Экономика должна быть
Главная тема

Экономика должна быть

Новое мышление для будущих инженеров-ядерщиков

В МИФИ всегда старались выпускать специалистов, «заточенных» на решение ценных для практического воплощения задач. А где ценность — там и выраженная в денежном эквиваленте оценка труда; а где оценка — там и экономика. Полтора поколения назад, в последние годы советской эпохи, когда автор этих строк оканчивал факультет экспериментальной и теоретической физики, на старших курсах нам параллельно читали два предмета: «экономика отрасли» и «планирование организации управления предприятием и научно-исследовательским институтом».

С тех пор неузнаваемо изменились и отдельные предприятия, и НИИ, и сама отрасль. А МИФИ, как известно, уже полтора десятка лет — Национальный исследовательский ядерный университет. Есть в его составе и образовательные подразделения, где экономические дисциплины преподаются как специальные (например, Институт финансовых технологий и экономической безопасности, факультет бизнес-информатики и управления комплексными системами, Институт международных отношений). Но подавляющее большинство свежеиспеченных выпускников с дипломом МИФИ — по-прежнему физики и математики. Как и зачем в университете начали формировать у них новое экономическое мышление, рассказывает руководитель дирекции развития проектной деятельности НИЯУ «МИФИ» Владимир Кислов.

Владимир Кислов
Руководитель дирекции развития проектной деятельности НИЯУ «МИФИ»

— Владимир Александрович, проект «Экономическое мышление инженера» реализуется в НИЯУ «МИФИ» в течение двух лет. Зачем будущим инженерам понадобилось обновить экономическое мышление?

— Ключевую рамку проекту задал первый заместитель генерального директора — директор блока по развитию и международному бизнесу госкорпорации «Росатом» Кирилл Комаров, который на стратегической сессии по программе развития НИЯУ «МИФИ» во взаимодействии с госкорпорацией «Росатом» до 2030 года поставил задачу: университет должен готовить инженеров, способных понимать экономические последствия принимаемых технических решений. С этого началась активная работа с двумя департаментами «Росатома» — поддержки новых бизнесов и кадровой политики — по развитию экономического мышления у будущих инженеров.

На старте проекта совместно с госкорпорацией мы провели глубинные интервью сотрудников 14 дивизионов «Росатома», чтобы сформировать представление об актуальных на сегодняшний день бизнес-компетенциях для обладателей инженерных профессий. Выявилась общая проблема: приходя в бизнес-структуру, инженер продолжает мыслить как потенциальный автор уникального изделия или продукта, подсознательно игнорируя экономические категории — прибыль, затраты, рентабельность, окупаемость. Но современному бизнесу с гораздо большей вероятностью понадобится отнюдь не уникальная разработка, а изделие с более усредненными характеристиками, которое тем не менее пойдет в серию и как конкурентоспособный продукт сформирует спрос на рынке.

— Бизнес как раз и направлен на извлечение прибыли, а не на поддержку гениальных изобретений с неочевидным будущим. Нет прибыли — нет эффективности…

— Конечно. В этом смысле сегодняшний день работающего в предпринимательской среде инженера сильно отличается от советского позавчера, когда можно было (и в определенные моменты в научно-исследовательской среде считалось даже модным) вкладываться только в уникальные разработки, не задумываясь ни о сроках, ни тем более о реальной стоимости их внедрения. Впрочем, эта проблема была присуща не только советской научно-технической сфере. Классический пример с промахом в экономике атомной отрасли: американцы (уж на что, казалось бы, прожженные бизнесмены) в середине прошлого века решили не вкладываться в центрифужный метод разделения урановых изотопов, предпочтя ему газодиффузионный. В итоге обожглись на стоимости настолько, что до сих пор импортируют ядерное топливо из Европы.

— Как все это «приземлить» на современный образовательный процесс?

— Тривиальный ответ — ограничиться линейкой новых образовательных курсов, где все это рассказывать студентам. Мы решили, что такой ответ неверен, потому что в очередной раз приведет к передаче оторванных от жизни знаний молодым людям, занятым в исследовательских лабораториях работой с конкретными «железкой» или расчетным кодом. Предупреждая возможное падение в «яму непонимания», мы решили внедрить эти темы в курсы специальных профильных дисциплин.

