Праздный класс как тормоз прогресса
Книжная полка

Праздный класс как тормоз прогресса

Почему демонстративное потребление мешает экономическому развитию

«Теория праздного класса» Торстейна Веблена написана более ста лет назад. Но маркетологи всего мира думают в рамках той онтологии, которую задал этот великий ученый. Даже если об этом и не знают.

Эволюция общества и экономические процессы

Вместо того, чтобы рассматривать экономику как область математической статистики, Веблен предлагает взглянуть на нее с точки зрения антропологии, биологии и психологии. По мнению автора, еще во времена варварства, когда между людьми появилась первая трещина социального неравенства, зародился праздный класс. По мере продвижения от низших слоев к высшим растет тенденция демонстративного потребления. На самой вершине находятся люди, которые всячески тормозят развитие человечества, стараясь закрепить завоеванные привилегии.

В своем труде «Теория праздного класса» Торстейн Веблен положил в основу анализа экономических явлений естественный отбор институтов, эволюцию общества. На его взгляд, именно антропология, биология и психология способны наиболее прозрачно объяснить экономические процессы.

От зависти к богатству

Для понимания теории и, соответственно, смысла книги мы должны запомнить архаическую черту, унаследованную человеком (по мнению Веблена) от исторически предваряющего период варварства периода дикости. Сопутствующая этому периоду культура утверждается Вебленом как миролюбивая.

Именно из периода варварства, как считает Веблен, зарождается и произрастает собственно институт праздного класса. Хищническая культура произрастает напрямую из существования каст. Для варвара нужно захватить и показать.

Веблен настаивает на том, что общество развивается в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами и вырабатывает привычки, соответствующие этим обстоятельствам. Период хищнической, или квазимиролюбивой (по Веблену — завистнической), культуры с ее архаическими чертами становится основой зарождения праздного класса и демонстративного потребления.

Соперничество, или денежное соперничество, которое проистекает, по мнению Веблена, из завистнической культуры, является основным движущим фактором в накоплении богатств.

По Веблену:

  • частная собственность основана на завистническом сопоставлении;
  • переход от общинной к частной собственности основывается на стремлении завоевать высокое положение в обществе — стать выше других.

Результатом становится появление привилегированных групп, возникает новая иерархия. Теперь верхушку общества возглавляют те, у кого накоплено больше собственности. И эта верхушка начинает получать блага и привилегии, а также продукты производственной деятельности именно в этой связи, а не вследствие какого-либо труда. Трудиться в этом слое теперь становится неприемлемым и неприличным: чем больше накопленных богатств, позволяющих вести праздный (а значит, обуславливающий высоту положения) образ жизни, тем большим уважением и почетом пользуется индивид. Так Веблен выводит термин «демонстративная праздность». Возникшему новому социальному слою Веблен дает яркое название — праздный класс.

По мнению Веблена, характерные черты праздного класса следующие:

  • владение всей собственностью, в том числе производством, присваивание львиной доли произведенной продукции;
  • праздность, ничегонеделание;
  • расточительное потребление, то есть эта группа потребляет несоизмеримо больше продукции, материальных благ и богатств, чем это необходимо для жизни и обычных человеческих потребностей;
  • демонстрация, стремление ко все большей праздности, большей демонстративности. Согласно истории развития слоя Веблен доказывает, что вся жизнь этого класса подчинена исключительно демонстрации.

Каноны приличий: кто правит бал

Денежный уровень (норма потребления, уровень благополучия) подвижен и, по Веблену, может все время расти, так как регулируется постоянным демонстративным расточительством. Почтенность и благополучие определяет тот слой, который находится выше по богатству и почету. Таким образом именно праздный класс является слоем, который определяет, каким должен быть благопристойный и почтенный образ жизни.

Личный пример, который являет собой праздный класс, надо принимать как руководство к формированию образа жизни для ниже расположенных слоев. Благодаря своему ничегонеделанию праздный класс имеет свободное время определить свод правил для образа жизни общества и каноны поведения и приличий, каноны почтенности, все, что демонстрирует денежную силу.

На достижение почтенности всеми остальными слоями общества влияют в первую очередь демонстративное расточительство (а равно и достижение определенного уровня богатства), сдерживаемое «инстинктом мастерства», а также общий, присущий человеческой природе хищнический умысел, который находится между двумя упомянутыми факторами.

Денежные каноны вкуса, по Веблену, — это выработка привычки видеть красоту, изящество и аристократичность только в тех произведениях культуры и быта, которые дорого стоят. Простота же, напротив, должна внушать отвращение. Таким образом красивый предмет, не являющийся дорогим, должен признаваться некрасивым.

По ложному пути

Многократно возвращаясь к главной идее своей теории и книги, Веблен настаивает, что возникновение частной собственности, а затем денежной цивилизации, демонстрации денежной силы увело человечество по ложному пути.

Одна из идей Торстейна Веблена (1857–1929) заключается в следующем: главную роль в экономическом развитии должна играть технократия. Поэтому он предлагал передать руководство хозяйственной деятельностью и государством производственно-технической интеллигенции. По его мнению, при правительстве должен существовать своеобразный «мозговой центр» из интеллектуалов — технических специалистов, способствующих более рациональной деятельности государства.

Коротко

Праздный класс в силу своей привилегированности остается консервативным и инертным, потребность сохранить свое имущественное и материальное положение тормозит развитие производства. Веблен настаивает на пагубном влиянии праздного класса на экономические процессы: денежное стяжательство против развития производства, эксплуатация против полезности. Функция праздного класса в развитии общества, по Веблену, — препятствовать развитию, мешать движению вперед, сохранять то, что устарело, являться критикой нововведений, новаторства. Еще один тезис гласит, что консерватизм низших слоев препятствует переменам. Привычка жить в нищете не оставляет этому слою, по мнению Веблена, времени и сил на изменение своего положения.

Современные пережитки доблести Веблен отслеживает во всем, что имеет отношение к соперничеству, состязаниям, войнам и победам. Как в период варварства особым почетом пользовались воины, добывшие победу двумя основными способами — силой и обманом, так и в современном обществе обман и хитрость, приводящие к победе и преимуществу, пользуются уважением и почетом. По мнению Веблена, особое почтение окружает финансистов, добывающих деньги спекуляциями, которые по сути — обман и мошенничество (добытые несметные богатства получаемы путем изворотливости ума, особого специального обучения хитрым трюкам и юридической казуистике). Вера в удачу и страсть к азартным играм, которые также являются достойным элементом праздности, напрямую связаны, несмотря на то что вера в удачу — сохранная архаичность, а страсть играть в азартные игры, несомненно, относится к хищнической, завистнической культуре, рождающей соперничество.

Идеальный праздный класс, по Веблену, — это боги. Священники и другие служители культа, приближенные к божеству, не должны участвовать ни в каких-либо занятиях, ни в каком-либо производительном труде. Суть священничества — служение, Веблен также маркирует его «подставной праздностью», как в случае с домашней прислугой и всеми, кто обслуживает господствующий класс.

Данная книга опередила свое время и сформировала, по сути, бизнес-идеологию XX века. И хотя сегодня все чаще упоминаются новые виды этики, маркетинг и системы ценностей глобальных компаний говорят о том, что проблематика, поднятая Торстейном Вебленом, актуальна как никогда. И как это ни парадоксально, это дает огромные возможности по глобальному позиционированию — с позиций «антипраздного» класса.