Цифровая неизбежность
Книжная полка

Цифровая неизбежность

Какие вызовы цифровые технологии ставят перед бизнесом

В 2019 году в свет вышла книга с довольно амбициозным названием «Digital@Scale: Настольная книга по цифровизации бизнеса», в которой авторы — консультанты консалтинговой фирмы McKinsey — рассказывают о ключевых элементах успешной программы цифровизации бизнеса и рассматривают примеры российских и международных компаний. Несмотря на некоторую антонимичность названия, книга о цифровизации получилась местами весьма интересной.

Как не проиграть

В эпоху цифровых технологий компании должны кардинально, пишут авторы, переосмыслить все элементы своей бизнес-модели — от отношений с клиентами и производственного контроля до взаимодействия с поставщиками. Нередко пересмотра требует и сама модель монетизации собственных услуг. Тот, кто этого не сделает, рискует проиграть и уйти с рынка.

B2B (от англ business-to-business, «бизнес для бизнеса») — термин, определяющий вид информационного и экономического взаимодействия, классифицированного по типу взаимодействующих субъектов. В данном случае это юридические лица, работающие не на конечного рядового потребителя, а на компании, то есть на другой бизнес.

B2C (от англ. business-to-consumer, «бизнес для потребителя») — термин, обозначающий коммерческие взаимоотношения между организацией и частными лицами (конечными потребителями), в том числе форма электронной торговли, цель которой — прямые продажи физическим лицам. Например, автосалоны и супермаркеты относятся именно к сектору B2C.

B2B2C (от англ. business-to-business-to-consumer) — модель бизнеса, в которой продажа организована между двумя компаниями, но с учетом запросов конечного потребителя. Например, производитель продает оптом товар ритейлеру, который выставляет его на полках в магазине для розничной торговли.

Справка

Цифровая трансформация обычно опирается на передовые технологии ведения бизнеса — от ИТ до продвинутой аналитики, сенсорных датчиков, робототехники и 3D-печати. Она охватывает всю экосистему компании, включая сотрудников, клиентов, поставщиков и партнеров. Компании, стремящиеся к успешной цифровизации, могут либо оптимизировать существующую бизнес-модель и процессы и таким образом получить дополнительные источники выручки, либо заменить свою бизнес-модель на более совершенную. Обе опции позволяют компаниям внедрять передовые методы работы с клиентами, разрабатывать новые ценностные предложения и выводить организацию на новые уровни эффективности. Таким образом, цифровизация меняет структуры, процессы и ИТ-системы, а также людей, которые живут и работают в этих изменившихся реалиях.

Бизнес без границ

По мнению аналитиков McKinsey, основным трендом для глобальных компаний, который стал достижим благодаря цифровизации, становится тот факт, что границы между сегментами B2B и B2C стираются: B2B превращается в B2B2C.

Раньше эти сферы были четко разделены. При обращении к конечным пользователям акцент делался на эмоциях, удовольствии и простоте: необходимо было, чтобы потребители могли сделать выбор без труда. Корпоративные клиенты, напротив, желали знать все детали, интересовались фактами и руководствовались рациональными соображениями. Вследствие цифровизации, однако, это разграничение уже можно считать устаревшим.

Как только корпоративные клиенты поняли, насколько легко делать заказы на Amazon или в Google частным потребителям, насколько просто там искать нужные продукты и насколько быстрой может быть доставка заказанных товаров, они вполне закономерно экстраполировали эти ожидания на сегмент B2B.

Почему заказать запчасти к станку должно быть сложнее, чем заказать книгу на Amazon? Почему доставка занимает несколько недель вместо одного дня? Почему справочная документация написана техническим языком, понять который весьма непросто? Почему на сайте поставщика так трудно найти нужную информацию? И почему поставщик не отвечает на претензию незамедлительно?

