Ориентация — Север
Почему важны небольшие арктические города и поселки
В марте 2025 года президенту РФ Владимиру Путину представили мастер-планы 16 опорных населенных пунктов Арктики. Стратегические документы разработаны для региональных столиц, маленьких поселков и небольших городов, многие из которых являются портами на Северном морском пути. Чтобы оценить, как изменится СМП вслед за развитием опорных пунктов, «Вестник атомпрома» рассмотрел три мастер-плана небольших населенных пунктов из трех регионов: агломерации Певек — Билибино (Чукотка), агломерации Тикси — Найба (Якутия) и Диксона (Красноярский край).
В поисках опор
К началу нынешнего десятилетия власти осознали, что все масштабные проекты, осуществляемые в Арктике, невозможны без привлечения в пустеющие города новых жителей и удержания существующих. Чтобы понять, как решить эту нетривиальную задачу, государство заказало масштабное исследование, и в начале 2022 года группа экспертов-урбанистов изучила все арктические населенные пункты с численностью более 500 человек. Их анализировали по 60 показателям — от демографии до инфраструктуры. Исследование привело к формированию нового понятия — «опорные населенные пункты», то есть ключевые центры пространственного развития Арктики.
Система критериев для определения опорных населенных пунктов Арктической зоны РФ была построена на основных функциональных характеристиках, фигурирующих в перечне поручений президента РФ от 18.08.2023, в частности:
— выполнение функции в области обеспечения национальной безопасности;
— выполнение функции базы для развития минерально-сырьевых центров;
— реализация экономических или инфраструктурных проектов.
Коротко
Это понятие встроили в 2023 году в государственную политику: правительство утвердило краткий перечень опорных населенных пунктов Российской Арктики и одновременно заказало мастер-планы их развития. В перечень вошли 16 агломераций, состоящих из 26 городов, поселков и сел. Из них к СМП напрямую относятся порты — Архангельск, Мурманск, Игарка, Диксон, Дудинка, Тикси, Певек. Под мастер-планами понимается комплексная схема развития населенных пунктов, включающая планировку территорий, транспортно-логистическую инфраструктуру, социальную и жилищную среду, экономические приоритеты. Цель нового поворота на Север — повысить комфорт проживания, привлечь инвестиции, обеспечить функционирование СМП, улучшить логистику и инфраструктуру.
К началу текущего года мастер-планы были готовы. 27 октября 2025 года правительство после синхронизации мастер-планов с госпрограммами и нацпроектами утвердило реализацию документов. В итоговый перечень опорных населенных пунктов вошло 15 агломераций и городов. На исполнение мастер-планов при формировании федерального бюджета будет предусматриваться не менее 5% от общего объема средств соответствующих государственных программ. Их должны реализовать до 2035 года.
«Мероприятия мастер-планов охватывают весь перечень объектов инфраструктуры, которые необходимы для комфортной жизни местного населения. Предусмотрено строительство и модернизация автодорог, аэропортов, объектов ЖКХ, здравоохранения, культуры, спорта и досуга. Плановые объемы необходимого финансирования — 3,7 трлн рублей, из которых 60%, а это около 2,2 трлн рублей, — внебюджетное финансирование», — сказал Алексей Чекунков, глава Минвостокразвития, в интервью ТАСС.
Другая урбанистика
Урбанисты отмечают, что проекты развития арктических городов требуют особых подходов и применения нетипичных инструментов. В отличие от городов средней полосы России, арктические города представляют собой практически замкнутую городскую экосистему с минимальным внешним воздействием.
«Их специфика в том, что это города-одиночки, города-острова. Они настолько редко расположены в пространстве, особенно в восточной части Арктики, что тут любой город, по сути, является опорным, — рассказывала Надежда Замятина, ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ и один из авторов исследования арктических городов. — Зачастую это единственная точка на сотни километров, где можно получить услуги здравоохранения, банковские (снять пенсию с карточки, например) и государственные услуги. Здесь же расположены пункты полиции, МЧС».
