Научный марафон
Музей «АТОМ»

Научный марафон

От нейросетей и композитов до сохранения атомного наследия: о чем говорят в музее «АТОМ»

Первый день рождения музея «АТОМ», фестивали «ВНауке» и «Композиты без границ», конференция «Международные цифровые отношения», посвященная теме искусственного интеллекта в культуре, научно-практический семинар «Историческое наследие атомной отрасли и современность» — эти масштабные события ноября позволили посетителям музея приобщиться к новейшим технологиям, пообщаться с известными учеными и экспертами федерального масштаба, а также узнать, что происходит в мире современной прикладной и фундаментальной науки.

Культура vs технологии: кто кого

Нейромодерн — так назвали эксперты нашу эпоху, обсуждая тему использования искусственного интеллекта в искусстве на конференции «Международные цифровые отношения» 30 октября. Одним из самых дискуссионных стал вопрос о применении нейросети для генерации изображений. И если в опасности дипфейков сомневаться уже не приходится, то тема «оживления» на экране известных актеров и исторических личностей оказалась не такой однозначной.

«Моя фамилия не Парфун, а Чичиков, потому что я три года ездил по семьям знаменитых советских актеров, и мы с ними договаривались о правах на использование образа их родственников с помощью цифровых технологий. И я услышал две полярные точки зрения, к которым отношусь с одинаковым уважением. Одна из них: «Мой муж все, что хотел сказать, сказал и все сыграл, давайте не будем тревожить его память». Приверженцы другой точки зрения считают, что таким образом можно сохранить наследие талантливого человека и познакомить с ним новых зрителей, естественно, при корректном воссоздании образа», — рассказал Алексей Парфун, вице-президент Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России, генеральный директор Agenda Media Group.

По мнению Алексея Парфуна, «все актеры будут конкурировать с вечностью». Но при этом, по словам других участников диалога, в музыке и дирижировании полноценная замена реального исполнителя на его цифровую копию невозможна, потому что у каждого музыканта и дирижера свой темперамент, чувство музыки и та энергетика, которую можно почувствовать только на живом концерте. Генеральный директор музея «АТОМ» Елена Мироненко, принимавшая участие в дискуссии, обозначила важную проблему: «Мы можем сохранять наше богатое наследие с помощью нейросетей, но как тогда открывать молодые таланты?»

«Скорость развития технологий в области видео, использование нейросетей достигли такого уровня совершенства, что это не просто поражает, но уже и пугает. Мы вступаем в новую технологическую реальность, в которой мы будем сосуществовать с нейрогенеративными моделями», — подвел итог темы Павел Перегудов, генеральный директор ООО «Студия Проспект».

Перформанс, научный квартирник и «Атомная любовь»

Синтез науки, музыки и театра стал ключевым элементом фестиваля «Цепная реакция», приуроченного к первому дню рождения музея «АТОМ» 1 ноября. Более 7 тыс. москвичей и гостей столицы стали зрителями научного перформанса, фестиваля робототехнических проектов, слушателями обширной лекционной и экскурсионной программы, участниками серии мастер-классов. В холле развернулась концертно-театральная программа, лаундж-зону «заселили» самыми разными роботами, а экспозиция музея превратилась в большое лабораторно-экспериментальное пространство. Посетителей встречали в холле актеры научного театра IZOTOP.LAB, которые визуализировали цепную реакцию.

О Нобелевских премиях 2024 года и атомных юбилеях поговорили на научном ток-шоу «Язык Эйнштейна». «Сразу две Нобелевских премии этого года связаны с темой нейросетей: премию по физике вручили за разработку алгоритма машинного обучения нейросетей, а премию по физиологии и медицине — за предсказание сложных структур белков с помощью нейросети, а это значит, что технологии искусственного интеллекта проникают в самые разные сферы», — прокомментировал эксперт ток-шоу биолог Илья Зубарев.

