Стратегическая территория
Главная тема

Стратегическая территория

Арктика сегодня и завтра: мнения экспертов

«Вестник Атомпрома» собрал мнения экспертов о геополитическом и экономическом значении Арктики, перспективах развития АЗРФ и СМП и способах преодоления препятствий на пути к благоприятным сценариям развития, а также о влиянии глобальных климатических изменений на эти процессы.

Сергей Никоноров

Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики природопользования, директор Центра исследования экономических проблем развития Арктики экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

«Стратегия развития Арктики должна быть проактивной: идти из будущего к настоящему»

Арктический регион имеет три стратегических значения, определяющих его важность как для обеспечения геополитических и геоэкономических позиций России в мире, так и для ее внутреннего развития.

Во-первых, это ресурсы. Ввиду суровых климатических условий обширное пространство к северу от Северного полярного круга оставалось слабо изученным и малоосвоенным. Вследствие этого расположенные там сырьевые запасы остаются нетронутыми, и они огромны. Геологическая служба США считает, что в Арктическом регионе сосредоточено: не менее 13% мировых запасов нефти; как минимум 30% природного газа, а также залежи золота, алмазов, меди, никеля, угля и длинного перечня других ресурсов, в том числе дефицитных редкоземельных элементов. Из них не менее половины находятся «на российской территории». Объем только точно разведанных там газовых месторождений превышает 1 трлн м3, что равно 99% от запасов на континентальной части РФ, 500% от газовых запасов США и 2354% от запасов Норвегии. Таким образом, освоение Россией арктического пространства принципиально усилит ее позицию на мировом рынке как ключевого поставщика сырьевых и энергетических ресурсов, а также обеспечит ими российскую экономику на перспективу не менее 100–150 лет. Даже в постиндустриальной эре человечество продолжит нуждаться в выработке энергии для отопления, освещения, обеспечения промышленных потребностей, в сырье для промышленных товаров и производства строительных материалов. Таким образом, страны, владеющие крупнейшими месторождениями и способные их самостоятельно разрабатывать, имеют существенное преимущество в геополитической конкуренции.

Во-вторых, это инфраструктурная перспектива. Географические условия российской территории таковы, что доступ к внутренним районам Урала, Сибири и Дальнего Востока по суше крайне затруднен. Суровый климат и огромная протяженность территории требуют высоких расходов на создание достаточной транспортной инфраструктуры и ее поддержания в работоспособном состоянии. Из-за чего вывоз добываемого сырья, а также завоз всего необходимого для жизнедеятельности людей и функционирования экономики остается возможным только по рекам Печора, Обь, Надым, Енисей, Хета, Лена и некоторым другим. Их устья упираются в воды морей, входящих в Северный Ледовитый океан, организация логистики по которому, при современном уровне развития техники, остается единственным вариантом экономически целесообразного обеспечения значительной (не менее трети) части территории России.

В-третьих, Арктика имеет важное значение для обеспечения национальной безопасности России.

В число актуальных задач арктической науки входят макроэкономический анализ и прогнозирование рисков для социально-экономического развития регионов АЗРФ, связанных с внешними ограничениями. Перспективы развития экономики Российского Севера в изменившихся внешнеполитических условиях, включая переориентацию ее экспортной составляющей на новые рынки, изменение геоэкспортной географии и значительное увеличение доли отдельных стран в товарообороте, безусловно, заслуживают нашей оценки и, самое главное, настоятельно диктуют необходимость выработки возможных сценариев и соответствующих рекомендаций, в том числе долгосрочного характера.

Стратегия-2035 должна быть трансформирована в Стратегию развития Арктики — 2050. Она должна быть проактивной, то есть идти из будущего к настоящему. Стратегия должна быть скользящей, а не последовательной, и тогда она может быть гибкой и адаптивной к изменяющимся условиям во внешней среде. Она должна носить стратегический характер с инкорпорированием индикативного планирования.