Арктические города сталкиваются с множеством трудностей, связанных прежде всего с суровыми природными условиями. Вечная мерзлота, крайне низкие и быстро меняющиеся температуры, сильные ветра, длительные полярные ночи и дни — все это осложняет строительство, работу транспорта и техники, снижает уровень жизни.
«В Арктике нужна «другая урбанистика», поскольку многие положения современной урбанистики основаны на представлениях о городской среде и принципах развития городов, не применимых к Арктике. В северных городах специфичен характер времяпрепровождения в городе. Это сезонное, летнее «запустение» городов, это привычка северян откладывать траты на время отпуска (что тормозит развитие сферы услуг), это зачастую «быстрая» городская среда: в экстремальных условиях сложно замедлиться на улице — посидеть на лавочке или в той же уличной кофейне: зимой это невозможно из-за холода, летом — зачастую из-за комаров и гнуса, против которых приходится предпринимать специальные меры, которые тоже ложатся на бюджет. Отсюда — иная, чем в средней полосе, роль зелени (гнус мешает наслаждаться растительностью летними вечерами), помещений торговых центров, где, напротив, проводят больше времени», — констатирует Надежда Замятина.
Арктические города возникают в крайне сложных природных и экономических условиях. Поэтому их появление почти всегда продиктовано особой необходимостью, оправдывающей значительные затраты на строительство и поддержание инфраструктуры. Это может быть стратегически выгодное местоположение, например удобная бухта, выделяющаяся на сотни километров безлюдного побережья, либо наличие богатых месторождений полезных ископаемых. Большинство арктических городов России имеют узкоспециализированную экономику, основанную на добыче и первичной переработке природных ресурсов. Другой ключевой функцией арктических поселений является обеспечение функционирования СМП. Зачастую они соединяют обе эти специализации. Рассмотрим подробнее, что запланировано в мастер-планах таких населенных пунктов и как запланированные проекты повлияют на работу СМП.
Агломерация Тикси — Найба
Поселок Тикси, возникший в 1933 году как один из опорных пунктов СМП, расположен в Якутии на берегу Северного Ледовитого океана, недалеко от устья реки Лены. Сейчас здесь живет около 4,5 тыс. человек, а в 1980-е годы население поселка было в три раза больше. В поселке и рядом находятся военные части пограничников, ветровая электростанция, полигон запуска ракет, выводящих в атмосферу исследовательские зонды. В 150 км находится поселок Найба, с которым Тикси объединили в общую агломерацию, когда включали в перечень опорных пунктов Арктики. Мастер-план этой агломерации предполагает два последовательно развивающихся сценария: базовый до 2035 года и оптимистичный до 2040 года.
«В базовом сценарии планируются обустройство поселка Тикси и реновация села Найба, строительство объектов и реализация мероприятий, обеспечивающих безопасное движение по Северному морскому пути. Флагманским проектом этого сценария станет строительство морского порта в районе села Найба. В этот же период планируется обустроить автозимник продленного действия Усть-Куйга — Найба, что позволит завозить генеральные грузы для недропользователей Кючусского кластера, для строительства АСММ в поселке Усть-Куйга, а также изменить схему северного завоза в Янскую группу районов», — сказал министр экономики Якутии Петр Попов на совещании в правительстве Якутии.
Главное преимущество порта Найба — глубина 14 м, что значительно больше, чем в Тикси и других портах арктического побережья Якутии. Это наиболее глубокая природная бухта в регионе, способная принимать крупнотоннажные суда. Поэтому с этим портом связывают большие надежды: с 2035 года планируется реализовать оптимистичный сценарий с доведением грузовой базы терминала в Найбе до приема 10 млн тонн грузов в год за счет разработки месторождений углеводородов.
