
Темная сторона власти
«Неореакция»: новые технологические элиты предлагают новое видение будущего
Публичная ссора Илона Маска и Дональда Трампа всколыхнула в обществе новую волну интереса к американским элитам. В том числе появилось много материалов о популярном в этих кругах философском мировоззрении, которое стало мейнстримом среди политиков, пришедших к власти в США. Вдохновителем новой философии стал блогер Кертис Ярвин.
«Темное просвещение» (Неореакционное движение, «Неореакция» или NRx) — это философское и политическое движение, построенное на отрицании просвещенческих идей либерализма и демократии, вместо которых предлагается проект авторитарного технологического капитализма.
Основателем этой системы является Ник Ланд (встречается также написание «Лэнд» и «Ленд»), английский философ, писатель и блогер. С 1987 по 1998 год он преподавал континентальную философию в Уорикском университете. Там вместе с женой Сэди Плант, известной в кругах киберфеминисток писательницей, в 1995 году он основал общество Cybernetic Culture Research Unit (CCRU, Кибернетический культурный исследовательский центр).
Впоследствии Плант покинула CCRU, который возглавил Ланд. На базе центра он занимался изысканиями в таких сферах, как оккультизм, рейв-культура, научная фантастика, а также изучал философию постструктурализма на основе работ Мишеля Фуко и Жака Деррида. Постструктуралисты считают, что знание не может иметь своим фундаментом ни опыт, ни какие-либо определенные «фундаментальные» истины, и выступают за свободу от самого основания знания. Постструктурализм послужил философской основой постмодернизма.
В 2012 году Ланд опубликовал сетевой манифест «Темное просвещение». В нем Ланд осуждает демократию и цитирует сооснователя PayPal и сторонника Дональда Трампа миллионера Питера Тиля, который еще в 2009 году заявил: «Я больше не верю, что свобода и демократия совместимы».
Вперед в прошлое?
Одним из мыслителей, повлиявших на становление концепции Ланда, является Кертис Ярвин, пишущий под псевдонимом Мэн-цзы Молдбаг, американский программист и видный мыслитель «Новой реакции». Ярвин превозносит рабство, отмечая, что представители определенных рас больше годятся на роль рабов, а также полагает, что феодализм превосходит демократию.
Ярвин грезит о новом феодализме, где королевства будут выглядеть как корпорации, руководители которых станут играть роль королей. Не скованный цепями демократии, руководитель/директор (именно и исключительно в мужском роде, потому что это будет мужчина) станет принимать решения, которые будут благотворны, потому что экономически целесообразны (выгодны). Директор будет иметь высокий коэффициент умственного развития или даже будет киборгом, продуктом евгеники и технологии.
В 2013 году инвестиционный фонд Тиля профинансировал стартап Ярвина Tlon. Позже Ярвин говорил, что наставляет Тиля и считает его «полностью просвещенным». Tlon также получил финансовую поддержку со стороны еще одного миллиардера и венчурного капиталиста Марка Андриссена, который назвал Ярвина своим другом. Тиль и Андриссен на президентских выборах 2024 года поддержали Дональда Трампа и после его победы продвигали своих людей в новую администрацию.
Главным политическим протеже Тиля является вице-президент Джей Ди Вэнс, которые работал директором одного из его инвестфондов. Вэнс также знаком с трудами Ярвина и в одном из подкастов говорил, что согласен с некоторыми его идеями. На Ярвина неоднократно ссылался и бывший советник Трампа Стив Бэннон. С приходом к власти Трампа Ярвин стал публичной фигурой. Интервью у него берут ведущие издания вроде Politico и The New York Times, а сам он был приглашен на инаугурационный бал нового президента.
Неореакционная составляющая «Темного просвещения» выражается и в положении о том, что расы не равны, а женщины годятся лишь для домашнего рабства. Сторонники NRx вуалируют свой расизм эвфемизмом «человеческое биоразнообразие». Расовая теория прямо связана с их желанием избавиться от демократии: ведь если люди не равны, почему мы должны жить в обществе, где ко всем относятся одинаково? Одни расы по природе своей лучше подходят на роль правителей, чем другие, отсюда опора сторонников «Темного просвещения» на различные формы аристократии и монархии (отнюдь не в символическом смысле, а как традиционное «божественное право» королей).
Разрушить до основания?
По мнению последователей движения, нынешний миропорядок с его ценностями демократии и прав человека существует благодаря Собору (другие конспирологи называют его Новым мировым порядком) — консенсусу академических кругов, прессы и политического истэблишмента, закрепляющему статус-кво и препятствующему инакомыслию.
Собор — это:
— либеральный прогрессизм как религия;
— университеты как механизм рекрутирования элит;
— пресса и культурная индустрия как инструмент распространения идей;
— «глубинное государство» спецслужб и чиновников, которые не подотчетны политическим лидерам и служат сохранению статус-кво либеральных элит.
Современные прогрессивные ценности вроде феминизма, мультикультурализма и расового равенства для него являются частью секулярной либеральной религии, за отход от которой жрецы Собора предают остракизму.
Что общего у рассматриваемого явления с блокчейном? Во-первых, Ярвин в известном смысле основоположник «Темного просвещения». Его компания Urbit представляет собой одноранговую сеть, состоящую из персональных серверов и позволяющую пользователям владеть их цифровыми идентичностями. Согласно вебсайту Urbit, «сетевые тождества на этой площадке являются криптографической собственностью, как и в случае биткоина». Создатели проекта утверждают: «Если биткоин — это деньги, а Ethereum — закон, то Urbit — это земля».
Теория на практике
Ярвин изложил свою стратегическую программу с аббревиатурой RAGE, или «уволить всех государственных служащих». Ярвин считает, что администрация Трампа должна уволить всех неполитических федеральных служащих, чтобы заменить их лоялистами. Государственная казна, которой управляет конгресс, должна быть конфискована и перенаправлена. А суды, блокирующие неконституционные указы, Ярвин предлагает просто игнорировать. Затем предлагается устроить этап чисток в университетах и прессе.
Любопытно, знает ли о Ярвине самый богатый человек мира Илон Маск, но его слова: «Государство является всего лишь большой корпорацией» — и массовые сокращения госслужащих, которые проводило его ведомство DOGE, кажутся очень похожими на то, чего требовали сторонники «Темного просвещения».
Когда один из журналистов спросил Ника Ланда, как он относится к работе Илона Маска по сокращению американского правительства, тот ответил: «Это определенно то, что мой тип неореакционеров одобрил бы. До эйфории». Параллельно с этим администрация Трампа неоднократно узурпировала контроль над выделенными конгрессом деньгами, игнорировала решения Верховного суда и в настоящий момент требует от университетов подчиниться внешнему управлению со стороны Белого дома. Трамп открыто спекулирует на тему своего третьего президентского срока и в соцсетях шутливо изображает себя в образе короля. В январском интервью Ярвина спросили, пойдет ли Трамп на радикальные изменения, которые он описывает в своих статьях. Тогда философ ответил, что ни Трамп, ни Америка пока не готовы к этому. Но кажется, что первые месяцы президентства Трампа превосходят многие ожидания его сторонников и страхи противников.
«Темное просвещение» определенно имеет большую популярность среди технологической новой элиты, сформированной в Силиконовой долине. И при построении отношений с этими элитами основу их мировоззрения необходимо учитывать и, конечно, следить за развитием событий на политическом олимпе США.