Великолепная шестерка
Зарубежные проекты Росатома

Великолепная шестерка

Как идет строительство энергоблоков российского дизайна в Индии

Росатом ведет масштабное строительство атомных станций с реакторами ВВЭР российского дизайна за рубежом. АЭС «Куданкулам», пожалуй, самый длительный зарубежный проект отечественной атомной отрасли. Задуманная в конце 1980-х всего из двух блоков, а теперь уже шестиблочная станция до сих пор активно строится. В 2017 году стартовало строительство третьего и четвертого блоков станции, а в 2021 году — пятого и шестого блоков. Что сейчас происходит на площадке строительства, в чем уникальность проекта и как живут российские специалисты, принимающие участие в строительстве АЭС, разобрался «Вестник атомпрома».

Все и сразу

По проекту АЭС «Куданкулам» состоит из шести энергоблоков. Первые два находятся в эксплуатации, остальные — на разных стадиях сооружения. В центре внимания — энергоблок № 3, где в этом году начнутся пусконаладочные работы.

«Основные строительные работы на блоке № 3 завершены: возведена внутренняя защитная оболочка здания реактора, сооружен вспомогательный корпус, здание турбины, здания электроснабжения нормальной эксплуатации. Все основное оборудование первого контура установлено в здании реактора, выполнена сварка главного циркуляционного трубопровода. Выполняются тепломеханические монтажные работы на системах безопасности и вспомогательных системах реакторного отделения. В здании турбины идет сборка корпусов цилиндров основной турбины. Выполнены работы по возведению здания хранилища свежего топлива для четырех строящихся энергоблоков. К строительному завершению подходят гидротехнические сооружения — комплекс сооружений, предназначенный для охлаждения энергоблоков № 3, 4, 5, 6. По моей грубой оценке, энергоблок № 3 готов на 70%», — рассказывает Дмитрий Саввин, заместитель начальника управления строительства блоков № 3-6 АЭС «Куданкулам».

АЭС «Куданкулам» — атомная электростанция с энергоблоками ВВЭР-1000. Первый энергоблок станции с февраля 2016 года устойчиво работает на проектном уровне мощности 1000 МВт. Второй энергоблок был включен в национальную энергосеть Индии в августе 2016 года. Соглашение с Росатомом о строительстве третьего и четвертого блоков подписано весной 2014 года. В 2021 году началось строительство пятого и шестого энергоблоков станции.

Справка

Внимание на энергоблоке № 3 сконцентрировано на проведении пролива на открытый реактор, перед которым необходимо выполнить важные задачи — ввести в работу опреснительную установку и поставить под напряжение «собственные нужды». Пролив проводится для проверки проходимости трубопроводов активных и пассивных систем безопасности, соединенных с первым контуром, а также для выполнения послемонтажной очистки с химическим анализом проб.

«На энергоблоке № 4 идет возведение зоны локализации аварий до отметки центрального зала здания реактора. Совместно с индийскими коллегами методом Open Top уже установили корпус реактора, парогенераторы, емкости системы аварийного охлаждения активной зоны, блоки главного циркуляционного трубопровода. В этом году планируется начало сварки главного циркуляционного трубопровода», — продолжает Дмитрий Саввин.

На энергоблоке № 5 ведется сооружение внутренних стен ЗЛА (зона локализации аварий). В проектное положение установлена опорная ферма — один из элементов шахты реактора в виде сварной металлоконструкции, предназначенной для надежного закрепления корпуса реактора в бетонной шахте. Ферма выполняет функции по защите реактора от весовых и сейсмических нагрузок. Также на энергоблоке № 5 провели термообработку «сухой защиты». В процессе эксплуатации «сухая защита» будет работать радиационно-тепловым экраном для строительных конструкций шахты реактора.

«На энергоблоке № 6 в здании турбины приступили к возведению стен выше фундаментной плиты. В проекте АЭС «Куданкулам» каналы систем безопасности находятся под зданием реактора, а, например, на Ленинградской АЭС они в отдельном здании систем безопасности. В здании реактора в конце апреля закончили бетонирование пограничной плиты, разделяющей здание реактора и каналов систем безопасности. В ближайшее время планируется установка корпуса ловушки расплава», — объясняет Дмитрий Саввин.

Установка парогенераторов в проектное положение в здании реактора энергоблока № 4 АЭС «Куданкулам» (июнь 2024 г.)

