Разберём на атомы: экзамен

Разберём на атомы: экзамен

ЕГЭ, вступительные испытания в вузе, собеседования при трудоустройстве, важные переговоры – всё это можно назвать одним словом «экзамен». Это ситуации, в которых нас «проверяют на прочность», оценивают, присваивают определённый уровень квалификации, принимают решение об уровне нашего профессионализма. Как ситуация экзамена влияет на наш организм? Только ли человек может сдать экзамен или искусственный интеллект уже наступает на пятки? И вообще: насколько целесообразен экзамен как часть образовательного процесса? На эти вопросы ответили эксперты сети ИЦАЭ.

Не так страшен экзамен, как подготовка к нему

Рассказывает Алексей Водовозов, российский научный журналист, врач-терапевт высшей квалификационной категории, токсиколог. В прошлом – военный врач, подполковник медицинской службы запаса.

Что такое стресс?
Это способ реагирования на любые внешние угрозы – физические или психологические. То есть, по большому счёту, нормальная защитная реакция организма, как повышение температуры во время инфекции. Но в обоих случаях в один не очень прекрасный момент из физиологической и защитной она может превратиться в патологическую разрушительную – когда внешний фактор (стрессор или микроорганизм) присутствует слишком долго.

Что происходит во время стресса?
Активируются две системы – вегетативная и симпато-адреналовая. Первая отвечает за различные «подзвучки» в оркестре нашего организма (головокружение, потоотделение, тревога, страх), вторая включает режим «бей или беги», мобилизуя ресурсы всех органов и систем на кратковременные боевые действия. Ключевое слово – кратковременное: мы не можем постоянно жить на адреналине, подключается другой гормон надпочечников – кортизол, а вот он в долгосрочной перспективе совсем не полезен. Хронический стресс, к которому вполне можно отнести, например, сессию в вузе или ЕГЭ в школе, снижает эффективность иммунной системы и прочность многих других составляющих нашего организма. Отсюда повышенная чувствительность к инфекциям, обострение хронических болячек, появление новых заболеваний в слабых местах, психологические проблемы. Условия работы тоже могут стать источником хронического стресса.

Нужно ли бороться со стрессом?
На ранних стадиях – нет. Как понять, что пора вмешиваться? Вот некоторые признаки: • постоянное и нарастающее чувство беспокойства; • снижение качества работы с информацией – приходится делать всё более частые и длинные перерывы, запоминается всё меньший и меньший объём; • нарастающая раздражительность: любая мелочь может вызвать вспышку необоснованной агрессии или гнева; • трудности с концентрацией; • постоянное чувство усталости, перерастающее в полную апатию к происходящему; • нарушение сна: ночью трудности с засыпанием, утром – с пробуждением.

Бесполезные способы борьбы со стрессом:
• его «заедание» или, наоборот, «замаривание» голодом;
• погружение в компьютерные игры или мир сериалов;
• попытки срывать накопившуюся агрессию на друзьях или близких;
• увлечение кофе, самостоятельный приём лекарств, особенно рецептурных;
• алкоголь и курение;
• прокрастинация;
• самоизоляция.

Что делать?
Самое главное – не доводить стресс до хронической стадии.

Определите приоритеты. Начните подготовку с тем, которые вы знаете хуже всего, а знакомый материал повторите уже ближе к экзамену или собеседованию, когда мобилизационные ресурсы будут близки к истощению.

Обязательно спите минимум 7–8 часов в сутки. Недосыпание ухудшает все когнитивные функции мозга, да и перемещение информации из кратковременной памяти в долговременную происходит только во сне.

Не перегружайте мозг. Если чувствуете, что уже «не лезет», отвлекитесь на некоторое время – прогуляйтесь на улице, поиграйте на музыкальном инструменте или послушайте любимую музыку, пообщайтесь с друзьями на отвлечённые темы.

Готовьтесь к экзамену в мини-группе из 3–5 человек. Пусть каждый подготовит свою часть темы, а потом расскажет остальным. Так вы подключите к запоминанию дополнительные сенсорные системы и сэкономите время. Кроме того, потренируетесь отвечать.

«Экзамен на человечность»: что умеет искусственный интеллект

Рассказывает Алексей Незнанов, канд. техн. наук, старший научный сотрудник международной лаборатории интеллектуальных систем и структурного анализа факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.

С 1997 года, когда система IBM Deep Blue обыграла в шахматы Гарри Каспарова (в статусе чемпиона мира), прошла почти четверть века. Тем не менее ещё совсем недавно, до революции в нейросетевых моделях, было вовсе неочевидно, сможет ли искусственный интеллект (ИИ) обучиться играм сложнее и, главное, – общению с человеком на равных. Но в 2014 году официально объявляется о первом прохождении ИИ ограниченного теста Тьюринга, хотя серебряной медали премии Лёбнера всё ещё никому не вручили. А в 2015 году компания DeepMind (к тому моменту уже поглощённая Google) представляет систему AlphaGo, выигрывающую в Го у чемпионов мира… После чего все заговорили о новой реальности ИИ. Нам же особенно интересно, что в том же году японские специалисты из Todai Robot Project добились от ИИ стабильного результата, лучше среднего по стране, в японском варианте ЕГЭ (Japan’s standardized college entrance exam). Американские специалисты озаботились этим через два года. Сейчас уже ясно, что формальные письменные экзамены не представляют для ИИ сложности. Гибридные системы на основе объединения глубокого обучения и онтологического моделирования с большой базой знаний справляются с ними. Особенно интересными становятся частные проявления способностей. Например, система GeoS (http://geometry.allenai.org) с открытым исходным кодом умеет решать задачи по геометрии в их стандартном для школьников представлении: формулировка на естественном языке + чертёж. А устный экзамен? Здесь прогресс ещё поразительнее. Рассмотрим его основные вехи на примере уже упомянутой компании IBM. В 2011 году система Watson убедительно выигрывает в Jeopardy! (Её вариант известен в России как «Своя игра».) Но это лишь краткие ответы на чёткие вопросы – проверка эрудиции. Причём периодически система ошибается в интерпретации уже известных ей фактов, составляющих суть ответа на поставленный вопрос. А если ещё потребуется «рассуждать»?..

