Амбарная свежесть
Пестициды. Кто не слышал этого слова, пугающего уже самим своим звучанием? Но не так далёк день, когда об этой группе химикатов, предназначенных для борьбы с болезнями и вредителями растений, можно будет забыть. Во всём мире использование подобных веществ неуклонно сокращается благодаря технологиям на основе постоянного и генерируемого ионизирующего излучения, которые уже получили широкое распространение в большинстве ведущих стран. Их примеру готовится последовать и Россия. АО «Русатом Хэлскеа» (АО «РХК») разрабатывает проекты создания многоцелевых центров обработки ионизирующим излучением как изделий медицинского назначения с целью стерилизации, так и продуктов питания и сельскохозяйственной продукции с целью дезинсекции, фитосанитарной обработки, продления сроков годности и сохранения качества продуктов. Об этой работе, а также о возможностях и преимуществах технологий обработки на основе ионизирующего излучения «Вестнику Атомпрома» рассказала главный технолог направления «Радиационные технологии» Наталья Вишнева.
Давайте начнём с истории. Когда впервые были открыты бактерицидные свойства ионизирующего излучения и как давно технологии на его основе используются как методы стерилизации, дезинсекции и фитосанитарной обработки?
Бактерицидные свойства ионизирующего излучения были открыты ещё в 1904 году. Начиная с середины XX века в США, Великобритании, Франции, Нидерландах, Польше, Германии, СССР и других странах проводятся отдельные исследования по оценке влияния различных видов ионизирующего излучения на продукты питания, сельскохозяйственную продукцию и прочие органические материалы, а также запущены национальные программы исследований в данной области. В этот же период были сформированы научно-правовые объединения. Появилась Комиссия по атомной энергии США (1950–1970), координирующая национальную исследовательскую программу по сохранению продуктов питания с помощью ионизирующего излучения, а также Комиссия Кодекс Алиментариус (1963), учреждённая ООН и ВОЗ для разработки единых международных стандартов, руководств, норм и правил, призванных защитить здоровье потребителя и обеспечить соблюдение правил торговли в продовольственной сфере. В 1970 году был создан Международный проект по облучению пищевых продуктов, в рамках которого проведены масштабные исследования по оценке безопасности продукции, обработанной ионизирующим излучением. А в 1978 году МАГАТЭ выступило с докладом о полноценности обработанных ионизирующим излучением продуктов питания и сельскохозяйственной продукции.
Обработка ионизирующим излучением, в отличие от химической обработки, абсолютно безопасна?
Независимые исследования по изучению влияния такого излучения на различные виды продуктов питания и сельскохозяйственную продукцию велись как в СССР, так и продолжают проводиться в России. Они хорошо исследованы и описаны. Например, стерилизация пищевых продуктов в целях подавления жизнедеятельности вредных микроорганизмов. Излучение увеличивает сроки хранения свежих овощей, ягод и фруктов. Кстати, такая обработка свежих овощей и картофеля, заложенных на хранение, отлично предотвращает их преждевременное прорастание. Кроме того, радиационная дезинсекция зерновых культур, круп, бобовых проводится для уничтожения паразитов, насекомых-вредителей и их личинок. Так вот то, что обработанные ионизирующим излучением продукты питания и сельхозпродукция абсолютно полноценны и безопасны, ещё в 1978 году подтвердило МАГАТЭ. Данные выводы также подтверждены исследованиями ВНИИРАЭ, по инициативе которого два года назад был разработан комплексный план научных исследований «Радиационные агробиотехнологии в сельском хозяйстве и пищевой промышленности (АГРОРАД)».
Если говорить о преимуществах такой технологии по сравнению с традиционными методами, такими как термическая или химическая обработка, то отмечу полное отсутствие остаточных агентов, а это очень важно как при обработке пищевой и сельхозпродукции, так и при обработке изделий медицинского назначения. Очень важно отметить возможность обработки уже упакованной продукции, включая герметично упакованную, что исключает необходимость переупаковки продукции и обеспечивает высокую степень стерильности, а также таким способом возможна обработка термолабильных материалов. При этом данная технология обработки продукции оказывает гораздо меньшее влияние на окружающую среду в сравнении, например, с этиленоксидными методами обработки, так как радиационная обработка не использует токсичные химикаты, её относят к «зелёным» технологиям.
