда, обладающие к тому же большой автономностью, то есть способные длительное время выполнять ледовые задачи, не заходя в порты. Начавшаяся эпоха освоения ядерной энергии дала нужное решение: в качестве корабельного двигателя может быть использован ядерный реактор.
Новые судовые установки должны были дать огромные преимущества, но для этого требовалось решить принципиально новые технические задачи. Необходимо было создать не просто реактор, а мощную, но в то же время компактную и достаточно легкую ядерную энергетическую установку, размещаемую в корпусе судна, которое в силу своего назначения будет подвергаться не только качке и вибрации, но и ударным нагрузкам. Нужно было учесть и вопрос обеспечения радиационной безопасности персонала при невозможности применять громоздкое и тяжелое защитное оборудование.
Эти сложные задачи ученые, конструкторы, инженеры и строители решили в кратчайшие сроки. Первый в мире атомный ледокол вошел в историю выдающихся достижений послевоенного научно-технического развития Советского Союза вместе с первой в мире АЭС (1954 г.) и первой советской атомной подводной лодкой (1957 г.).
Ледокол, которому было дано имя «Ленин», разрабатывался и строился в Ленинграде. В 1953–1956 годах коллективом ЦКБ-15 (сейчас — «Айсберг») под руководством главного конструктора В. И. Неганова был разработан проект, реализация которого началась в 1956 году на Судостроительном заводе им. Андре Марти (затем — Адмиралтейский завод). Проектирование ядерной установки вело ОКБ Горьковского артиллерийского завода № 92 (сейчас — ОКБМ) под руководством И. И. Африкантова. Научным руководителем проекта ледокола был А. П. Александров, проекта реактора — И. В. Курчатов, который позднее передал полномочия Александрову. Корпусная сталь была специально разработана в институте конструкционных металлов «Прометей». Ленинградские предприятия снабдили ледокол оборудованием: Кировский завод — турбинами, «Электросила» — гребными электродвигателями. Ни одной иностранной детали на судне не было.
3 декабря 1959 года — день подъема государственного флага на первом в мире атомоходе — отмечается как день рождения российского атомного ледокольного флота. «Ленин» стал первым в мире надводным атомным судном: американское торговое судно с ядерной энергетической установкой «Саванна» отправилось в плавание 22 августа 1962 года. В Германии и Японии существовали подобные проекты, но они либо не дошли до стадии эксплуатации, либо в достаточно короткий срок были выведены из нее. На сегодняшний день атомный ледокольный флот России — единственный в мире.
«Атомфлот»: вчера и сегодня
Уже во время проектирования и строительства первого атомохода гражданского назначения были поставлены вопросы, касающиеся организационных форм его дальнейшей эксплуатации. Было очевидно, что требовалось создать специализированное ремонтно-технологическое предприятие гражданского атомного флота. Такое предприятие, из которого впоследствии выросло ФГУП «Атомфлот», было создано в соответствии с Распоряжением Совета Министров СССР № 824 от 03.04.1959 г. как сдаточная база ленинградского Адмиралтейского завода (с 1968 г. — база-92 Мурманского морского пароходства). Интересно, что 92 — это порядковый номер урана в Периодической системе элементов.
Как пишет Владимир Блинов, историк атомного ледокольного флота, путь к этому решению был непростым: «Рассматривались варианты обслуживания атомного ледокола на заводе по ремонту атомных подводных лодок в Северодвинске, где «Ленин» в конце 1960-х годов проходил реконструкцию, связанную с заменой ядерной энергетической установки, либо на заводе по ремонту военно-морского флота «Нерпа» в поселке Вьюжный Мурманской области. Тогда доминировала точка зрения, что строительство отдельного предприятия для обслуживания одного атомного ледокола неоправданно из-за больших капитальных вложений. Только после принятия решения правительства о строительстве серии атомных ледоколов второго поколения типа «Арктика» вопрос о создании самостоятельного предприятия по их обслуживанию в Мурманске был решен окончательно».
Как отдельное предприятие «Атомфлот» функционирует с 1988 года в соответствии с приказом Министерства морского флота СССР от 06.06.1988 г. № 83 «Об образовании ремонтно-технологического предприятия атомного флота (РТП «Атомфлот»)». Основная цель создания предприятия — обеспечение всего жизненного цикла эксплуатации гражданских атомных судов, включая безопасное базирование атомных судов и судов атомного технологического обслуживания в межрейсовый период, проведение ремонтных работ на данных судах для поддержания их нормального технического состояния, выполнение всех видов технологического обслуживания указанных судов.