Роль науки и ученых в развитии общества обсудили в неформальной атмосфере «Научного квартирника» доктор геолого-минералогических наук Павел Плечов, аспирант Национального центра физики и математики Максим Вялков и журналист Илья Гогуа. «Геологию в мое время многие выбирали как свободу. Это разнообразно и интересно, и я сам могу выбирать образ жизни. Надоело мне сидеть в Москве — я лечу на Камчатку или на Кавказ. Устал от поездок — работаю в лаборатории. Геология — это море неизведанного», — рассказал Павел Плечов. «Когда я принял решение поступить в аспирантуру НЦФМ, многие меня не поняли — из Москвы ехать куда-то в глушь, где никаких развлечений, только лес. Меня это не пугало: думал, что буду заниматься наукой, ни на что не отвлекаясь. В итоге я постоянно участвую в форумах, конференциях, и у меня гораздо больше возможностей, чем было бы, если бы я остался в столице», — поделился Максим Вялков.

Хедлайнером мультиформатного фестиваля «Цепная реакция» стала группа Uma2rman. Завершил праздник один из хитов группы — «Атомная любовь».

Люди и наука: быть в контакте

9 ноября в музее «АТОМ» состоялся фестиваль «ВНауке», организованный совместно социальной сетью «ВКонтакте» и госкорпорацией «Росатом». Его посетили около 10 тыс. человек.

Лекционная программа была разделена на три тематические зоны: «Лаборатория будущего», «Лаборатория знаний» и «Лаборатория жизни». В «Лаборатории знаний» военный медик Алексей Водовозов рассуждал о том, когда человечество победит старение, космонавт-испытатель Андрей Федяев поделился деталями своего пребывания на МКС, Игорь Пшеничников из госкорпорации «Роскосмос» дополнил его выступление рассказом о профессиях будущего, многоразовых ракетах и космическом маркетплейсе. Антрополог Станислав Дробышевский предположил, как будет выглядеть человек будущего, научный сотрудник компании «Росатом — квантовые технологии» Дарья Сокол погрузила слушателей в квантовый мир, когнитивный психолог Владимир Спиридонов обозначил основные «ловушки разума», которые помогает преодолеть рациональное мышление, а специалист по ИИ Сергей Марков объяснил, сможет ли робот создать шедевр.

Основной темой выступлений «Лаборатории жизни» стало здоровье. Зрители вместе с экспертами обсудили самые разные вопросы — от влияния стресса на мозг до опасности недосыпа и синдрома хронической усталости, от специфики проявления аллергии до факторов, способствующих похудению. Один из слотов был посвящен атомным и радиационным технологиям в медицине. С лекцией о том, как атомы спасают жизни, выступил молодой ученый Научно-исследовательского института атомных реакторов (НИИАР), где нарабатывают в том числе медицинские изотопы, Рафаэль Абдуллов. «Сегодня во всем мире ведутся разработки в области ядерной медицины. И Россия — один из лидеров этого направления. Благодаря совместной работе российских атомщиков и медиков создаются технологии, позволяющие максимально эффективно и безопасно для человека диагностировать и вылечить ряд онкологических, кардиологических, неврологических и иных социально значимых заболеваний», — отметил Рафаэль Абдуллов.

В «Лаборатории знаний» разбирались с тем, что понимать под НЛО, предполагали, как изменится жизнь к 2045 году, обсуждали возможное наличие внеземной жизни на обнаруженных астрономами экзопланетах и прогнозировали будущее нейротехнологий, потенциал бионики и развитие энергетики.

«Если следовать терминологии, то аббревиатура НЛО обозначает «неопознанный летающий объект», и в этом смысле все, кто, по их словам, встретился с НЛО, не врут — они действительно видели что-то, что не смогли опознать», — объяснил Дмитрий Вибе, доктор физико-математических наук, заведующий отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН, профессор РАН.

Историю аккумуляторных батарей от создания до наших дней проследил Алексей Нешта, руководитель направления «Энергетика» ООО «РЭНЕРА». «Росатом сейчас занимается строительством первых российских гигафабрик, которые будут выпускать литийионные аккумуляторные модули для применения в электродвижении и глобальной энергетике, и это одно из важных направлений деятельности госкорпорации.У нас получилась открытая яркая дискуссия, где участники живо интересовались темой и задавали много интересных (а порой и каверзных) вопросов. На фестивале была очень приятная и комфортная атмосфера. Мне все очень понравилось. Уверен, что участникам тоже было интересно!» — прокомментировал эксперт.

