Атом, флот и медные руды
Главная тема

Атом, флот и медные руды

Что обсуждали на Восточном экономическом форуме

В рамках ВЭФ-2022, состоявшегося в сентябре во Владивостоке, было проведено свыше 100 мероприятий, в том числе тематических, по проблемам и задачам развития регионов Дальнего Востока и Арктики. Рассказываем, что обсуждали на сессиях, круглых столах и заседаниях участники форума.

Выбор генерации

Эффективность, экономичность, экологичность — так участники сессии «Дальний Восток и Арктика — территория новой энергетики» обозначили три самых важных аспекта современной энергетики. В силу климатических и географических особенностей регионы Дальнего Востока испытывают особые энергетические потребности.

Плавучие энергоблоки — хорошее решение

Роман Копин, губернатор Чукотского автономного округа:

— С введением в эксплуатацию плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» в Певеке этот проект буквально дал свет для реализации инвестпроектов в регионе. Помимо того, что он обеспечивает города Певек и Билибино теплом и электроэнергией, он обеспечивает также инвестпроекты в морском порту, на месторождениях Майское, Кекура. Если говорить про любые крупные проекты, особенно на Чукотке, очевидно, что без энергетики они невозможны. Баимскому месторождению, одному из крупнейших медных месторождений не только в России, но и в мире, нужно порядка 320 МВт электроэнергии. Учитывая, что его расположение — это примерно 600 км от морского побережья, как это можно сделать с помощью традиционных источников — угля, дизеля, даже возобновляемых источников энергии? Шансов нет. Мне кажется, поэтому очевидно хорошее решение — тиражировать аналоги проектов плавучих энергоблоков. Конечно, мы ожидаем реализации этих проектов.

Прямая речь

Например, по словам губернатора Камчатки Владимира Солодова, на вопросы, связанные с энергетикой в широком смысле, уходит до четверти всего бюджета Камчатского края — это энергетика, ЖКХ, субсидирование отдельных категорий потребителей. При этом Камчатка является туристическим регионом, а также экорегионом, где в вопросах экологичности энергоснабжения не может быть компромиссов, поэтому сегодня она смотрит в сторону таких видов генерации, как гидроэнергетика.

Чукотка, где реализуются и планируются к реализации несколько крупных промышленных проектов, заинтересована в атомных станциях малой мощности. Республика Саха (Якутия), промышленность которой активно развивается, также видит перспективы в АСММ, а кроме того, ищет новые пространственные и технологические энергорешения: например, там в прошлом году запустили первую гибридную — солнечную и дизельную — электростанцию «Табалах» с системами накопления энергии. Вместо ожидаемых 20–25% экономии дизельного топлива за год она дала свыше 50%. В этом году в Якутии запущены еще четыре таких станции, причем одна из них, расположенная в поселке Мома, является на сегодняшний день самой крупной солнечной станцией в мире, расположенной за Полярным кругом. Всего гибридные станции планируется запустить в 72 населенных пунктах Якутии, еще семь — на Камчатке.

Водородный кластер на Сахалине

Сахалин в своих планах замещать угольную и газовую генерацию делает ставку на развитие возобновляемых источников энергии, рассматривая, в частности, геотермальную и ветроэнергетику. Но главный сахалинский проект, к которому сейчас приковано внимание, — это водородный кластер. Росатом на ВЭФ подписал пять водородных соглашений. Речь идет в первую очередь о создании завода по производству «зеленого» водорода с улавливанием СО2 — о сотрудничестве в этом проекте договорились «Русатом Оверсиз» и китайская CEEC. Строительство завода должно начаться в 2023 году.

В других водородных планах Сахалина — центр водородного инжиниринга, на базе которого будут проектироваться, изготавливаться и испытываться образцы оборудования (над его запуском работает МФТИ), проект водородного поезда, мобильная водородная энергетика. Речь идет, например, об энергоснабжении за счет водорода изолированных вышек сотовой связи вдоль федеральных трасс. Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, озвучивая место, где должна появиться первая такая вышка (село Огоньки, примерно в 40 км от Южно-Сахалинска), подчеркнул: «Специально называю, чтобы вы понимали, что это уже конкретный проект. Получаем путем электролиза водород, закачиваем в баллоны, и вместо того чтобы дизельные станции обслуживали эти вышки, их будет обслуживать такой генератор». Еще один пример мобильной водородной энергетики — замена ветро-дизельных электростанций на ветро-водородные в отдаленных поселках. Пилотный проект должен быть реализован в поселке Новиково в 120 км от Южно-Сахалинска.

Почему именно Сахалин выбран местом создания водородного кластера? Одна из причин — утвержденный в этом году проект декарбонизации региона. Но ответ на вопрос «Почему Сахалин?», по словам Валерия Лимаренко, кроется не только в курсе на углеродную нейтральность: «Не только потому, что есть климатический эксперимент, но и потому, что мы находимся рядом с рынками сбыта. А рынки сбыта — это Япония, Корея, страны АТР. В водородной тематике фактор близости к рынку играет решающую роль».

ВИЭ на Камчатке

Сегодня доля возобновляемых источников энергии в энергобалансе Камчатки составляет 27%. Озвучивая эти данные, губернатор региона Владимир Солодов пояснил, что «сама природа на Камчатке дает дополнительные возможности для этого». Речь идет прежде всего о геотермальной энергетике — с 2002 года там работает Мутновская геотермальная электростанция, крупнейшая в России. Планируется разработка и внедрение геотермальных станций малой мощности, которые могли бы обеспечивать электроэнергией отдельные туристические объекты, в частности в труднодоступных районах.

