Новые возможности в вечной мерзлоте
Эксперты «Яков и Партнеры» проанализировали перспективы развития крупнейших сырьевых проектов в АЗРФ
В последние годы обострившаяся геополитическая ситуация привела к усилению санкционного давления на российские арктические проекты и разрыву устоявшихся партнерских связей, что требует поиска новых путей развития Арктики. Конкуренция за ресурсы Арктики становится жестче: все больше стран обновляют свои арктические стратегии, увеличивают вложения и активность в этом макрорегионе, рассматривая его как стратегически важный. В этих условиях для успешного развития Арктики России необходимо продолжать реализацию комплексной стратегии и наращивать инвестиции, которые, согласно Стратегии развития АЗРФ до 2035 года (принята в 2020 г.), предусмотрены в этот период в размере порядка 187 млрд долларов США [1].
Регион притяжения
Ведущие государства уже осознали важность Арктики и в последние годы усилили меры по освоению ее ресурсов, инвестируя средства и создавая совместные предприятия. Однако усиливается конкуренция в других сферах. Геополитические противоречия и изменение климата, по нашим оценкам, приведут к росту конкуренции за Арктику в ближайшие 20 лет. Помимо стран, имеющих побережье на Северном Ледовитом океане, интерес к Арктике проявляют и другие государства. Яркие примеры — Китай, который называет себя «околоарктическим» государством, и Великобритания, именующая себя «ближайшим соседом Арктики».
Первый этап освоения ими арктических территорий, по нашему мнению, будет направлен на легитимизацию различных видов деятельности в регионе. Вместе с тем единый документ, определяющий правовой статус Арктики, до сих пор не был выработан. Международное морское право и Конвенция ООН по морскому праву (UNCLOS) регулируют морскую деятельность, но не охватывают многие аспекты континентального шельфа. Прибрежные страны имеют исключительные права на разведку ресурсов шельфа, что приводит к территориальным спорам. Один из показательных примеров — противостояние США и Канады вокруг моря Бофорта, в котором сосредоточены обширные запасы нефти и природного газа.
В свою очередь, Россия претендует на хребет Ломоносова, конкурируя за него с Канадой и Данией. Первые успехи уже есть: в 2023 году Комиссия по границам континентального шельфа подтвердила право России на 1,7 млн км2 хребта. При этом РФ подала дополнительную заявку на часть котловины Амундсена, а также рассматривается возможность заявить о правах на хребет Гаккеля.
Необходимо отметить, что Арктическая зона Российской Федерации играет все более значимую роль в экономике страны благодаря своим богатым запасам полезных ископаемых. На долю этой территории приходится более 60% запасов нефти, что составляет порядка 250 млрд баррелей нефтяного эквивалента. При этом суммарная площадь арктических территорий РФ составляет 4,8 млн км2, или треть всего пространства страны. Здесь также сосредоточены большие объемы твердых полезных ископаемых — около 9,5 млрд тонн. Речь идет преимущественно о золоте, серебре, никеле и редкоземельных металлах.
Более того, АЗРФ обеспечивает значительную часть экономического роста и развития добывающей промышленности. В Арктике расположен крупнейший российский нефтяной проект «Восток Ойл» с ресурсной базой 6,5 млрд тонн малосернистой нефти и планируемой добычей 100 млн тонн в год. В 2024 году 45% добычи нефти приходится на Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО), хотя с 2008 по 2023 год истощение ресурсной базы в регионе привело к сокращению добычи на 19%. Кроме того, в регионе сосредоточено более 80 трлн м3 свободного газа, что составляет более 50% от общих запасов страны. В этой связи компания «НОВАТЭК» начала реализацию масштабного проекта на Гыданском полуострове — «Арктик СПГ 2». Его первая очередь предполагает строительство трех технологических линий общей мощностью 21,4 млн тонн в год с запуском в 2023–2026 годах, а вторая — создание еще линий общей мощностью 19,8 млн тонн СПГ в год с запуском после 2030 года. В настоящий момент работа по проекту приостановлена. Также в Арктике расположено крупнейшее в России Сырадасайское месторождение с запасом 5,7 млрд тонн каменного угля. Первоначально оно было рассчитано на производство до 12 млн тонн концентрата к 2029 году.
