От турбины до колес
Главная тема

От турбины до колес

Какой электромобиль можно считать низкоуглеродным

Электромобили не могут вполне считаться низкоуглеродным транспортом, если энергия, которой они заряжаются, не выработана с помощью низкоуглеродных источников энергии. Подтвердить низкоуглеродность можно с помощью сертификатов и атрибутов происхождения электроэнергии. Такой рынок в России пока в стадии становления, но в концерне «Росэнергоатом», одном из активных участников этого рынка, а также рынка электрозаправок, надеются на его рост и предпринимают для этого большие усилия.

Разный углеродный след

«Электромобиль во время движения не выбрасывает СО2. Однако если он заряжается от обычной электростанции, то выбросы генерирует она. Можно ли считать тогда электромобиль экологичным транспортом? Вряд ли. Такое утверждение справедливо только в том случае, если электроэнергия, потребляемая электромобилем, произведена на низкоуглеродном источнике», — говорит руководитель управления по работе с инфраструктурой оптового рынка электроэнергии и мощности «Росэнергоатома» Дмитрий Родионов.

Автомобиль с бензиновым двигателем выделяет до 130 г СО2 на 1 км пути. Электромобиль, заряжаемый от сетей, питаемых угольными или газовыми электростанциями, — до 150 г СО2 на 1 км. И только выбросы электромобиля, который использует низкоуглеродную электроэнергию, близки к нулю.

Электрозаправочные станции (ЭЗС) «Росатом Сеть зарядных станций» подтверждают свою низкоуглеродность с помощью специального инструмента — сертификатов происхождения электроэнергии (атомных сертификатов). Национальные системы обращения атрибутов и сертификатов действуют в разных странах мира, в том числе в России.

О российской системе обращения атрибутов и сертификатов

Российская национальная система подтверждения происхождения электроэнергии заработала 1 февраля 2024 года. В соответствии с поправками в закон «Об электроэнергетике» были введены понятия «атрибуты генерации», «сертификат происхождения электрической энергии» и «низкоуглеродный генерирующий объект».

Атрибуты генерации дают владельцу атрибутов право заявлять о том, что электроэнергия, которую он использует, низкоуглеродная. В России к числу низкоуглеродных источников энергии относятся объекты генерации на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), АЭС и ГЭС.

Атомные сертификаты

Атомный сертификат — метод передачи атрибутов. С их помощью все ЭЗС «Росатом Сеть зарядных станций» (РСЗС, «дочка» концерна «Росэнергоатом») подтверждают, что вся проданная владельцам электромобилей электроэнергия низкоуглеродная. С момента получения первого сертификата компания «РСЗС» обеспечила владельцев электромобилей более 250 млн кВт·ч электроэнергии с Ленинградской АЭС.

Квалифицированные АЭС

Ленинградская, Калининская и Балаковская АЭС вправе выпускать атрибуты генерации и сертификаты происхождения электроэнергии. Выбраны они были по географическому принципу: ЛАЭС закрывает потребности северо-запада России, Калининская — центра, Балаковская нацелена на юг.

«Каждый месяц объем потребления РСЗС растет. Это связано не только с вводом новых ЭЗС, но и с ростом потребления ранее установленными станциями. Это говорит о том, что количество автовладельцев, пользующихся нашими электрозаправками, растет, и мы думаем, что использование РСЗС чистой энергии «Росатома» оказывает на спрос положительный эффект», — говорит начальник отдела нормативного сопровождения рынка и низкоуглеродной энергетики Дмитрий Крайдуба.

Подтверждение выбора

Однако полное обеспечение российских ЭЗС низкоуглеродной электрической энергией — дело будущего. Пока многие операторы не уверены, что такой продукт, как низкоуглеродная электроэнергия, будет востребован клиентами. Чтобы проверить, так ли это, можно было бы предложить клиентам выбор: заряжаться «обычной» электроэнергией или низкоуглеродной. Второй вариант был бы немного дороже, но эти расходы, если спроецировать их по цепочке до объекта генерации, способствовали бы росту доходов поставщиков низкоуглеродной электроэнергии, свидетельствовали бы об общественном запросе на снижение уровня выбросов СО2, а при массовом распространении — помогали бы развитию соответствующих отраслей, например атомной.