Пестициды, которые давно используют для борьбы с вредителями и болезнями растений, имеют кумулятивное канцерогенное и иммунодепрессивное действия. Насколько они негативно влияют на здоровье и какое к ним отношение в других странах?
Пожалуй, первым пестицидом, который начали применять в мире, был дихлордифенил трихлорметилметан (ДДТ) – в народе его ещё называли дустом. Сейчас его применение строго запрещено во многих странах мира в связи с выявленным токсическим действием – от отравлений при малых дозах до летальных исходов при высокой концентрации.
В США в Национальном институте рака была изучена взаимосвязь частоты использования пестицидов и уровня заболеваемости раком. Для некоторых видов рака, например лейкемии, множественной миеломы и саркомы мягких тканей, а также рака кожи, губ, частота возникновения заболеваний оказалась выше, и, как полагают, связано это с воздействием пестицидов.
В то же время как раз США можно отнести к странам-лидерам по применению технологий по обработке продуктов питания ионизирующим излучением. Ввоз ряда импортируемых продуктов просто запрещён на территорию США без обработки ионизирующим излучением в многоцелевых центрах либо на территории страны – производителя продукции, либо непосредственно при ввозе на территорию государства. При этом все подобные центры проходят обязательную сертификацию Минздрава США.
Помимо этого в США даже на уровне рядового потребителя ведётся разъяснительная работа, что продукты питания, обработанные ионизирующим излучением, являются «зелёными». В супермаркетах подобные продукты отнесены в секции экологически чистой продукции.
Поэтому, возвращаясь к вашему предыдущему вопросу, скажу, что, да, с учётом данных, накопленных более чем за 100 лет исследований, можно утверждать, что применение ионизирующего излучения при условии соблюдения всех требований ВОЗ и МАГАТЭ абсолютно безопасно.
В чём уникальность разработок компании АО «РХК»? Или технология обработки ионизирующим излучением универсальна и может быть применена для обработки любых видов продукции?
Действительно, сферы применения данной технологии различны и широки. Понятно, что технология не нова. Она основана на использовании в качестве источников ионизирующего излучения для обработки продукции либо гамма-установок на базе кобальта-60, либо ускорителей электронов с возможностью работы в электронном или тормозном режимах излучения. Добавлю, что для создания высокоэффективного центра обработки продукции важны правильный выбор технологии с учётом типов и объёмов обрабатываемой продукции, координация работы высокотехнологичных элементов как самой установки для облучения, так и складских систем, а также учёт логистических особенностей, финансово-экономических показателей и многих других факторов.
Возможно, сравнение со строительством АЭС будет нескромным – все знают общие принципы их работы, но построить атомную станцию могут меньше десятка стран в мире. Мы не только владеем тонкостями этой технологии, но и знаем, как её сделать безопасной, экологичной и экономически выгодной для потенциальных клиентов.
Какова сегодня ситуация в России с нормативно-правовой базой в области применения технологии обработки ионизирующим излучением?
Хотелось бы отметить, что ещё в СССР Минздравом был определён перечень продуктов, для которых была разрешена обработка ионизирующим излучением: картофеля с целью подавления прорастания начиная с 1958 года, зерна пшеницы с целью дезинсекции начиная с 1959 года, свежих плодов и ягод, сырого мяса и полуфабрикатов с 1964 года, и этот список можно продолжать. На данный момент адаптированы и введены в действие в качестве национальных стандартов ряд международных стандартов, разработанных Международной организацией по стандартизации, по обработке продукции различного типа ионизирующим излучением. Например, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 2017 года введён в действие в качестве национального стандарта в России ГОСТ 8.651-2016 на медицинские изделия, подвергаемые финишной стерилизации ионизирующим излучением. Данный норматив содержит требования к дозиметрическому обеспечению всех стадий процесса обработки. Что касается обработки продуктов питания и сельскохозяйственной продукции, то с 1 января 2016 года введён в действие ГОСТ ISO 14470-2014, содержащий требования к разработке, валидации и повседневному контролю процесса облучения пищевых продуктов ионизирующим излучением. Помимо этого с 1 января 2010 года, в рамках начавшей действовать договорённости по Таможенному союзу, ведётся активная работа по максимальной гармонизации экономического законодательства, в том числе проведение согласованной политики в сфере технического регулирования. И уже на сегодняшний день Росатомом в лице дивизиона АО «РХК» совместно с рядом федеральных органов власти подготовлен план мероприятий по изучению возможности применения ионизирующего облучения для обработки сельскохозяйственной и пищевой продукции.