При этом Арктика важна для РФ и с логистической точки зрения, так как через эти территории проходит Северный морской путь (СМП). Проход по нему сокращает маршрут между Европой и Азией на 40% по сравнению с Суэцким каналом, что снижает транспортные затраты и время доставки. СМП также имеет ряд других преимуществ: отсутствие угроз пиратства и ограничений по габаритам судов. По данным Росатома, в 2023 году по Севморпути было перевезено более 36 млн тонн грузов. На наш взгляд, развитие маршрута способствует добыче и транспортировке ресурсов, поддерживая экономический рост и усиливая международное влияние России в регионе.
Для обеспечения надежной поддержки навигации на Северном морском пути в декабре 2023 года на орбиту был выведен российский гидрометеорологический спутник «Арктика-М» № 2, в задачи которого входили мониторинг климата и окружающей среды, а также обеспечение стабильной связи. В планах властей — до 2031 года создать и запустить еще четыре таких спутника.
Учитывая обилие сконцентрированных в регионе стратегических ресурсов и логистические преимущества, Арктика постепенно становится зоной геополитического напряжения. Летом 2023 года Северное оборонное сотрудничество (NORDEFCO) — объединение пяти стран Северной Европы с участием союзников по НАТО — провело военные игры «Арктический вызов — 2023», в которых приняли участие 150 самолетов и 3 тыс. пехотинцев. Кроме того, уже зимой 2024-го 8 тыс. военных и военнослужащих стран — партнеров США прошли обучение, главная цель которого — адаптация к суровым условиям работы в Арктике.
Развитие под давлением
Помимо высоких геополитических рисков, Россия вынуждена выстраивать стратегию развития в Арктике с учетом западных внешнеторговых ограничений. Напомним, что на текущий момент на Россию наложено свыше 22 тыс. различных санкций, более 19,5 тыс. из которых действуют с февраля 2022-го. Это больше, чем против Ирана, Сирии, КНДР, Белоруссии, Венесуэлы, Мьянмы и Кубы вместе взятых, свидетельствует статистика от аналитиков Castellum.AI. Санкции затронули авиацию, торговлю, банковскую отрасль, финансовый сектор, а также энергетику.
В ноябре 2023 года проект «Арктик СПГ 2» попал под рестрикции США, что сподвигло инвестора менять подрядчиков, технологии и заключить соглашение с турецкими поставщиками оборудования. В декабре стало известно, что иностранные акционеры проекта — TotalEnergies (Франция), CNPC и CNOOC (Китай), консорциумы Mitsui и JOGMEC (Япония) — приостановили работу над объектом. Позже аналогичные действия предприняла Великобритания. Вопреки беспрецедентному санкционному давлению, первая стадия «Арктик СПГ 2» на текущий момент фактически запущена, а первые партии сжиженного природного газа произведены и готовы к экспорту. Завод пока планирует реализовывать газ через спотовый рынок.
По нашим прогнозам, потребность мирового энергетического рынка в СПГ продолжит расти в среднесрочной перспективе, что позволит России занять на нем лидирующие позиции при успешной переориентации объемов «Арктик СПГ 2». Вместе с тем для наращивания поставок необходимо уверенное развитие флота ледового класса. Несмотря на высокий темп строительства ледоколов, обеспечение крупнотоннажными транспортными судами усиленного ледового класса (танкерами, газовозами, балкерами) остается острой проблемой для всех ключевых арктических проектов страны.
Так, при реализации оптимистического сценария объем добычи углеводородов на ключевых арктических проектах достигнет 210 млн тонн к 2035 году [2]. По нашим оценкам, для доставки сырья на экспортные рынки потребуется около 200 судов [3] ледового класса, в первую очередь танкеров и газовозов. Из существующих в России верфей только ССК «Звезда» может заниматься производством таких судов, но ее мощностей не хватит для полного покрытия потребностей. Также с марта 2026 года, согласно постановлению Правительства РФ № 1964 от 02.11.2022, в Российской Арктике будет запрещена перевозка угля на судах зарубежного производства, что создает дополнительные трудности для наращивания экспортных возможностей по данному типу сырья.