В 2008 году Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот» вошло в состав Росатома на основании Указа президента Российской Федерации «О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»» (№ 369 от 20.03.2008 г.). С 28 августа 2008 года «Атомфлоту» переданы суда с ядерной энергетической установкой и суда атомного технологического обслуживания. На базе предприятия действует единый ледокольно-технологический комплекс гражданского атомного флота Российской Федерации.
От прошлого к будущему
Вячеслав Рукша
Заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом» — директор Арктической дирекции:
— Для коллектива «Атомфлота», Арктической дирекции, Росатома и всей нашей страны 65-летие легендарного предприятия — повод испытать гордость и чувство сопричастности великим делам наших предшественников, ветеранов атомного ледокольного флота, всех, кто стоял у истоков предприятия и преодолевал его проблемы. Мы высоко ценили и ценим всех, кто вкладывал свои силы, знания и стремления в то, чтобы сделать Арктику доступнее для судоходства, доказывая, что без атомоходов невозможно говорить о развитии арктических регионов. На этом доблестном пути не предполагаются остановки — мы идем дальше, и уже новое поколение капитанов, моряков, атомщиков, судоремонтников делает все возможное, чтобы Российская Арктика была в авангарде многих отраслей народного хозяйства. У нашего родного предприятия впереди много перспективных проектов, направленных на выполнение государственных задач на Крайнем Севере и в Арктической зоне.
Искренняя благодарность всем за упорство в достижении целей, ответственность, самоотдачу и творческий подход к делу. С праздником, друзья, с 65-летием атомного ледокольного флота!
Прямая речь
Опыт эксплуатации ледокола «Ленин» позволил усовершенствовать технологии строительства всех последующих атомоходов и положил начало развитию новой отрасли — гражданского атомного судостроения. За первым атомоходом появились ледоколы типа «Арктика», способные преодолевать двухметровые льды. Затем мелкосидящие атомоходы «Таймыр» и «Вайгач», обеспечивающие эффективные проводки судов в устьях полярных рек.
Сегодня арктический флот разрастается. «В 2020–2022 годах введены в эксплуатацию три универсальных атомных ледокола серии 22220, на Балтийском заводе строятся еще три ледокола этого проекта, идут подготовительные работы к закладке четвертого, а на дальневосточной верфи «Звезда» строится супермощный ледокол типа «Лидер». На подходе решение о запуске строительства четырех неатомных ледоколов. Всего, по текущим оценкам, к 2030 году в акватории Севморпути будут работать 17 ледоколов: 12 атомных и 5 на органическом топливе», — говорит Вячеслав Рукша, заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом» — директор Арктической дирекции (с 2008 по 2018 г. — глава «Атомфлота»).
По словам Вячеслава Рукши, главная задача ФГУП «Атомфлот» — обеспечивать безопасность судоходства в акватории Северного морского пути, без чего невозможны ни перевозка грузов в принципе, ни тем более рост грузопотока. Атомный ледокольный флот успешно справляется с этой задачей, с 2019 года — в кооперации с другими предприятиями Арктической дирекции. С 2009 года объем грузопотока в акватории СМП постоянно увеличивается. В 2016 году был превышен рекорд 1987 года — 7,2 млн тонн против 6,6 млн. В прошлом году установлен новый исторический рекорд грузоперевозок — почти 36,3 млн тонн. Пока преждевременно прогнозировать итоги 2024 года, но есть все основания ожидать улучшения показателей прошлых лет.
«Было время, когда ледоколы простаивали и не были нужны для проводки судов. Сегодня ледокольные мощности используются на все 100%. Мы строим новые ледоколы, потому что спрос у контрагентов и партнеров на ледокольные услуги в акватории Севморпути растет и мы всегда должны быть готовы удовлетворить его в полном объеме. Сегодня мы видим, что Севморпуть становится международным маршрутом. Мы демонстрируем всему миру, что это стабильно работающая, пусть и в сложных ледовых условиях, судоходная трасса. Если мы хотим иметь прочные позиции в Тихом океане и Азии, то России без развития такого маршрута будет сложно реализовывать важнейшие экономические и политические задачи», — резюмирует Вячеслав Рукша.