Технология мульти
Multi-D – технология управления жизненным циклом сложных инженерных объектов, созданная специалистами АСЭ, входящей в Росатом, – получила международное признание и высокую оценку со стороны ведущих мировых компаний, работающих в области создания объектов капитального строительства. Multi-D позволяет в процессе проектирования создать информационную 3D-модель любого объекта и на ее основе проводить детальное моделирование процессов строительства, монтажа, оптимизировать многие аспекты сооружения АЭС еще на этапе планирования строительно-монтажных работ, проигрывать различные сценарии использования различных ресурсов и при необходимости оптимизировать соответствующие процессы для обеспечения выполнения проекта в срок, в соответствии с бюджетом и с заданным уровнем качества. О возможностях этой системы, перспективах ее применения и новых проектах «Вестнику Атомпрома» рассказал директор по системной инженерии и ИТ АСЭ Вячеслав Аленьков.
Какие новые возможности дает использование Multi-D при строительстве АЭС?
Система позволяет создать полноценную информационную модель атомной станции, учитывая все необходимые для ее строительства ресурсы, техническую и технологическую информацию. Такая модель позволяет точно планировать все работы, обеспечить управление стоимостью, и, как следствие, строить качественно и в заданные сроки. Помимо этого в систему мы включили все вопросы, связанные с управлением требованиями: ведь атомная станция – это более 15 тысяч требований на входе, и управление этим процессом абсолютно необходимо для качественного выстраивания процессов реализации проекта в соответствии с техническим заданием и требованиями заказчика.
Существуют ли аналоги подобной системы в других странах?
Аналогов технологии Multi-D в мире не существует. Недавно Международная ассоциация инжиниринговых компаний FIATECH, куда входят такие крупнейшие игроки рынка, как Bechtel, Shell, Worley Parsons, а также компании, разрабатывающие специализированное программное обеспечение для управления проектированием и жизненным циклом объектов, присудила нам 1-е место за эту технологию. Мы считаем, что это серьезное признание. Мы также имеем сертификацию по 3-му классу IPMA Delta – это стандарт управления проектами, и мы одна из двух компаний в России, прошедших такую сертификацию. В прошлом году также мы получили 1-е место в конкурсе на Всемирной атомной конференции в Ле Бурже. Среди наших конкурентов были такие компании, как AREVA, EDF. Это признание высокого уровня наших технологий, когда и в Америке, и во Франции нам отдают первые места. Это не мы признаем себя лучшими, а нас признают. Сейчас очень большое развитие на рынке получает стандарт информационного моделирования зданий и сооружений BIM (Building Information Model), и мы считаем, что Multi-D у нас соответствует самому высокому уровню данного стандарта плюс это целый набор дополнительных преимуществ – стандарт управления проектами, регламенты, процессы, наши лучшие практики в области управления процессами проектирования, закупок и поставок, управления строительством. Помимо этого мы наладили систему обучения и подготовки кадров, у нас есть свои школы – в Москве, в Нижнем Новгороде, а также непосредственно на Нововоронежской станции, где развернута школа полевого инжиниринга. Там же можно пойти на стройку и увидеть, как информационная модель реализуется на практике. В этой школе мы обучаем наших сотрудников в обязательном порядке, там же проходят обучение специалисты наших подрядчиков и проводится подготовка сотрудников других компаний на коммерческой основе.
При строительстве каких станций уже применялась система Multi-D?
Впервые система была использована при строительстве третьего блока Ростовской АЭС, и сейчас у нас все новые проекты реализуются по этому стандарту. Мы берем объект и делаем для него детальную информационную модель, которая строится на системе управления информацией и включает такие важные элементы, как управление требованиями и конфигурациями. Это такие проекты, как АЭС «Руппур» в Бангладеш, «Аккую» в Турции, Курская АЭС. Мы строим объекты в разных странах мира, что влечет за собой также необходимость учитывать местные нормы, законы, менталитет, и здесь информационная модель позволяет интегрировать требования государства и регулятора с системой управления и обеспечить их выполнение. Есть еще второй вариант – когда стройка начиналась без создания информационной модели, и мы вынуждены воссоздавать эту модель по уже существующим данным. Это не так просто, трудоемко и не всегда целесообразно. Но мы все равно это делаем. Это вариант стандарта – когда мы взяли объект и его дорабатываем.