Что касается социальных объектов, то в агломерации запланировано строительство поликлиники и стационара в Тикси в 2027–2029 годах, постройка модульного здания амбулатории в Найбе и его оснащение медицинским оборудованием и мебелью в 2027–2028 годах. Запланирован капитальный ремонт и оснащение медицинским оборудованием и мебельюдетской поликлиники в Тикси. В 2032 году должно начаться строительство центра спорта и культуры в селе Найба. Планируют строить канализационные очистные сооружения производительностью 2 тыс. м3 в сутки в Тикси и одновременно модернизировать систему водоснабжения поселка. В 2026 году в Тикси планируют провести скоростной интернет.
«Мы подготовили проект обустройства жилых районов, которые будут связаны с детскими садами, школами, культурными, спортивными и другими центрами притяжения сетями закрытых переходов. В архитектуре зданий мы предлагаем реализовать еще одну новацию — принцип арктической архитектуры. Этот принцип основывается на природных элементах снеговых заносов и имеет остроугольные торцы зданий, наклонную скатную кровлю и определенное шахматное расположение объектов», — рассказал на совещании правительства Якутии руководитель Сибирской лаборатории урбанистики Сергей Маяренков, разработчик мастер-плана.
Совокупный объем инвестиций на реализацию мастер-плана агломерации составит более 69 млрд рублей, из которых 62,9% приходится на реализацию проектов в сфере транспорта и логистики, 9,4% — на социальную сферу. На благоустройство и жилье планируется направить 8,3% инвестиций.
Диксон
Поселок Диксон расположен на берегу Карского моря, на полуострове Таймыр в Красноярском крае. Часть поселка находится на материке, часть — на острове Диксон. Но фактически люди и на материке живут как на острове — добраться в поселок Диксон можно только морем или на самолете. Жителей здесь чуть больше 300 человек, которые живут в 7 домах — остальные 56 законсервированы. Через аэропорт Диксона, который принимает рейсы только из Норильска, прибывают тысячи вахтовиков для работы на крупных месторождениях коксующегося угля и золота — на Сырадасайское месторождение и на остров Большевик соответственно.
Разработчики мастер-плана из Института города предполагают для Диксона сценарий базы для вахтовиков. В частности, мастер-план предполагает, что МВД, МЧС, ФМБА России направляют своих сотрудников в Диксон по многолетним контрактам. Сам поселок развивается как база обслуживания СМП: строится база бункеровки и технического обслуживания СМП, база размещения аварийно-спасательного флота, размещается подразделение ФМБА России для устранения последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций. В поселке также запланирована реконструкция аэропорта и создание гостиницы при аэропорте для вахтовиков. Таким образом, Диксон становится опорным пунктом в сфере обслуживания и здравоохранения для 3,5 тыс. вахтовиков. Тем не менее планируется и рост местного населения с нынешних 309 до примерно 900 человек к 2035 году.
Мастер-план предусматривает более 10 млрд рублей инвестиций в создание баз обслуживания и терминалов, 6 млрд — в модернизацию местного аэропорта и 4,5 млрд — в строительство двух новых отелей. Улучшение инфраструктуры позволит промышленным компаниям расширить деятельность в регионе. Сейчас здесь угледобывающая компания «Северная звезда» обустраивает Сырадасайское месторождение, на котором должно будет добываться более 5 млн тонн угля в год. В нескольких километрах южнее нефтяная компания «Роснефть» реализует проект «Восток Ойл», крупное нефтяное месторождение, где планируется добывать более 100 млн тонн нефти в год.
Агломерация Певек — Билибино
Певек — самый северный город России, расположенный на побережье Восточно-Сибирского моря. Это крупнейший арктический морской порт на трассе Северного морского пути. Его экономика основана на добыче полезных ископаемых, включая золото, олово, вольфрам и ртуть, а также на приеме грузов северного завоза и базе СМП.