Если я правильно понял, сейчас идёт синхронизация отечественной и международной нормативно-правовой базы в области применения технологии обработки ионизирующим излучением, а также параллельно разрабатываются проекты создания центров обработки продукции?
Да, всё верно. В части нормативно-правовой базы ведётся активная работа по синхронизации актов, некоторые стандарты уже адаптированы, некоторые находятся в стадии обсуждения и утверждения.
Что касается проектов по созданию центров облучения, то компания ОА «РХК» провела работу по созданию проектов типовых центров на базе наиболее часто применимых машин с оптимизацией всего технологического процесса. Выбор локации и определение итоговой конфигурации центра, конечно, это уже наша совместная работа с потенциальными партнёрами, производителями или с регионами, которые смотрят в будущее и понимают, что подобная технология позволит сделать продукты более экологичными. На сегодня силами АО «РХК» в 2016 году запущен пилотный центр обработки изделий медицинского назначения ионизирующим излучением на базе ускорителя электронов. На территории одного из дочерних предприятий АО °mРХК°n – АО «Научно-исследовательский институт технической физики и автоматизации» – в 2013 году была проведена модернизация гамма-установки, на которой в том числе проводят обработку фармацевтического и косметологического сырья. Также ведётся строительство центра обработки на территории ПО «Маяк».
Если вернуться к центрам обработки – что они из себя представляют?
Как правило, центр – это отдельное здание, сердцем которого является источник ионизирующего излучения. Это либо гамма-установка на базе кобальта-60, либо ускоритель электронов с возможностью работы в электронном или тормозном режимах излучения. Источник находится в бункере биологической защиты, обеспечивающем полную безопасность как персонала, работающего в центре, так и окружающей среды. К бункеру примыкают складские и административные помещения. Оборот обрабатываемой продукции по центру происходит с помощью применения средств механизации: погрузчиков, подвесных и напольных транспортных систем. Что касается пропускной способности центра, всё зависит от региона его локации и той продукции, которая приходит обработку. В среднем маленький центр может обрабатывать до 75 тысяч кубометров продукции в год. Что касается крупного центра, его производительность может быть выше в 5–6 раз.
Когда может быть создан первый, действительно промышленный, центр обработки продукции? Кто его будет строить?
Это будет инвестиционный проект? Сейчас мы занимаемся поиском потенциальных партнёров. Проектирование и строительство центра занимают от года до двух лет с учётом производства оборудования, строительных, монтажных и пусконаладочных работ. Таким образом, если мы находим партнёров в ближайшее время, то через два года такой центр может быть запущен в промышленную эксплуатацию. Что касается зарубежных проектов, то уже найден партнёр в одной из стран Латинской Америки, у нас ведутся активные переговоры со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Мы надеемся, что первый центр заработает к 2020 году и, возможно, к 2021– 2022 году – в одной из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Как выстраивается взаимодействие с партнёром? Всё зависит от условий региона, в который мы входим. Взаимодействие с партнёром может быть выстроено по-разному: это может быть как совместное предприятие, которое оказывает непосредственную услугу, это может быть EPC-контракт, когда мы возводим центр «под ключ» и технологически его сопровождаем, или это может быть поставка основного технологического оборудования для центра, если партнёр уже имел опыт эксплуатации подобных центров.
Кто рассматривается в качестве потенциальных партнёров: частные компании-инвесторы или государственные инвесторы?
И те, и другие. АО «РХК» осуществляет поиск партнёров как собственными силами, так и при поддержке других дивизионов Росатома. Активную помощь в поиске частных компаний-инвесторов в различных регионах мира нам оказывает частное учреждение «Русатом – Международная Сеть». Что касается государственных инвесторов, то, конечно же, нельзя не сказать, о роли компании АО «Русатом Оверсиз», которая занимается продвижением на зарубежных рынках интегрированных предложений по сооружению центров ядерной науки и технологий, в состав которых входят многоцелевые центры обработки продукции ионизирующим излучением. В таких больших проектах в качестве главного заказчика и инвестора выступает государство. Также к одному из проектов был проявлен интерес государственной компании, специализирующейся на инвестировании в сложные технологические проекты с целью поддержки развития предпринимательства. Мы сейчас обсуждаем условия участия данной компании в нашем проекте.