Хотят развивать на Камчатке и ветрогенерацию, учитывая потенциал региона, а также интересуются опытом Сахалина, где будет создан водородный кластер. И вот почему. Высота прилива в Пенжинской губе Охотского моря составляет 9–13 м — это самый высокий показатель на побережье Тихого океана. В настоящий момент прорабатывается проект строительства в этом месте Камчатки приливной электростанции. «На первом этапе это возможность генерации порядка 300 МВт энергии, передачи ее через линию электропередач на восточное побережье, — объясняет суть проекта Владимир Солодов. — Там — строительство собственно водородного кластера по аналогии с компетенциями, отработанными на Сахалине или в других регионах, достройка его ветропарком для нивелирования суточных колебаний приливной мощности. Безусловно, это долгосрочный проект. Первый этап может быть реализован в течение примерно 10 лет. Но, будучи разбитым на этапы, и с вовлечением партнеров, которые могут заниматься отдельными компонентами этого проекта, он уже не видится как фантастика, он видится как амбициозный, но реалистичный проект, который в перспективе может существенно изменить ландшафт экономики не только Камчатки, но и всего Дальнего Востока».

Судостроение

На полях ВЭФ-2022 было подписано соглашение между правительством Сахалинской области и компанией «Юматекс» (входит в контур управления госкорпорации «Росатом», отраслевой дивизион «Перспективные материалы и технологии») о создании на острове новой судоверфи.

Развитие портов в Арктике предусматривает и создание таможенной инфраструктуры. В настоящий момент постоянного присутствия таможенных органов на всей протяженности Северного морского пути практически нет, даже в порту Сабетта таможня работает, что называется, вахтовым методом, о чем рассказал, выступая на одной из посвященных развитию Северного морского пути сессий ВЭФ, заместитель Федеральной таможенной службы Владимир Ивин. Он призвал инвесторов не забывать также и «о необходимости создания инфраструктуры для обеспечения работы контрольных органов».

Кстати

На базе уже имеющихся портовых сооружений в Корсакове планируется строительство из композитных материалов судов малой категории — прежде всего для рыболовецкого промысла, особо актуального для Дальнего Востока. Рыбопромысловые компании ДФО, где сосредоточен самый большой рыболовный флот в России, придерживаются принципа «где ловим, там и строим». Сейчас в Дальневосточном федеральном округе находится 17% всех предприятий судостроительной промышленности в стране — это 8% от общего объема судостроительного производства и 11% всех занятых в отрасли работников.

О том, что нужны серьезные вложения как в строительство верфей, так и в модернизацию уже имеющихся, говорили на сессии, посвященной будущему отраслей. Определить перспективную потребность в судах российских заказчиков, а также отследить реальное состояние судостроительных мощностей с тем, чтобы понимать, достаточно ли этого для закрытия потребностей, — первоочередные задачи, которые предстоит решить. По общим оценкам, до 2035 года на российских верфях должно быть построено порядка полутора тысяч судов — как крупнотоннажных для перевозки грузов по СМП, так и рыболовецких и краболовных.

Кадровый вопрос

В дискуссиях о необходимости наращивания флота, о строительстве новых верфей и перегрузочных мощностей и о других задачах судоходства постоянно возникала тема рабочих рук: суда сами себя не строят и сами собой не управляют. Как, например, обеспечить СМП кадрами? Каких специалистов не хватает в судостроении? Генеральный директор АО «Объединенная судостроительная компания» Алексей Рахманов на одной из сессий привел в качестве примера финансистов, в которых сегодня дефицита нет, однако тех, кто разбирался бы в вопросах ценообразования в судостроении, — единицы. «Мы решили начинать работу со школ. В этом году будет открыто еще восемь судостроительных классов в средних школах — в основном, конечно, в городах нашего присутствия, а это Петербург, Нижний Новгород, Астрахань, Мурманск, — рассказал он. — Мы будем оснащать наши ПТУ современным оборудованием, чтобы проводить конкурсы на уровне WorldSkills. Качественный сварщик на сегодняшний день дороже золота».

ВЭФ-2022 в цифрах

Более 7000 участников, в том числе порядка 1700 представителей бизнеса из 700 компаний

50 российских и 15 иностранных официальных лиц, 11 глав дипломатического корпуса

296 подписанных соглашений на общую сумму 3 трлн 272 млрд руб.

Свыше 70 тематических мероприятий по шести трекам и более 750 спикеров

Подробности

Кадровые трудности знакомы даже «Звезде» — судостроительному комплексу, созданному в Приморском крае по поручению президента РФ (там сейчас строится, например, атомный ледокол «Лидер» проекта 10510). «Когда начали запускать верфь, столкнулись с проблемой: на Дальнем Востоке не было ни одного ПТУ, которое бы выпускало сборщиков корпусов металлических судов, — привел пример генеральный директор ООО «СКК «Звезда» Сергей Целуйко. — Что мы благодаря компании «Роснефть» сделали? Дальневосточный судостроительный колледж, который находится в городе Большой Камень, обеспечили полностью современным оборудованием, которое находится на верфи, и увеличили пропускную способность студентов — первоначально в 2017 году у них было 50 человек в год, в прошлом году они выдали нам 450».

Дефицит кадров — понятная проблема и для представителей предприятий, осуществляющих судоходство по Северному морскому пути, развитие которого стало ключевой темой ВЭФ-2022. Заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК» Евгений Амбросов заметил, что для судов, которые активно строятся компанией для перевозки сжиженного газа в рамках проекта «Арктик СПГ 2», требуется большое количество профессионально подготовленных моряков: «Их способность читать карты, работать с капитанами ледоколов, согласовывать свои действия, уметь ходить во льду — это как раз залог успеха круглогодичной навигации и вообще безопасности мореплавания в акватории Северного морского пути».