Композиты без границ

Паралет, на котором Федор Конюхов покорил Северный полюс, гоночные мотоциклы, современные автомобили, доски для сноукайтинга, клюшки, балалайки и крыло самолета — все эти вещи объединяет материал, из которого они сделаны. Углепластик легкий, прочный и гибкий, что позволяет использовать его практически в каждой сфере, связанной с техникой и инновациями. В этом убедились участники молодежного фестиваля «Композиты без границ», который проходил в музее «АТОМ» 16 и 17 ноября, а увидеть все перечисленные экспонаты они смогли в холле музея.

На открытии участников фестиваля приветствовал и. о. директора департамента коммуникаций Росатома Андрей Тимонов. Лекционная программа стартовала с композитного диктанта, который провели заместитель генерального директора — технический директор Композитного дивизиона Росатома Юрий Свистунов и автор канала «Химия — просто» Александр Иванов. Темой панельных дискуссий стали вопросы использования композитных материалов в производстве, в быту, в медицине, в спорте и других сферах, а на открытом лектории зрители могли пообщаться как со спортсменами, использующими композитный инвентарь, так и с его производителями. Дети изучали применение композитов вместе с фиксиками, а взрослые посетители стали зрителями модного показа и слушателями единственного в России карбонового оркестра.

«Композиты применяются в атомной отрасли еще с советских времен: их используют в газовых центрифугах, устройствах для обогащения урана. Стеклопластик и углепластик как материалы востребованы для производства деталей ветрогенераторов и оборудования для АЭС. Что касается спорта, то несколько лет назад мы получили интересный заказ — сделать обвес для гоночного мотоцикла, и благодаря ему гонщик выиграл соревнования. Сейчас клюшки из композита, сноукайты, спортивные автомобили из композитов и даже музыкальные инструменты из углепластика — это уже часть нашей жизни», — рассказал Юрий Свистунов.

Секреты атомных музеев

Около 100 руководителей и сотрудников отраслевых музеев с 40 предприятий и организаций Росатома собрались в музее «АТОМ» 20 ноября, чтобы обменяться опытом. О том, что необходимо, чтобы оживить и разнообразить тематические экспозиции музеев и в небольшом атомном городе, и в мегаполисе, как сделать так, чтобы наследие научно-инженерной мысли и традиции, основанные на российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностях, актуализировали вокруг себя пространство и были близки не только ветеранам, но и понятны молодому поколению, рассказали участникам семинара эксперты.

«Алексей Евгеньевич Лихачев говорит так: «Память — это не поклонение пеплу, а передача огня». И в этом главный смысл и наша главная задача по выстраиванию диалога с молодежью. И отраслевые музеи должны быть именно такими, их миссия — зажигать и вдохновлять!» — сказал и. о. директора департамента коммуникаций госкорпорации «Росатом» Андрей Тимонов, выступая на открытии научно-практического семинара «Историческое наследие атомной отрасли и современность».

Тему «передачи огня» продолжила Елена Мироненко, генеральный директор музея «АТОМ». «Тема глобального одиночества набирает обороты. И люди будут приходить в музей, чтобы пообщаться с человеком — носителем знаний. А мы будем помогать людям возвращаться друг к другу и передавать им огонь вдохновения, ведь главное в музее — это посетитель и его впечатления. Зритель становится творцом окружающего пространства и соучастником происходящего. Музею нужны уникальные человеческие истории, формирующие эмоциональный опыт», — подчеркнула Елена Николаевна.

Участники семинара также получили представление о линейке образовательных и просветительских форматов музея «АТОМ», посетили обновленную экспозицию Первой в мире АЭС в Обнинске, познакомились с опытом работы отдельных павильонов ВДНХ. Такие встречи в формате научно-практических семинаров по обмену лучшими практиками проводятся командой Историко-культурного центра Росатома с 2014 года. В 2024 году организаторами выступили департамент коммуникаций, Центр коммуникаций госкорпорации «Росатом» и музей «АТОМ».