Страшилка советского периода
Взгляд ребёнка на окружающий мир и его рассуждения часто удивляют взрослых, вызывают у них улыбку и иронию. Взрослея, человек многое забывает, поэтому спустя годы не всегда может понять причины детских увлечений и страхов, объяснить особенности своего восприятия в те времена и возникавшие тогда необычные, неожиданные ассоциации. Но с другой стороны, вспоминать и анализировать всё это и интересно, и полезно. Ведь именно в детстве формируется наша личность, закладывается то, что потом увлекает и занимает долгие годы. А вы задумывались когда-нибудь о том, каким образом дети узнают об атомной энергии, каковы при этом их первые впечатления и что потом из этого получается? Чтобы лучше понять современное поколение детей, давайте попробуем для начала вспомнить свои школьные и дошкольные годы.
Раннее детство автора этой статьи пришлось на эпоху «холодной войны», когда все средства массовой информации в СССР ежедневно сообщали о гонке вооружений и об атомной угрозе, исходящей от «акул мирового капитализма»: США, Великобритании, ФРГ и других стран НАТО.
Про то, что атомная энергия бывает мирной, дети узнавали намного позже. Все жили под дамокловым мечом ядерной войны, которая, как казалось, могла начаться в любой момент.
Постоянно доводилось слышать про атомные бомбы и боеголовки ядерных ракет, неприятный холодок в душе рядового жителя Советского Союза вызывало зловещее и редко вспоминаемое сейчас выражение «водородная бомба».
Теме бомб и ракет в те времена часто были посвящены детские рисунки. Этому способствовала популярность сатирического журнала «Крокодил». Он выходил несколько раз в месяц, и каждый номер журнала содержал к колоритные карикатуры на тему гонки вооружений. Этот журнал был одним из самых популярных изданий в СССР. В политических карикатурах журнала «Крокодил» работала команда талантливых художников-карикатуристов. На политических карикатурах недобрый Дядя Сэм или кто-то из его компании, доставал из-за пазухи или держал в руке выразительные чёрные бомбы с эмблемами «А» и «Н», что означало, соответственно, «атомная» и «водородная», или с эмблемой «N», что означало бомбу нейтронную, представляющую более современный тип бомбы водородной. Автору этой статьи, как и многим из его сверстников в дошкольном возрасте, доводилось не раз перерисовывать маленькие чёрные бомбочки из этого журнала, выводя на них непонятные буковки «А», «Н» и «N». Мне удалось найти в интернете ряд номеров журнала «Крокодил» того времени и составить коллаж их карикатур на тему атомного вооружения.
Но ещё ярче отражает настроения того времени небольшой фрагмент из советского фильма «Ключи от неба», на котором показаны карикатурные «капиталисты – разжигатели войны», держащие в руках муляжи атомной и водородной бомб. Для сравнения приведена фотография натурных макетов бомб из всемирно известного Музея ядерного оружия, который находится в городе Сарове. Как видим, никто не стремился достичь сходства карикатуры с оригиналом. Кроме того, режим строжайшей секретности в области ядерного вооружения просто не позволял это сделать. Конечно же, такая жуткая и загадочная тема не могла оставить детей равнодушными. Атомная бомба и её зловещие сёстры представлялись чем-то сказочным и невероятным, более страшным, чем Баба-яга и Кощей Бессмертный. Атомная бомба была героиней анекдотов, стишков-страшилок и других явлений детского фольклора. Наивность такого творчества, очевидная отрывочность представлений авторов об атомном вооружении, противоречие законам физики и даже здравому смыслу не оставляли сомнений в том, что всё это сочинялось и распространялось именно детьми. Вот несколько примеров детского фольклора сорокалетней давности: «Чебурашка вбегает в дом и кричит Крокодилу Гене: «Гена, а атомная бомба дорого стоит? » – «Да, Чебурашка, очень дорого! Сто миллионов рублей». – «Так радуйся, Ген, она на наш дом летит!».
Или пример дворового стихосложения: «Мальчик нейтронную бомбу нашёл. В портфель положил и в школу пошёл. Долго смеялось всё Районо: школа цела, а в ней нет никого». Этот «стих-страшилка» интересен тем, что он чётко отражает настроения конца 1970-х годов, когда много звучало информации о нейтронной бомбе как о принципиально новом виде вооружения. Даже детям было известно, что нейтронное оружие направлено на уничтожение всего живого без массовых разрушений, характерных для взрывов атомных и водородных бомб прошлого поколения. Фантазия ребёнка нарисовала картину, в которой от взрыва ней тронной бомбы все дети в школе просто куда-то исчезают, а школа остаётся стоять на месте. Что уж говорить о самой фантастичности картины, когда нейтронная бомба валяется на улице, причём обычный школьник может положить её в свой портфель и без всякого труда принести с собой в школу.
Сквозь поколения
Думаю, что именно интерес, возникший в далёком детстве, привёл меня в атомную отрасль. В 2000 году я поступил на работу в ФГУП ВНИИНМ, носящее имя академика Бочвара. Наш институт играл и играет ключевую роль в ядерном оборонном комплексе. Здесь была разработана технология всех ключевых материалов ядерных и термоядерных зарядов: урана, плутония, полония, трития и бериллия. В корпусе «А» этого предприятия, в котором находятся наши научные лаборатории, был выделен первый советский плутоний и получен первый металлический королёк этого элемента, вошедший в состав первого отечественного ядерного заряда.
И вот, много лет спустя уже мои дети заинтересовались темой ядерного вооружения. После просмотра в интернете ролика, на котором была показана древняя киносъёмка атомного взрыва с обратным отсчётом времени и пресловутой «красной кнопкой», мой сын Федя завалил меня вопросами: «Папа, а ты, значит, учёный? Папа, а ты про всё это знаешь?» И уж совсем развеселил его последний вопрос: «Пап, а зачем ты кнопку нажал?»
А в другой раз ко мне на улице подошла незнакомая женщина и, улыбаясь, сообщила: «А мне ваш сын всё про вас рассказал. Что вы учёный, что вы в атомной отрасли работаете». Федя издалека услышал тему разговора и гордо прокричал: «Он бомбу знает!»
Привожу в качестве примера один из рисунков моего сына, который чем-то похож на мои давние детские рисунки, которые, к сожалению, не сохранились. Несмотря на прошедшие десятилетия и политические изменения, произошедшие в мире, детское восприятие темы атомной энергии мало изменилось. Дети с таким же трепетом и интересом воспринимают необыкновенную мощь, скрытую в делящемся атомном ядре. При этом, узнав о разрушительной стороне этой энергии, они с не меньшим интересом начинают интересоваться и мирным применением силы атома. И это правильно. Сила атома должна служить на благо человечеству, а не на его погибель. Находясь в добрых, чистых и порядочных руках, мирный атом обязан изжить ядерную угрозу. И я искренне надеюсь, что наши дети сумеют продолжить добрые традиции нашей атомной отрасли, надолго сохранив свой интерес к этой теме и не растеряв своей детской чистоты и непосредственности. Впрочем, это еще не конец рассказа. В следующий раз поведаю о том, как мои дети увлеклись темой мирной атомной энергетики и что этому поспособствовало