Атомное сердце ВДНХ

Атомное сердце ВДНХ

Подошёл к концу первый этап международного открытого конкурса на разработку архитектурной концепции павильона атомной энергии на территории ВДНХ.

В Москве снова есть ВДНХ! В состав возрождаемой выставки, которая вернула историческое название, будут включены павильоны высокотехнологичных корпораций, таких как Роскосмос, Росатом и Ростехнологии.

О создании павильона Росатома на ВДНХ слухи ходили уже несколько лет, при этом первоначально речь шла о павильоне № 71. Ясность в этом вопросе появилась около года назад, когда стало известно, что атомной отрасли будет выделен предназначенный под снос павильон № 19 – довольно невзрачное одноэтажное строение, не имеющее исторической и культурной ценности. До его возведения в шестидесятых годах двадцатого века на этом месте находились павильоны Таджикистана и Татарстана.

По словам Сергея Кириенко, генерального директора Росатома, «мы хотим, чтобы павильон был в равной степени интересен людям разного возраста и рода занятий, чтобы он поражал воображение не только информативностью экспозиций, пониманием технологий, но и стал актуальной площадкой для обмена мнениями, вовлекал людей в дискуссии по научным и техническим вопросам».

Площадь участка под застройку – 6900 м2. Участок имеет форму квадрата. Павильон должен иметь несколько этажей, включая подземный, и общую площадь 15 000 м2.

Для разработки архитектурной концепции Росатом начал проведение международного открытого конкурса. К участию в конкурсе были приглашены профессиональные российские и зарубежные компании, зарегистрированные не менее 5 лет, основным видом деятельности которых является архитектурное проектирование, обладающие опытом реализации проектов строительства объектов культурного или образовательного назначения, имеющие допуск к выполнению работ по разработке проектной документации на территории Российской Федерации.

Зарубежным компаниям, не имеющим специального разрешения на осуществление архитектурной и проектной деятельности на территории Российской Федерации, было разрешено войти в сотрудничество с российским партнером, имеющим данное разрешение. Таким правом воспользовался 21 участник конкурса.

 

СОСТАВ ЖЮРИ

Сергей Кириенко – генеральный директор госкорпорации «Росатом», сопредседатель жюри

Сергей Кузнецов –главный архитектор Москвы, сопредседатель жюри

Александр Цыбайкин – главный архитектор ОАО «ВДНХ»

Андрей Гнездилов – главный архитектор ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»

Антон Белов – директор Музея современного искусства «ГАРАЖ»

Владимир Погребенко – генеральный директор ОАО «ВДНХ»

Дмитрий Ликин – главный художник Первого канала

Екатерина Ларионова – заведующая кафедрой территориального развития ИОН (ФГУ) РАНХиГС

Майкл Хенкер (Германия) – Президент ICOM

Маcсимилиано Фуксас (Италия) – архитектор, президент Fuksas Studio

Михаил Старостин – Das Werk, автор коммуникационной концепции павильона

Рем Колхас (Голландия) – архитектор, основатель архитектурного бюро OMA

Сергей Новиков – директор департамента коммуникаций госкорпорации «Росатом»

 

Первый шаг

В рамках первого этапа каждый участник предоставлял эскизную концепцию, портфолио и описание рабочей команды.

Компетентное жюри проводило оценку как эскизных концепций, так и оценивало квалификацию и опыт участников. Выбор был непростым, заседание жюри продолжалось четыре часа, многие участники уже на этапе эскизных концепций детально проработали и внешний облик здания, и конструктив, и предполагаемые материалы для использования, что показало серьёзность подхода и ответственность задачи.

«К созданию такого амбициозного, сложного с точки зрения архитектурного и концептуального решения павильона был проявлен большой интерес, – пояснил директор департамента коммуникаций Росатома Сергей Новиков. – Однако не все 143 архитектурных бюро, приславших заявки, смогли выполнить ТЗ. В итоге жюри, которое чувствует свою ответственность при создании на территории Москвы исторического здания, выбирало 6 из 47 представленных концепций. Это был непростой выбор, ведь построить с нуля павильон на ВДНХ – это равносильно вкладу в архитектуру города. Ведь нас уже не будет, а посетители выставки должны гордиться павильоном, который не должен устареть даже через 100 лет».

 

118 ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ БЫЛО ПОДАНО НА КОНКУРС; 49 КОНКУРСНЫХ ЗАЯВОК ПОЛУЧЕНО В РЕЗУЛЬТАТЕ ПЕРВОГО ЭТАПА; 21 УЧАСТНИК СФОРМИРОВАЛ КОНСОРЦИУМ И ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ В СОСТАВЕ КОНСОРЦИУМА С ИНОСТРАННЫМИ ПАРТНЕРАМИ ИЛИ В СОСТАВЕ НЕСКОЛЬКИХ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ (ЭТО КОПМАНИИ ИЗ ГЕРМАНИИ, ИТАЛИИ, США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ, КАНАДЫ И ГОЛЛАНДИИ).

