Дедлайн длиною в тысячу лет
Лето – лучший разговор о времени. Год как будто замирает, разморенный городской жарой, чтобы, как через час после пропущенного будильника, помчаться навстречу новым свершениям сентября. Только летом планы на долгожданный отпуск прекрасно уживаются с ленивыми размышлениями о вечности, а проекты с дедлайном в следующем тысячелетии совсем не кажутся абсурдом.
Последнее предложение – вовсе не гипербола. У Росатома действительно появился проект, ориентировочный срок реализации которого – 3015 год. Пугающая дата тут – не доказательство находчивости ленивого менеджера, а свидетельство об интеграции российской атомной отрасли в индустрию современного искусства. Госкорпорация стала партнером музея современного искусства «Гараж» по созданию первого в мире произведения искусства из радиоактивного материала – «Черного квадрата XVII» американской художницы Тарин Саймон.
Механика проекта проста: выполненную из остеклованных радиоактивных отходов аллюзию на «Черный квадрат» Малевича вместе с письмом потомкам, написанным Тарин Саймон, поместили в железобетонный контейнер в хранилище завода «Радон» около Сергиева Посада. Там произведение искусства будущего пролежит около тысячи лет, пока не потеряет своих радиоактивных свойств. Затем «Черный квадрат» займет свое место в специально созданной и пока пустующей нише «Гаража».
Утопия, скажете вы? Авторы проекта не исключают, что его жизнь в искусстве отойдет от намеченного ими плана, однако, как часто бывает в современной арт-индустрии, вопросы, которые объект вызывает здесь и сейчас, важнее его долговечности.
Какой будет культура через тысячу лет, и будет ли она вообще? Что скажет упоминание «Черного квадрата», перевернувшего представление об искусстве наших предков, нашим потомкам? Что чувствует художник, сознательно откладывающий завершение своего проекта на время, когда его уже не будет в живых? Как управлять непредсказуемым будущим и чем взгляд на время художника отличается от взглядов ученых и специалистов в области ядерных отходов?
Словом, вопросов больше, чем ответов, но в этом философская прелесть. «Мне спешить некуда. У меня впереди – вечность», – любил шутить один поэт.
У нас же, если вдуматься, осталось совсем немного лета, чтобы поразмышлять над непреходящим значением искусства, да и просто над окружающим миром. Потом думать будет некогда, надо будет делать.