На практике эта задача разбивается на две большие части. Первая: чтобы студент, придя на лекцию по специальному предмету, понял определенные термины и правильно их интерпретировал, базовая экономическая подготовка у него все же должна быть. Для этого в МИФИ запущен пилотный проект по обучению всех наших студентов-технарей (а на базовом уровне образования их подавляющее большинство) трем практикоориентированным курсам. Они называются «Экономика и управление жизненным циклом продукции», «Менеджмент и маркетинг», «Управление интеллектуальной собственностью» и преподаются последовательно, один за другим. Поскольку пока это все же эксперимент, апробировали первый предмет в 2023/24 учебном году на младшекурсниках Института интеллектуальных кибернетических систем МИФИ. Год спустя к ним прибавились студенты еще двух подразделений московской площадки — Института ядерной физики и технологий и Инженерно-физического института биомедицины (ИФИБ). В грядущем учебном году добавим еще Институт лазерных и плазменных технологий.

— Что делают младшекурсники других подразделений, пока на счастливчиках обкатывают «пилот»?

— Продолжают обучаться по традиционному базовому курсу экономики, который был у нас в университете прежде. Но некоторые его преподаватели уже параллельно читают дисциплины по новым программам. Частично преподаватели по ним привлечены новые. В любом случае стараемся двигаться эволюционно, без скачков. В методической разработке новых курсов колоссальную поддержку нам оказали преподаватели Высшей школы экономики. Сейчас наш основной партнер — Всероссийская академия внешней торговли, поддержку нам оказывают Минобрнауки, Российская академия народного хозяйства и государственной службы и Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук.

— А вторая часть задачи, о которой вы упомянули?

— Предположим, базовые знания в обновленном образовательном формате младшекурсники усвоили. На старших курсах у них начинаются кафедральные курсы по специальности. Мы задались вопросом: а кто будет интегрировать экономический компонент в эти образовательные программы? Предположим, студентам ИФИБ читается семестровый курс медицинской техники. 15 лекций прочитает профессор-специалист, а на 16-ю в аудиторию придет профессиональный экономист? Это чревато все той же оторванностью от реальности, о которой мы говорили выше. Раз курс единый, то и экономика в него должна быть встроена органично. Значит, по экономическому модулю в его составе должен быть подготовлен тот самый упомянутый выше лектор, читающий на профильной кафедре одну из специальных дисциплин.

К решению этой задачи мы тоже уже приступили совместно с Корпоративной Академией «Росатома». Ведь на подходе первые старшекурсники, которым уже через несколько месяцев предстоит учиться по-новому! Обучение, которое внутри университета считается программой повышения квалификации, прошли 120 преподавателей — не только московской площадки, но и из шести филиалов НИЯУ (в Обнинске, Трехгорном, Лесном, Озерске, Снежинске и Новоуральске). Каждый из них после обучения успешно защитил выпускной проект.

Признаюсь, далеко не сразу преподавательская аудитория восприняла это начинание с энтузиазмом. Часто, особенно в первом из пяти потоков обучения, раздавались вопросы: «А зачем нам это надо?» Спокойно, планомерно и вдумчиво общались с преподавателями, объясняли им тонкости проекта, совместно с ними дорабатывали программу обучения. И теперь, после пятого по счету потока, отношение изменилось диаметрально. К нам даже пошли вопросы из еще не охваченных институтов филиальной сети: «А когда вы дойдете до нас?»

Важно отметить, что к подобному развитию и продвижению инициатив проекта приложили силы представители «Росатома»: директор департамента поддержки новых бизнесов Дмитрий Байдаров и заместитель директора департамента кадровой политики Андрей Бешко. Они вместе с командой проекта встречались с преподавателями, объясняли, зачем это нужно нашему ключевому индустриальному партнеру, проводили лекции и встречи со студентами по теме проекта. Это позволило разогнать проект, чтобы он жил и развивался!

— Преподаватели наконец-то осознали, зачем им самим нужно мыслить экономически?