С посевной — к реактору

Все строительно-монтажные и пусконаладочные работы на АЭС «Куданкулам» индийская сторона выполняет своими силами. Российская сторона отвечает за поставку оборудования и разработку проектной документации, а на площадке занимается авторским надзором и техническим сопровождением на всех этапах сооружения и ввода в эксплуатацию энергоблоков (в составе — около 150 сотрудников).

Сейчас на площадке строительства задействовано более 10 тыс. индийских строителей и монтажников. «Индия — протяженная страна, а большинство специалистов и головных офисов находятся севернее, ближе к крупным бизнес-центрам. Часть своего штата сотрудников строительные компании перевезли сюда. Есть и местные сотрудники, — рассказывает Дмитрий Саввин. — У индийцев свои характерные особенности, с которыми нужно считаться. Например, у индийцев есть традиционная организация труда по временам года. Они могут отправляться к себе на родину, в другой штат, допустим, при начале посевной или сбора урожая. Поэтому происходит волновая миграция рабочей силы на площадке».

Тем не менее индийские атомщики стали опытнее и профессиональнее. Особенно те, кто участвовал в строительстве энергоблоков № 1 и 2 на АЭС «Куданкулам». «Индийские специалисты выросли в большинстве компетенций и дисциплин. Также укрепили связи во взаимодействии с российскими коллегами. Вместе с выросшим опытом накопилось много приятных воспоминаний о коллегах — «ветеранах» стройки и о забавных рабочих моментах, — делится Дмитрий Саввин. — Зачастую общаемся на английском языке. Когда проводятся совещания, приглашается переводчик, чтобы максимально понятно донести мысль до всех участников с обеих сторон. Интересный факт: в Индии очень много диалектов. В каждом штате свой диалект, например маратхи, хинди, малаялам, телунгу, поэтому неудивительно, если жители соседних штатов не понимают друг друга. Мы, например, живем среди тамильцев с их местным южным колоритом и особенным диалектом. И английский для многих — это лингва франка».

Подробности

Путеводная звезда

Строительство и запуск блока № 1 сопровождали многочисленные протесты рыбаков из деревень вокруг АЭС. Местные жители считали, что станция испортит экологию в Манарском заливе и лишит их заработка. Уверения в обратном их долго не убеждали, и лишь запуск и работа энергоблока показали, что нет поводов для беспокойства: температура прибрежной воды и океаническое течение остались в норме, рыбы меньше не стало. Теперь же АЭС стала для рыбаков маяком. Большинство местных жителей ловят рыбу в радиусе 10 морских миль от берега, иногда в поисках добычи они отплывают на 20–25 морских миль от берега. «Но даже тогда мы можем видеть красные огни на атомной электростанции. Мы не знаем, почему их установили, но мы можем видеть их издалека и знать, как далеко и в каком направлении мы находимся от побережья», — рассказывал рыбак Прашант из деревни Кутенкули газете Times of India. Огни, про которые говорят рыбаки, — это мигающий свет красных фонарей, установленных на две 100-метровые трубы на АЭС. Фонари служат световым ограждением от воздушных судов. Красный свет виден даже во время тумана и ненастной погоды, а мигание привлекает больше внимания, чем постоянный свет.

Квартиры и поезда

Проживают российские специалисты в небольшом поселке Анувиджай на юге полуострова Индостан. Поселок огорожен, находится под охраной, российские специалисты живут в отдельном жилом комплексе. Россияне отмечают, что поселок очень чистый и тихий, здесь индийцы растят детей, работают, ведут размеренный образ жизни. К российским специалистам местные привыкли давно, еще со времен сооружения двух первых энергоблоков.

«Мы стараемся устраивать свои национальные праздники и приглашаем индийцев, они в ответ с удовольствием вовлекают в свою культуру нас. Пропустить их традиционные празднества сложно, поскольку они зачастую сопровождаются шествиями с танцами, песнями, музыкальным сопровождением — все очень ярко, шумно и эффектно. Хочешь не хочешь — присоединишься», — говорит главный специалист группы реакторного оборудования «Атомстройэкспорта» Анна Лукьянова.