Вы считали, какой экономический эффект приносит применение системы Multi-D?
В технологию Multi-D изначально не закладывались какие-то бизнес-планы, ее появление и развитие было связано с необходимостью решать реальные практические задачи, связанные с обеспечением строительства, закупок, формирования правильного набора документации, управления сроками и т.д. Система развивалась постепенно. Сейчас она включает в себя десятки разных информационных инструментов. Из них 26 уже отработаны на нескольких проектах, включены в наш стандарти являются обязательными к применению. Система также позволяет оптимизировать стройку и помогает сократить лишние операции, управлять стоимостью. Однако система управления стоимостью не может работать эффективно, если нет полноценной базы данных. Когда данные поступают из информационной модели, с высочайшей степенью детализации, вам легче выстраивать процесс управления стоимостью. То же самое со сроками. Сложными процессами можно эффективно управлять, лишь когда вы умеете их декомпозировать на более простые элементы. Каждый простой элемент понятен.
Атомная станция – это масштабный и сложный объект, но если ее разложить на структурные элементы, то вам гораздо проще с ним работать. Количество инструментов, используемых в Multi-D, постоянно увеличивается, и сейчас мы идем к тому, чтобы объединить их в единую платформу управления жизненным циклом сложных инженерных объектов. Мы ее называем промышленно- технологическая цифровая платформа. Если объединить все эти инструменты, данная платформа позволит эффективно реализовывать самые масштабные и сложные проекты. Когда вы используете сложный инструмент, то им необходимо уметь владеть. Поэтому у нас постоянно реализуются программы обучения и повышения квалификации, позволяющие такими инструментами правильно пользоваться. Сейчас мы создаем специальную службу, которая будет отвечать за обеспечение нашего стандарта управления, следить, как внедряются и используются эти инструменты непосредственно на местах. Например, если в программу закладывать некачественные данные, эффект ее использования будет снижаться. Необходимо следить и за качеством данных, и за качеством работы с точки зрения процессов, и за квалификацией специалистов. Зарубежные партнеры проявляют интерес к вашей системе? Да, безусловно. Например, мы сейчас ведем переговоры с одной очень известной европейской компанией о применении нашей системы при модернизации атомных станций. Планируется реализация масштабной программы модернизации АЭС, причем в достаточно сложных условиях. Требуется не просто провести ремонтные операции, но и доказать государственному регулятору, что они не нарушают его требования и соблюдают все установленные нормы и предписания. Система информационного моделирования позволяет упростить как сами строительные работы, так и процедуры взаимодействия с таким регулятором. Вы моделируете объект уже с учетом требований регулятора и на цифровой модели показываете, что все нормы выполнены. Помимо этого детальное планирование работ позволяет провести их в более короткие сроки, а чем быстрее проводится модернизация, тем выше экономический эффект. К нашей системе проявляют большой интерес компании из других отраслей промышленности, связанных с масштабным капитальным строительством. И у нас есть уже определенные подвижки с точки зрения применения технологии вне атомной отрасли как в России, так и за рубежом. Так, например, мы тесно сотрудничаем с компанией «Скоростные магистрали», являющейся частью РЖД. Мы разработали для них инструмент управления сроками, объединяющий все сроки реализации проекта высокоскоростной магистрали Москва – Казань в единый календарно-сетевой график. Сейчас мы обсуждаем возможность более широкого применения других инструментов нашей технологии.
В какой форме осуществляется сотрудничество – вы предоставляете заказчику свою технологию или просто выполняете работы, предусмотренные контрактом?