Некоторые основные препятствия для благоприятных сценариев развития Арктики:

  • территориальные споры: государства часто не могут договориться об исключительных правах на использование шельфа, на котором находятся значительные запасы полезных ископаемых, например, Канада и США ведут многолетний спор по поводу моря Бофорта, где сосредоточены месторождения углеводородов;
  • слабая обеспеченность флотом ледового класса: в России не хватает мощностей для производства крупнотоннажных транспортных судов усиленного ледового класса (танкеров, газовозов, балкеров);
  • геополитическая обстановка: с 2022 года недружественные партнеры начали ограничивать участие России в международных сообществах, регулирующих отношения в регионе. Политическое и экономическое давление с их стороны привело к заморозке ряда арктических проектов и разрыву международных деловых отношений;
  • суровые природные условия: жесткий климат и ледяные образования затрудняют эксплуатацию ресурсов и ведение хозяйственной деятельности.

По расчетам ученых-климатологов, процесс глобального потепления в Российской Арктике будет неоднородным: в целом температуры поднимутся практически везде, но в азиатской части они вырастут заметно больше.

В результате происходящих процессов, с одной стороны, в Арктике станет заметно проще работать: уменьшение числа дней с температурами ниже −30 °С сократит время простоя бурового оборудования. Вместе с тем таяние вечной мерзлоты может оказать негативное влияние на инфраструктуру транспортировки сырья. К минусам, которые несет с собой потепление, ученые отнесли рост количества осадков. По их расчетам, на Ямале количество осадков зимой к концу века может вырасти на 40%, на севере Якутии и Чукотки — на 70%. Такое количество снега усложнит транспортные операции.

Из плюсов также можно отметить, что потепление сократит длительность отопительного сезона. Для арктической зоны европейской части России его продолжительность уменьшится на 40–50 суток в год к середине XXI века и на 60–70 суток к его концу. Общие затраты на отопительный сезон там могут упасть на 30%. Позитивное влияние потепление окажет на лесное и сельское хозяйство, кроме оленеводства, где могут быть проблемы из-за роста количества выпадающего зимой снега.

Хотя исследователи называют больше позитивных, чем негативных последствий смоделированного ими потепления, они избегают решительных выводов. Для получения более полного представления о проблеме нужно уделить большое внимание совершенствованию методов климатического моделирования будущего Российской Арктики.

Арктика — стратегический регион, которому необходим человеческий капитал. Ежегодная потребность в дополнительных кадрах в Арктическом регионе составляет 66 тыс. человек в 2024 году. Это рабочие места, инженерные и рабочие специальности. Эта потребность немного снижается к 2035 году до 51 тыс. человек, но все равно сохраняется. Согласно исследованию, наибольшую потребность в человеческом капитале в 2024 году испытывают: Мурманская область — 21 тыс. человек, Ямало-Ненецкий округ — 18 тыс. человек, Архангельская область — 14 тыс. человек.

В Российской Арктике продолжается отток населения. Качество жизни значительно хуже, чем в других регионах России. Не хватает не только повышения доходной части, но и наличия социальной инфраструктуры, качественных систем здравоохранения и образования. Молодые и образованные люди в основной своей массе не готовы работать сейчас в регионах Российской Арктики. А значит, необходимо находить новые стимулы и мотивы для развития кадрового потенциала в регионах АЗРФ.

Сергей Кренц

Директор Центра арктических исследований и проектов Президентской академии в Санкт-Петербурге, эксперт Проектного офиса развития Арктики

«СМП имеет огромный потенциал для того, чтобы стать общестрановым проектом»

Северный морской путь стал мегапроектом, который столь необходим для обеспечения национальной безопасности страны на современном этапе. В рамках развития СМП уже сегодня реализуются масштабные инициативы. Здесь можно отметить единый план развития СМП, закон о северном завозе (№ 411-ФЗ), появление инфраструктурного оператора СМП (госкорпорация «Росатом»), а также связанные с СМП разрабатываемые в настоящий момент мастер-планы 16 опорных населенных пунктов в Арктике.