Утром в будни от ворот комплекса, где проживают исключительно российские специалисты, отправляются автобусы до офисного здания. Вечером обратным маршрутом возвращаются в поселок. До других населенных пунктов можно добраться на автобусах, которые регулярно ходят по расписанию, любители индивидуальных путешествий всегда могут поймать рикшу или заказать машину. «Кроме того, по всей стране очень разветвленная сеть железнодорожного сообщения, билеты можно приобрести и в кассах станций, и онлайн. Многие предпочитают именно поезда для перемещения между населенными пунктами — это прекрасная возможность узнать простых индийцев, чем они живут. Они также всегда с интересом расспрашивают об особенностях нашей жизни в Южной Индии, охотно угощают традиционными блюдами прямо в вагоне», — продолжает Анна Лукьянова.

Купить российские продукты тут сложно: поселок Анувиджай и ближайшие города не имеют русских магазинов. Так что подавляющее большинство отпускников, возвращающихся из России, везут привычные для россиян, но редкие в здешних местах колбасу, бородинский хлеб, гречку, сало.

Русский дом и отдых в нем

На территории поселка есть русский клуб. В нем оборудован тренажерный зал со всеми основными тренажерами. Есть сауна, небольшой бассейн и зал для настольного тенниса. Здесь же можно поиграть в бильярд или сходить в библиотеку.

Кроме того, в поселке есть стадион, который считается местом встречи индийцев и российских специалистов. Многие предпочитают бег, атомщики играют в футбол смешанными командами. Здесь же россияне познают тонкости игры в крикет — самую популярную командную игру в Индии.

«Культурная жизнь на АЭС «Куданкулам» кипит с первых дней, с октября 2002 года. Мы наладили дружеские отношения с индийскими коллегами, проводим совместные мероприятия, — отмечает Наталья Хливненко, ведущий специалист отдела обеспечения текущей деятельности. — Карантин из-за коронавируса частично прервал эти контакты, но сейчас все восстанавливается. В 2023 году возобновилась работа кружка индийского танца и секции единоборств. Мы провели турниры по бильярду, настольному теннису и рыбной ловле. Проходят заседания литературной гостиной. Одним из самых ярких мероприятий прошлого года в нашем городке стал кулинарный фестиваль “Сыто-пряно”».

«На выходных многие российские специалисты выезжают за пределы поселка или даже штата. Это отличная возможность для исследования такой страны, как Индия, — разной, очень яркой, самобытной и не похожей ни на какую другую. Каждый штат имеет свой индивидуальный культурный код, уникальную историю, традиции, поэтому появляется своего рода хобби — увидеть как можно больше и проникнуться как можно глубже особенностями индийской культуры, их системой ценностей. Страна очень богата и на исторические достопримечательности, и на природные красоты: океан, горы, леса или протяженные пляжи — легко найти идеальный уголок по своему вкусу», — заключает Анна Лукьянова.

Немного истории

Прорыв в будущее

Из воспоминаний Юрия Иванова, почетного атомщика, вице-президента «Атомстройэкспорта» в 1990-е годы

«В Индии межгосударственное соглашение о строительстве АЭС «Куданкулам» было подписано в 1988 году с Радживом Ганди. До 1991 года мы согласовывали с индийцами экономику, цены, техническое задание. Очень сложно все шло. Они ребята неторопливые, хотя и хорошие профессионалы. Сами много строили. Для них атомная энергетика — это дело государственной важности, они серьезно вкладывают в нее деньги. <…> Наконец, договорились — и тут Советский Союз распался. Естественно, контракт не был подписан, хоть мы его согласовали, запарафировали, но не до индийцев стало. Свои бы проблемы решить. Так вот, в 1995 году мы, то есть АСЭ, начали возобновлять с индийцами переговоры — сами, безо всяких правительств. Поехали в Индию, встретились с ними, поговорили, проявился у них интерес. Никаких постановлений, ничего не было, и в 1998 году Евгений Адамов (в то время министр РФ по атомной энергии. — Прим. ред.) подписал контракт. Разумеется, без поддержки правительства мы бы этого не сделали, но мы этот контракт инициировали. <…> Индийский проект «Куданкулам», как и проект Тяньваньской АЭС, — это проект нового поколения, и создавался он в такие же сложные времена. То есть с одной стороны — нет денег, с другой стороны — прорыв в будущее. Вот характерные черты всех наших зарубежных проектов начала нового века. Только в проекте индийской станции заложено еще больше нововведений, чем на Тяньваньской АЭС, и сложностей с сооружением, соответственно, тоже было больше».