Стоит отметить, что немаловажными остаются технологические риски. Летом 2022 года американская компания Baker Hughes прекратила обслуживание всех российских СПГ-проектов и остановила отгрузку оборудования, включая газовые турбины. На данный момент доля отечественного оборудования в наиболее импортозависимых сегментах производства СПГ — теплообменное и компрессионное оборудование, АПК, мембранные резервуары — составляет до 10%. Российское оборудование пока работает нестабильно, а западное больше не поставляется из-за санкций. В этих условиях бизнесу приходится искать подходящие решения на китайском рынке.
Сейчас оборудование поставлено лишь для проекта «Арктик СПГ 2» мощностью 6,6 млн тонн (9 млрд м3), реализация прочих проектов «НОВАТЭКа» отложена на неопределенный срок. Кроме того, из-за отсутствия американского оборудования в начале 2023 года был приостановлен Сырадасайский угольный проект. Однако уже в октябре того же года стало известно, что первая очередь угольного морского терминала на Таймыре будет построена в 2024-м. Возведение терминала как раз проводится в рамках освоения Сырадасайского угольного месторождения.
Основными причинами остановки реализации СПГ-проектов стали отказы европейских и американских лицензиаров от участия в них и санкционные ограничения. Важно учитывать, что отечественная технология сжижения газа для крупнотоннажного производства «Арктический каскад модифицированный» была запатентована лишь недавно, и техническая база для ее реализации еще не готова. Таким образом, переход к использованию отечественной технологии крупнотоннажного сжижения газа не обеспечен.
Вместе с тем по части приоритетных направлений, которые отражены в долгосрочной программе развития производства СПГ в России, уже появились первые наработки, опытные образцы и примеры успешного промышленного внедрения. Это подтверждает важность расширения собственных разработок в области высокотехнологичного оборудования и доведения их до промышленной эксплуатации.
Точки роста
На наш взгляд, арктические проекты России столкнулись с беспрецедентным давлением в результате введенных санкций. Основные сложности заключаются в отсутствии надежных рынков сбыта для углеводородов, нехватке флота арктического класса для обеспечения перевозок по Северному морскому пути, а также дефиците отечественного оборудования и технологий для производства СПГ и добычи угля. Эти вызовы требуют комплексного подхода и принятия стратегических мер для обеспечения устойчивости и суверенитета арктических территорий.
В этих условиях для успешного развития Арктики России необходимо продолжать реализацию комплексной стратегии, которая включает значимые инвестиции, составляющие около 190 млрд долларов США. Это на порядок выше, чем вложения других стран в этот регион. Впрочем, учитывая растущий интерес к Арктике со стороны недружественных государств, России необходимо быть готовой к дальнейшему наращиванию вложений и адаптации стратегии в ответ на меняющуюся геополитическую обстановку. Это потребует увеличения расходов на арктические проекты и проведения детального анализа текущих показателей реализации, чтобы корректировать планы и дополнить их в части дефицитных минеральных ресурсов.
Вместе с тем одним из важнейших направлений стратегии является развитие отечественного судостроения, особенно создание транспортного флота арктического класса, что обеспечит надежные перевозки по Северному морскому пути и позволит увеличить его грузопоток. Кроме того, по нашему мнению, потребуется разработка и внедрение отечественных технологий для производства СПГ и добычи угля. Работа по этому направлению должна снизить зависимость от импортных технологий и укрепить самостоятельность России в регионе.
При этом критически важно наращивать международное сотрудничество с дружественными государствами, такими как Китай, для реализации совместных проектов в Арктике. Такое сотрудничество поможет привлечь дополнительные ресурсы и экспертизу, а также укрепить международные связи и выстроить оптимальные маршруты к новым рынкам сбыта отечественной продукции. Все эти меры позволят России адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, устранить ключевые препятствия для освоения арктических ресурсов и закрепить свое стратегическое положение в этом регионе.
[1] Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. URL: http://www.scrf.gov.ru/security/economic/Arctic_stratery/
[2] Оценка «Яков и Партнеры», представленная в исследовании «Арктическая зона Российской Федерации: риски и перспективы развития». URL: https://yakovpartners.ru/publications/arkticheskaya-zona-rf-riski-i-perspektivy/
[3] Там же