Более 200 электрозаправочных станций входят в РСЗС. Услугами РСЗС пользуются около 12 тыс. кли­ентов. План РСЗС к 2030 году — 11,4 тыс. ЭЗС в 53 регионах России

Цифры

Однако пока такой выбор невозможен, так как, в соответствии с действующей нормативной базой, необходимо собирать персональные данные у конечных потребителей. «Когда выбор делает ЭЗС и все электромобилисты заряжаются только низкоуглеродной энергией, передавать персональные данные не надо, а когда выбор будет делать электромобилист — придется», — объясняет Дмитрий Родионов. Если же изменить эту норму и продавать низкоуглеродную электроэнергию так же просто, как бензин премиальной марки, то, как надеются в концерне «Росэнергоатом», спрос на нее вырастет.

Дмитрий Родионов считает, что и в целом было бы полезно упростить доступ к сертификатам происхождения физлицам: «Работа в этом сегменте не принесет больших доходов, но позволит распространить знания о том, как работает система обращения сертификатов, и о возможности поддержать рублем экологически чистую генерацию».

Атомные сертификаты в других сегментах бизнеса

Пока доля ЭЗС в общем объеме проданных концерном сертификатов незначительна. Однако они пользуются спросом у российских металлургических, нефтегазовых, а также энергосбытовых компаний. Так, в марте 2025 года «Росэнергоатом» и «Мосэнергосбыт» заключили первый договор купли-продажи атомных сертификатов, подтверждающих производство оговоренного в контракте объема электроэнергии на Ленинградской АЭС. «Это эффективный инструмент для клиентов любого масштаба, позволяющий подтвердить переход на чистую энергию, укрепить экологическую репутацию и стать частью глобального тренда низкоуглеродного развития», — прокомментировал тогда сделку гендиректор «Мосэнергосбыта» Андрей Ковалев.

В мае 2025 года на XI Невском международном экологическом конгрессе «Росатом» и фонд «Росконгресс» подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого «Росатом» обеспечит углеродную нейтральность мероприятий, проводимых фондом «Росконгресс», с помощью атомных сертификатов. «Мы наблюдаем большой интерес к вопросам экоповестки и, следуя этому тренду, ввели практику подтверждения «зеленого» качества наших мероприятий. Рады, что «Росатом» готов содействовать нам в развитии этого направления», — сказал тогда председатель правления «Росконгресса» Александр Стуглев.

22 мая в Санкт-Петербурге, на площадке XI Невского международного экологического конгресса состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между госкорпорацией «Росатом» и фондом «Росконгресс» в области использования низкоуглеродной энергии

Расширение горизонтов

Спрос на сертификаты происхождения может вырасти благодаря китайскому рынку. Оказалось, что китайские контрагенты тоже смотрят, с помощью какой электроэнергии был выпущен товар: если низкоуглеродность подтверждена, то они готовы платить больше. «Китай и Россия работают над взаимным признанием систем сертификации. Это подтолкнет спрос на сертификаты со стороны российских экспортеров», — считает Дмитрий Родионов.

Также, чтобы интерес к экоповестке стал массовым, а атомные сертификаты — популярными и востребованными, «Росэнергоатом» ведет каналы в соцсетях, проводит тематические конференции (первая из них, «День чистой энергии Росатом», прошла в апреле этого года) и сотрудничает с российскими звездами. Так, в июне этого года в Зеленом театре ВДНХ прошел экоконцерт Дмитрия Маликова — его электропотребление было обеспечено Калининской АЭС. Наконец, «Росэнергоатом» разработал знак «Чистая энергия Росатом». «Обеспеченное атомным сертификатом размещение этого знака на товарах свидетельствует о том, что при их производстве использовалась чистая энергия АЭС. Это добавляет товару новое качество, выделяет его в ряду конкурентов», — уверен Дмитрий Родионов.