— Да. Потому что они увидели, как лучшие из них начали «выстреливать». Досконально разобравшись, как устроен современный высокотехнологичный бизнес и в каких инновационных проектах инвесторы могут быть заинтересованы в первую очередь, исполнители отдельных тем внутри МИФИ кратно нарастили свои НИОКР. Ведь теперь они понимают, с какими идеями стоит идти к потенциальному заказчику, а какие лучше не озвучивать, чтобы не получить негативный ответ. И студенты начинают воспринимать их лекции иначе, потому что видят полезность этой парадигмы на конкретном примере, а не умозрительно.

— Чего на уровне университета ждут от студентов, которые успешно освоят новые образовательные программы?

— Большинство студентов, особенно начиная со старших курсов базовой формы обучения, параллельно работают по своей будущей специальности. Мы хотим помочь им сфокусировать взгляд на экономических аспектах деятельности предприятий и организаций, где они начинают свою трудовую биографию. Тогда встроиться в бизнес-аспекты работы им будет значительно легче. Но уже и на стадии обучения ребята в силах добиться серьезных результатов. Проходя практику на предприятии, занимаясь там учебно-исследовательской работой, они смогут детально просчитать финансово-экономическую модель своего проекта и заявиться в рамках НИЯУ «МИФИ» на конкурс студенческих стартапов. А это возможность получить миллионный грант, который, в свою очередь, будет потрачен на усовершенствование бизнес-характеристик конкретного изделия или продукта интеллектуальной собственности. Выгода прямая!

— Но ведь не все выпускники-мифисты пойдут работать в бизнес-структуры. Среди них будут и ученые, и конструкторы, причем не обязательно работающие в атомной отрасли, а у других отраслей — своя экономическая специфика.

— Поэтому проект «Экономическое мышление инженера» мы не загоняем в жесткие рамки. Выше мы говорили о специфике новых образовательных курсов для студентов-старшекурсников, предполагающих работать в бизнес-структурах. Но это только один образовательный трек из трех, сейчас же мы завершаем формирование образовательных программ по двум остальным. Первый из этих двух условно можно назвать НИРовским: там студентам рассказывают об экономике научно-исследовательских работ, учат составлять адекватные сметы, чтобы они понимали хотя бы в общих чертах, как рассчитываются зарплата, налоги, обязательные бюджетные отчисления, накладные расходы. Второй мы условно называем прикладным опытно-конструкторским; у него тоже своя специфика, связанная с экономикой современных конструкторских бюро и проектных институтов. Предполагается, что в рамках нашего проекта студенты самостоятельно выберут один трек из трех возможных.

Без этого не обойтись. Время одиночек — изобретателей и талантливых первооткрывателей — безвозвратно минуло. Проектировщики и ученые (даже гениальные теоретики) сегодня работают в команде, бок о бок с коллегами — внедренцами, экспериментаторами, маркетологами. А где научно-технический коллектив, там и экономика процесса, напрямую затрагивающая всех его участников. И чем раньше начинающий специалист это осознает, тем легче ему будет начать профессиональную деятельность!

Личный опыт

Павел Рябов

Заместитель директора института Лазерных и плазменных технологий НИЯУ «МИФИ»:

— Сегодня крайне важно актуализировать профильные инженерные дисциплины как с точки зрения их содержания в контексте современных технологий, так и с точки зрения используемых образовательных подходов, методов и инструментов. Мы видим, что студенту важно понимать практический аспект получаемых знаний. В этой связи интеграция блоков, связывающих технологии и экономику технологий в рамках одной дисциплины или серии дисциплин, видится крайне важной ввиду их неразрывности. Помимо этого, междисциплинарный контекст на стыке экономики и технологий позволяет строить интересные образовательные дисциплины с точки зрения педагогического дизайна.

Никита Комаров

Выпускник 2025 года, направление «Электроника и автоматика физических установок» Института физико-технических интеллектуальных систем (ИФТИС) НИЯУ «МИФИ»:

— Экономическое мышление действительно помогло мне в работе над выпускной квалификационной работой. Благодаря ему я научился оценивать не только техническую реализуемость проекта, но и его практическую ценность, рентабельность и эффективность. Это позволило не просто дописать экономическую главу, а сделать ее осмысленной частью работы, связанной с реальными условиями и потребностями производства.