Разработка Watson продолжилась, причём очень быстро она преобразовалась в платформу, предоставляющую разнообразные сервисы. В 2018 году основанная на этой платформе система Project Debater вышла на уровень чемпионов мира по дебатам, причём даже без подключения к Интернету, зато с распознаванием и синтезом голоса. Отметим, что сейчас интеллектуальные помощники становятся доступными для любого владельца смартфона, не говоря уже о пользователях облачных платформ от Microsoft, IBM и других разработчиков общедоступных сервисов ИИ. А что если ИИ начнёт сдавать ЕГЭ вместо или вместе с условным Васей Пупкиным? Это становится новой реальностью кибербезопасности. В том числе и поэтому при приёме экзаменов с использованием компьютера у человека так важен стал прокторинг [proctoring] – постоянный мониторинг действий экзаменуемого, включая античитинг.

В заключение уточним позицию: важно, чтобы ИИ не мешал, а помогал учиться: активно развиваются средства персонализации обучения, автоматического порождения и проверки заданий, выявления лакун в знаниях и т.п. Объединение же ИИ с виртуальной и дополненной реальностью [VR/AR] полностью меняет наше представление об эффективном учебном процессе… ЕГЭ будет вынужден подстроиться под новую технологическую реальность. И принимать его тоже будет ИИ.

А нужен ли экзамен как проверка знаний?!

Рассказывает анастасия Россинская, канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник МГПУ, директор компании «Квестигра».

Экзамен – это итоговое тестирование, контроль, проверка усвоения пройденного материала. Человек изучил определённый объём знаний, и по традиции нужно убедиться, что он его усвоил. Я считаю, что итоговый экзамен не нужен в принципе, при условии, что обучение построено следующим образом:

• Студенты – активные участники, «приобретатели», причём они не только усваивают знания, но и приобретают и развивают компетенции. Это не только комплекс знаний, это новые навыки, умения, стратегии, чувства, другой подход к выполнению задач. Преподаватель видит, как развивается каждый студент, какой у кого прогресс, и в этом случае формальный итоговый контроль не нужен.

• Разнообразие предлагаемых форматов обучения: диспуты, проектные формы работы, мастерклассы, дискуссии в сочетании с лекциями, семинарами. В такой ситуации каждый студент может проявить себя, показать свои сильные стороны, уровень знаний, и необходимость в итоговом тестировании отпадает.

• И студентам, и преподавателям известны критерии, по которым оценивается успешность: студенты понимают, как нужно себя проявить. По сути, это рейтинговая система, и она уже введена во многих (но не в большинстве, к сожалению) вузах. Каждое действие прописано и регламентировано. Участник образовательного процесса понимает, что присутствие на семинаре даёт ему один балл, например, а выступление – ещё несколько. К концу обучения итоговый экзамен не нужен, так как оценка складывается по итогам работы в течение семестра. Невозможно за одну ночь выучить такой предмет и блеснуть на экзамене. Доказательством успешного обучения будет регулярная работа в течение семестра.

Важно отметить, что сейчас экзамен, в том числе ЕГЭ, – это внешняя мотивация. Какойто взрослый человек сказал, что школьнику для поступления в вуз нужно сдать тест и набрать определённое количество баллов. Но внешняя мотивация намного слабее внутренней. Если человеку нравится предмет, преподаватель, дело, которым он занимается, это внутренняя мотивация, которая даёт гораздо лучшие результаты. Для взрослых внутренняя мотивация – ещё более мощный фактор успешности и эффективности любого процесса. Когда взрослые люди чему-то учатся, они делают это осознанно и они готовы из преподавателя выжать всё возможное. Они фонтанируют идеями, их прямо распирает от энергии. А если я сам что-то осваиваю с удовольствием, мне не нужен экзамен. Я думаю, что экзамен – это очень формализованная форма оценки, и в будущем её заменит что-то вроде портфолио, то есть оценки непрерывной траектории достижений конкретного человека не только в выбранной им профессиональной области, но и во всей совокупности его интересов. Образование уже сейчас начинает выходить за границы формальных рамок, и это прекрасно. Сейчас есть много лекториев, фестивалей науки, в том числе фестивали «КСТАТИ», которые делают Информационные центры по атомной энергии. И ведь молодёжь и взрослые люди приходят туда самостоятельно, потому что им интересны научно-популярные лекции, мастер-классы, а такие форматы тоже способствуют формированию человека, получению новых компетенций.

В общем, будущее не за созданием себе и другим хронического стресса в виде бесконечных экзаменов, тестирований и прочих «проверок на прочность», а за системным наращиванием уровня профессионализма, приобретением и развитием новых компетенций. И это вполне можно делать без экзаменов. А помогут нам в этом самоорганизация и искусственный интеллект!