 

В результате четырехчасового заседания жюри выбрало шесть финалистов конкурса.

Росатом выражает искреннюю благодарность всем участникам конкурса и с нетерпением ждёт результатов следующего этапа конкурса. Наш журнал, в свою очередь, готов собрать все комментарии читателей и передать их жюри конкурса.

«Редко представляется случай создавать национальный музей – тем более Музей атомной энергии, – делится впечатлением куратор проекта Ирина Киреева, главный специалист историко-культурного центра Росатома. – Проект амбициозный, масштабный, важный не только для Росатома, но и для всей страны. Результаты первого этапа конкурса показали большой интерес к поставленной задаче.

Несмотря на жесткие требования к участникам, мы получили очень много заявок, в конкурсе были представлены многие известные российские и иностранные архитектурные бюро, но, что особенно важно, уже на этом этапе привлечены международные эксперты в области музейного планирования, разработки экспозиций. Для нас очень важно, что участники так серьёзно подошли к работе, и это вселяет уверенность, что проект будет реализован на самом высоком уровне. Об этом говорят и имена финалистов, прошедших во второй этап конкурса».

 

ШЕСТЬ ФИНАЛИСТОВ, КОТОРЫЕ ПРОШЛИ ВО ВТОРОЙ ЭТАП КОНКУРСА. ДАЛЕЕ КАЖДОМУ ИЗ НИХ ПРЕДСТОИ РАЗРАБОТАТЬ ДЕТАЛЬНУЮ АРХИТЕКТУРНУЮ КОНЦЕПЦИЮ ПАВИЛЬОНА

1. «Евгений Герасимов и партнеры»

(Россия, Санкт-Петербург)

2. «Итал Инжиниринг Интернешнл»

Archea Assotiati, Zanetti Design

(консорциум: Россия – Италия)

3. ABD Architects

(Россия, Москва)

4. IND Architects, FR-EE

(Россия, США)

5. СПиЧ, RAA (Ralph Appelbaum Associates)

(Россия, США)

6. UNK Project

(Россия, Москва)

 

 

1. АТРИУМ-НЕЙРОМАТРИЦА

1

«Надёжность и инновации, основанные на опыте предыдущих поколений»

Разработчик: ООО «Евгений Герасимов и партнёры» (Россия, Санкт-Петербург).

2

Решение: Концепция представляет собой комбинированное фасадное решение. Этот приём позволяет уместно вписать новый павильон в сложившийся ландшафт ВДНХ и подчеркнуть инновационность отрасли, которая основывается на надёжности и опыте предыдущих поколений.

 

2. ЧИСТАЯ ФОРМА

3

«Символ атома, заключенный в сферу, как монументальный ориентир»

Разработчик: ООО «Итал Инжиниринг Интернешнл», Archea Assotiati, Zanetti Design (консорциум: Россия – Италия).

4

Решение: Павильон представляет из себя сферический атом, возвышающийся над землёй и облачённый в сферу, располагающуюся на земле. Сфера, в свою очередь, заключена в прозрачный куб высотой 30 метров. Стороны куба представляют собой медиафасад.

 

3. УРАН-235

5

«Многогранность задач»

Разработчик: ABD Architects (Россия, Москва).

5 1

Решение: Конструкция павильона располагается на опорах на высоте 6 метров от уровня земли. Служит для защиты музея от осадков. Сфера, диаметром 40 метров, является центральной частью композиции, основой для медиафасада и включает в себя панорамный лекторий.

 

4. ПАВИЛЬОН «РЕАКТОР»

7

Разработчик: IND Architects, FR-EE (Россия, США).

6

Решение: Снаружи здание представляет из себя элегантную структуру и яркий интерактивный фасад, который привлекает внимание прохожих на территории ВДНХ. Нейроматрица – величественное сферическое объёмное пространство в центре павильона, предоставляющее вдохновлённой аудитории доступ к образовательной информации.

 

5. ПАВИЛЬОН «АТОМ»

8

«Легкость и современность облика»

Разработчик: СПиЧ, RАА (Россия, США).

9

Решение: Для интеграции в среду ВДНХ, а также для соблюдения необходимой высотности объекта (12,5 м высота стилобата над уровнем земли, не более 30 м высота купола над уровнем земли) концепцией предусмотрено частичное понижение отметки земли на участке, что позволяет воплотить идею динамики объекта в нескольких плоскостях.

 

6. HUMAN BEING

10

«Меняющаяся живая структура, взаимодействующая с посетителем»

Разработчик: UNK Project (Россия).

11

Решение: Предложенное решение – это шар, расположенный в интерактивной пространственной сетке. Медиафасад оснащён светодиодными светильниками. Сетка позволяет показывать 3D-изображения, используемые технологии позволяют реализовать интересные визуальные эффекты. Конструктивная схема эстетична, безопасна и предполагает всесезонную эксплуатацию.