Реализация мегапроекта СМП в комплексе с иными арктическими проектами серьезно трансформирует качество жизни в Арктической зоне Российской Федерации, однако ряд задач еще предстоит решить.

По расчетам специалистов Арктического и антарктического научно-исследовательского института, к 2050 году Арктика сможет освобождаться ото льда только в летние месяцы, но не зимой. Ледовые условия отнюдь не станут легче, следовательно, ледокольный флот будет более чем востребован в ближайшие 30 лет, а проблемы транспортной доступности территорий и круглогодичного сообщения по СМП по-прежнему требуют передовых технических решений.

Ученые-специалисты неоднократно обращали внимание на сложность и важность вопроса обеспечения круглогодичной навигации по СМП. Круглогодичная навигация нужна не просто с точки зрения обеспечения логистики в Российской Арктике, она способна повлиять на сезонность — вложенную сущность всех социально-экономических процессов на Крайнем Севере.

Северный морской путь необходимо понимать не только как транспортный коридор по линии «запад — восток», соединяющий Мурманск с Анадырем, или, если говорить о Большом СМП, — Калининград с Владивостоком, но и как трассу сборки для меридионально протяженных транспортных систем по линии «север — юг». Необходимо создать один или два железнодорожных коридора, обеспечивающих связанность уральской и сибирской части СМП с основной транспортной системой страны для снижения нагрузки на Мурманский транспортный хаб и Восточный полигон.

Важно предоставить выход к СМП предприятиям Урала, Сибири и Дальнего Востока, это крайне актуально для развития инфраструктуры СМП.

СМП имеет огромный потенциал для того, чтобы стать общестрановым проектом, и если будет обеспечена мультимодальность путем создания сети логистических хабов на СМП, то появится возможность закольцевать транспортную систему Российской Федерации с севера с помощью СМП и с юга с помощью Транссиба, БАМа, Восточного полигона. Это даст мощнейший толчок развитию внутренних районов страны от Урала до Дальнего Востока, поскольку появится возможность выбора путей для экспортно-импортных операций. Расширение транспортной инфраструктуры закономерно приведет к тому, что муниципальные образования и регионы России получат значительные перспективы от развития СМП.

Решение проблем сезонности и круглогодичной навигации, переход к всероссийскому масштабу мегапроекта, активное включение муниципальных образований и развитие международного сотрудничества являются теми четырьмя возможными направлениями работы в дополнение к уже ведущимся, систематическая реализация которых в долгосрочной перспективе будет существенно способствовать развитию СМП.

Северный морской путь — один из крупнейших геоэкономических проектов страны. Его успешная реализация, а также обретение статуса одного из ведущих мировых транспортных коридоров и статуса национальной транспортной магистрали будут положительно сказываться на укреплении роли России как одного из мировых центров нового многополярного мира.

Александр Кугаевский

Заместитель ректора Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова по аналитической и экспертной деятельности

«Арктика — территория прирастания могущества России»

Арктика была и остается местом великих географических и научных открытий, территорией прирастания могущества России, местом беспримерного человеческого подвига. Внимание к Арктике всегда было повышенным, за исключением 1990-х годов. Но и тогда актуальность проблем Арктической зоны не уменьшилась, просто акценты внимания были перемещены в область «выживания» в условиях, когда в одночасье были сломаны многими годами наработанные хозяйственные связи, практика государственного регулирования и управления социальным и экономическим развитием и механизмы северного завоза.

Фактом является и то, что распад СССР, разрушение единого экономического и национального пространства вызвали бурный отток населения (который еще не остановился до сих пор) из арктических районов, с Дальнего Востока, катастрофическое обрушение производства. Однако огромный потенциал уникальных природных ресурсов, основные знания о котором накоплены в советский период, теперь вновь приобретает свою глобальную значимость. Вопрос: как, какими средствами включить эти богатства в оборот, во благо России?