Сейчас мы выполняем требуемые работы и в дальнейшем планируем продавать сами инструменты, у нас есть соответствующие патенты, регистрация товарных знаков, мы собираемся стать вендором технологического программного обеспечения. Но я считаю, что более перспективно – это создание платформы на облачных технологиях, позволяющих централизованно накапливать знания. У нас есть инновационная система каталогизации оборудования, и мы считаем, что на сегодня это лучший методологически проработанный и развитый каталог с точки зрения инженерных изделий. Мы сейчас создаем на его базе систему «Multi-D Маркет». Это будет электронная площадка для взаимодействия, обмена информацией, торговли сложными изделиями. Условно говоря, как Alibaba,« Авито» и так далее. Только там продают книги, диски и другие товары, пользующиеся массовым спросом. В то же время для продажи промышленного оборудования электронных торговых площадок подобного масштаба и высокотехнологической проработки практически нет, так как для их правильного функционирования необходимо указывать сотни технических параметров. Существующие торговые площадки просто выкладывают технические задания. Это большой по объему документ, который надо прочитать, понять, это долгий процесс. А у нас есть возможность автоматически генерировать технические задания в электронном виде и затем выкладывать на нашу торговую площадку. Это значительно упрощает процедуру проведения закупок и улучшает ее качество, более того, мы поддерживаем жизненный цикл исполнения контракта, когда можно контролировать процессы изготовления оборудования на заводе, видеть всю логистику, проводить входной контроль, передавать изделия в монтаж, можно отследить весь жизненный цикл сложного технического изделия. И для заказчика это новый электронный сервис. Может приходить СМС о том, что ваше оборудование начало изготавливаться на заводе, так же как сейчас это происходит в обычной сфере потребления. Мы – Росатом и Россия – можем создать новую платформу для полноценного решения вопросов инженерного взаимодействия. И мы будем публиковать не технические задания, а полноценную базу данных требований, что позволит участникам сделки оперативно договориться по каждому пункту, согласовать его и сформировать соответствующий цифровой документ. Это значительно упростит процедуру согласования и контроля исполнения.
Когда может быть создана подобная высокотехнологичная торговая площадка?
Мы хотим это сделать в течение года. У нас есть каталог, он уже работает. Обычных торговых площадок много, и мы даже не собираемся с ними конкурировать, потому что с точки зрения инженерной составляющей мы считаем, что проекта, подобного нашему, ни у кого нет. Почти все каталоги, которые мы видели, ограничиваются несколькими простыми характеристиками: масса, габариты и т.д. Плюс детали, изложенные в многостраничном, сложно читаемом тексте технического задания. У нас же если написано «давление насоса», то этот параметр имеет свой идентификатор, сам параметр давления прописан в соответствующих единицах измерения, это цифровой показатель, его можно подсчитать, сравнить, сложить, умножить. То же самое у нас сейчас сделано по отношению к инженерии. Это другое качество управления информацией в сложных изделиях.
Площадка будет международной?
Она будет создана на русском и английском языках. И работать на ней сможет компания из любой страны мира. Уже сейчас есть система, где мы оцифровываем характеристики промышленного оборудования, произведенного в других странах, с точки зрения возможности его применения в наших зарубежных проектах. И то же самое мы делаем с оборудованием российского производства. Мы считаем, что эта площадка – своего рода канал, через который наша промышленность сможет продавать свое оборудование в другие страны. Почему российское оборудование сложно продавать? Потому что нет согласованных требований, общепринятых для российских и иностранных заказчиков. Мы можем обеспечить согласование всех требований, показать все характеристики нашего оборудования в цифре. Российская продукция для атомной энергетики очень высокого качества и может серьезно конкурировать с иностранной на зарубежных рынках, если ее правильно продемонстрировать, согласовать все параметры и продавать через высокотехнологичные каналы. Мы считаем, что подобные электронные площадки позволят сделать мощный рывок в продвижении российского оборудования на зарубежные рынки.