Город Билибино, находящийся в глубине материка, к СМП отношения не имеет. Тем не менее он задействован в формировании и создании грузов для СМП. Город был основан в 1955 году, когда недалеко было обнаружено первое россыпное золото промышленной концентрации. Добыча этого металла была и остается основой городской экономики. К 1989 году в Билибине жили больше 15 тыс. человек, сейчас в городе живут около 5 тыс. человек, в муниципальном округе — более 7 тыс.
Согласно мастер-плану, Билибино станет базой освоения востока Чукотки, а Певек — воротами в этот район Арктики. Агломерации предстоит развиваться как логистическому узлу для вывоза продукции горнодобывающих предприятий за пределы Чукотки. В частности, меди, золота и серебра со строящегося в Билибинском районе Баимского горно-обогатительного комбината. Питать комбинат энергией будут четыре плавучих атомных энергоблока. Для вывоза продукции комбината строят порт на мысе Наглейнын, к нему из Билибина пойдет дорога. Проектный грузооборот его терминала — около 1,84 млн тонн в год. Создаваемая причальная инфраструктура и объекты акватории порта рассчитаны на обслуживание порядка 50 судозаходов в год.
Мастер-планом Билибина предусмотрена разработка месторождений золота, серебра и других природных ресурсов, строительство физкультурно-оздоровительного комплекса и создание Билибинского кластера науки и техники. Ситуацию с отсутствием свежего мяса и овощей должны исправить новая птицефабрика и тепличный комбинат. Из особо важных пунктов — строительство круглогодичной дороги Певек — Билибино. И, конечно, мастер-план диктует необходимость вкладываться в социальную сферу — ремонт дошкольных учреждений и школ, благоустройство общественных территорий и модернизацию коммунальной инфраструктуры.Согласно демографическому прогнозу, к 2035 году численность постоянного населения Билибинского муниципального района вырастет на 865 человек и составит 8,1 тыс. человек, в городе появятся более 5 тыс. рабочих мест, где будут работать как местные жители, так и вахтовики.
В Певеке для потребностей жителей в свежих овощах тоже предлагают построить круглогодичные теплицы. Сегодня овощи и фрукты в город возят самолетами, и цены на них зашкаливают. В городе начал строиться модульный пищевой комбинат, где будут производить мясные копченые деликатесы, колбасы, соленую и вяленую рыбу, творог, сметану, сливки, сыр. Согласно мастер-плану, Чаунскую ТЭЦ заменят на новую теплоэлектроцентраль, реконструируют Чаунскую больницу, проведут широкополосный интернет и построят комплекс по переработке бытовых отходов. Уже начались работы по модернизации аэропортового комплекса, в планах — жилой микрорайон на 50 тыс. м². Для малого и среднего бизнеса планируют к 2033 году построить технопарк площадью 6 тыс. м².
«В мастер-плане городского округа Певек отмечу еще один значимый момент. Эксперты прописывают, как улучшить качество жизни в национальных селах, в частности через включение традиционных отраслей хозяйства в план развития городского округа», — сообщил Владислав Кузнецов, губернатор Чукотки.
Реализация плана позволит обеспечить рост населения города на 20% (сейчас там около 5 тыс. человек) и создать около 2,5 тыс. рабочих мест.
Цифры
Агломерация Тикси — Найба
к 2035 году
+265% валовой городской продукт*
42 млрд руб. инвестиции в основной капитал**
Диксон
к 2035 году
+290% валовой городской продукт*
80 млрд руб. инвестиции в основной капитал**
Агломерация Певек — Билибино
к 2035 году
+268,5% валовой городской продукт*
944,7 млрд руб. инвестиции в основной капитал**
*темп роста к уровню 2022 года
**накопленный объем инвестиций с 2024 года
Источник: распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 октября 2025 г. № 3014-р об утверждении долгосрочных планов комплексного социально-экономического развития опорных населенных пунктов Арктической зоны на период до 2035 года