Сегодня, при современных средствах преодоления пространства, из Арктики навсегда ушло понятие «полюс недоступности». Важнейшая роль с давних времен тут принадлежит морским путям сообщения. Природный потенциал западного сектора Российской Арктики, Западной Сибири и Северного Урала уже включен в глобальный обмен добываемыми углеводородами, но и здесь шельфовая зона еще ждет своего будущего. Восточный сектор Арктики — Восточная Сибирь, Якутия и Дальний Восток — теперь восстанавливают свой потенциал и обещают большие перспективы промышленного развития в области добычи углеводородного сырья, алмазов, драгоценных и редких металлов и многих других природных ресурсов. Немало серьезных задач при этом ставит обеспечение транспортных подходов к береговым пунктам СМП, как и обеспечение сквозного плавания с выходом в моря Тихоокеанского бассейна.

Большую уверенность в благополучном развитии Арктической зоны придает то, что все эти вопросы постоянно находятся в поле пристального внимания президента России. В. В. Путин только за последние годы дал целый ряд важных поручений по развитию минерально-сырьевой базы, энергетики, по транспортному освоению Арктики. Главным транспортным объектом является Северный морской путь, в том числе береговая инфраструктура, речные и сухопутные подходы к морским портам, включая строительство железнодорожного Северного широтного хода с выходом на север Красноярского края.

Все это будет реализовано в полной мере, как и предсказание великого Ломоносова о главных факторах прирастания могущества российского: «Сибирью и Северным океаном».

Главные препятствия для благоприятных сценариев развития Арктики по-прежнему — труднодоступность, экстремальные природно-климатические условия и сложные транспортные схемы, энергетика, речной флот, содержание речных путей сообщения и подходов с моря к береговым перевалочным базам. Пути преодоления — четкая и полная государственная политика в Арктике, арктические технологии в сфере транспорта и энергетики, в промышленном производстве, в традиционных отраслях хозяйствования. К примеру, сейчас в практику оленеводства начали внедряться БПЛА, спутниковая связь. Они должны стать неотъемлемым элементом кочевых технологий ведения хозяйства. Но все это неспешно вводится в работу. Наши рыбаки, ведущие промысел ценнейших пород рыбы, ведут промысловый лов с лодок туристского назначения, вовсе не приспособленных для этого непростого дела. Переработка рыбы ведется в теплых регионах, где она уже теряет свои лучшие качества. Государственные программы, нормативно-правовая база, организация традиционного природопользования должны быть модифицированы с учетом новых вызовов и новых технологических возможностей.

Чтобы привлечь людей для решения стоящих задач, нужна согласованная кадровая и социальная политика регионов и корпораций, претендующих на недропользование в АЗРФ. Уровень жизни населения в былые времена в Арктической зоне был всегда выше, чем в любых других районах СССР, — как по уровню доходов населения, так и по обеспечению, доступности отдыха в других регионах, медицинскому обслуживанию, образованию и т. д. Материальные стимулы лишь частично определяют уровень и качество жизни населения.

Если говорить о происходящих климатических изменениях, то, судя по научным результатам изучения динамики известных океанических течений в Атлантике, вопрос о глобальном потеплении в Арктике становится не вполне определенным. Тем не менее, грядет ли потепление или, наоборот, похолодание, любой из этих природных трендов не должен выпадать из поля пристального внимания. И то и другое несет свои риски по всем направлениям — от состояния планктона в акваториях и в местах нереста северных рыб, пищевых цепей животного мира до судоходства в северных морях и реках и т. д. Арктика — это зона вечной мерзлоты, это слабые берега морей и рек. Бороться с природными трендами глупо, но изучать их, предупреждать риски и готовиться к любому стечению обстоятельств мы обязаны.