При этом следует отметить, что взаимодействие с клиентами — не единственный аспект, в котором корпоративный сегмент все больше начинает копировать сегмент потребительский. Благодаря цифровизации многие корпоративные поставщики расширяют свои бизнес-модели, охватывая еще и конечных пользователей. Так формируется модель B2B2C.

Авторы приводят в качестве примера индийскую платформу электронной торговли Craftzilla. Благодаря ей мелкие надомные производители украшений и ремесленники, которые раньше продавали свою продукцию через специализированные магазины, теперь взаимодействуют с конечными потребителями напрямую. У компании Craftzilla нет никаких товарных запасов: она просто связывает продавцов с покупателями и берет комиссию с продаж, совершенных на ее сайте. А производитель фитнес-браслетов Fitbit реализует концепцию B2B2C в рамках совместных корпоративных фитнес-программ с такими компаниями, как BP и Adobe. Эти программы ориентированы на укрепление здоровья персонала; таким образом, контрагентом по договору является компания (модель B2B), а ее сотрудники выступают в роли потребителей (модель B2B2C). Фирмы Panasonic и Allianz тоже взаимодействуют между собой схожим образом, обеспечивая безопасность домов и квартир. Panasonic устанавливает в доме клиента свои системы мониторинга и контроля, а Allianz Global Assistance (дочернее сервисное предприятие компании Allianz) в случае серьезного происшествия получает сигнал тревоги и направляет на место происшествия экстренные службы.

Цифровая трансформация в энергетике

Для Росатома особенно интересны результаты проведенного специалистами консалтингового агентства McKinsey анализа перспектив цифровизации в энергетике. Сегодня многие энергетические компании осознают значимость цифровых технологий и потому начинают искать пути цифровизации своих процессов. Такая цифровизация, по их мнению, способна высвободить немалые ресурсы и сократить производственные потери. Если распространить ее на всю цепочку создания стоимости, то операционную прибыль энергетического предприятия можно увеличить почти на четверть.

Если датчики станут передавать технологические показатели на серверы со всех ключевых узлов, то программы смогут точно рассчитывать время для проведения профилактического обслуживания, не допуская выхода оборудования из строя. Благодаря этому удастся точнее выдерживать диспетчерский график несения нагрузки, свести к минимуму простои и сократить затраты на ремонтное обслуживание оборудования. Разумеется, все линейные сотрудники будут взаимодействовать между собой тоже в цифровом формате, избавившись от бумажной работы, которая сегодня является неотъемлемой частью их деятельности. Наличие персональных носимых устройств у сотрудников, технологии геопозиционирования и позиционирования на промышленных объектах радикально улучшат эффективность диспетчеризации работ, а наличие «под рукой» стандартных операционных процедур и инструкций в электронном формате повысит качество проводимых работ и осмотров. Интеллектуальные системы и модели машинного обучения будут помогать в ведении оптимального режима блоков, повышая тем самым энергоэффективность и снижая УРУТ (удельный расход условного топлива), а в случае операторов электрических сетей — помогая отслеживать источники технических и коммерческих потерь электроэнергии в сети.

Отдельного упоминания заслуживают технологии дополненной и виртуальной реальности, которые позволяют повышать скорость и качество обучения персонала, в том числе действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, а также технологии машинного зрения, позволяющие в режиме онлайн выявлять опасные ситуации на производстве и избегать инцидентов в области промышленной безопасности.

Все вышеописанное приводит нас к следующим выводам: цифровизация сформулировала серьезные вызовы перед энергетическими компаниями и требует от них быстрых и системных действий по трансформации, по повышению эффективности своего бизнеса. Тех игроков, которые будут бездействовать, наверняка вытеснят с рынка новые конкуренты. А те, кто кардинально преобразует свой бизнес и освоит цифровые технологии, смогут воспользоваться возможностями, которые откроются на рынках будущего.

Можно точно утверждать, что цифровизация — это одна из приоритетных задач современного мира и чем сложнее отрасль, тем сложнее она цифровизируется. Однако иного выбора нет.