Зарубежные проекты — ключ к росту в новой реальности

Зарубежные проекты — ключ к росту в новой реальности

Международный рынок – это важное направление, которое в ближайшие годы может позволить сохранить прежние темпы развития атомной отрасли.

Цикличность спадов и подъемов в экономике настолько же неизбежна, как и смена времен года, а циклы – это своего рода форма существования экономических процессов. И одна из главных трудностей заключается в невозможности точно предсказать, когда закончится подъем и начнется спад. Мировой опыт показывает, что, как правило, вектор меняется неожиданно.

В двухтысячные годы, в период бурного роста экономики, в России резко возросла потребность в новых энергомощностях. Это нашло свое отражение в энергетической стратегии, предполагавшей стабильный рост энергопотребления и строительство новых электростанций для его покрытия.

Мировой экономический кризис 2008 года заставил взглянуть в будущее более реалистично. А последующее замедление темпов роста российской экономики затронуло практически все сферы, включая энергетику, являющуюся своего рода индикатором экономического развития. Спрос на электроэнергию внутри страны перестал расти, и госкорпорации «Росатом» – одному из ведущих игроков на электроэнергетическом рынке России – пришлось задуматься о корректировке своей стратегии, в частности связанной с работой концерна «Росэнергоатом», названного главой Росатома Сергеем Кириенко локомотивным предприятием, от которого зависит успешность атомной отрасли в целом.

1 9

Никаких других решений не существует, чудес нет!

«Темпы роста экономики страны оставляют желать лучшего. Очевидно, что спрос на электроэнергию не растет прежними темпами. Мы попали в новую реальность, в которой никогда не находились», – констатирует глава Росатома. Сергей Кириенко видит два основных направления, в которых необходимо двигаться в новых условиях: «Если рассчитывать на масштабное увеличение доходов в РФ невозможно, то решения всего два: внутри страны со- кращать издержки и повышать эффективность, второе – попробовать добрать недостающее на внешнем рынке. Никаких других решений не существует, чудес нет. А вот эти две задачи являются приоритетными для концерна». Глава госкорпорации считает, что международный рынок – это важное направление, которое в ближайшие годы может позволить сохранить прежние темпы развития атомной отрасли и концерна «Росэнергоатом» благодаря конкурентным преимуществам, связанным с недавней девальвацией рубля.

«Важное направление развития концерна – внешний рынок… Внутри страны есть ограничения, и надо понимать, что они не на полгода и не на год, а как минимум на несколько лет, если не больше. Значит, надо пользоваться возможностями внешнего рынка. Просто не будет. Нас там никто не ждет, а уж с санкциями-то тем более. С другой стороны, там нет таких про-блем с ростом рынков потребления электроэнергии – это первое. Второе: девальвация рубля дает уникальные возможности, благодаря которым наши конкурентные преимущества стали несопоставимо больше», – говорит Сергей Кириенко.

Стратегия выхода на внешние рынки предполагает развитие по двум направлениям. Первое – строительство АЭС на территории России с дальнейшим экспортом электроэнергии в другие страны. «Это проекты строительства атомной станции на территории России, но с экспортом электроэнергии за рубеж. Под валютную цену, с валютной выручкой, с соответствующим регулированием. Ключевой пример –это Балтийская АЭС. Понятно, что в условиях жесткой обстановки по санкциям нам пока нужно держать паузу, но проект остается реализуемым, им надо заниматься», – убежден глава Росатома.

2 9

Один из таких проектов может быть реализован в Дальневосточном регионе – строительство АЭС на Дальнем Востоке с последующим экспортом электроэнергии в Японию и Китай.

«На Дальнем Востоке есть интерес к таким проектам и под Японию, и под Китай с размещением АЭС на территории РФ. Надо обсуждать с регионом, надо обсуждать условия, но это возможные проекты, конечно, их сложно реализовать, но если мы такой проект поднимаем, то эффективность и экономика не сопоставимы: и цена другая, и валютная стоимость киловатт-часа», – подчеркивает Сергей Кириенко.

Второе направление – участие в сбытовом бизнесе за рубежом. Причем входить в сбытовой бизнес, по мнению главы Росатома, целесообразно еще до заключения контракта о строительстве Россией атомной станции в этой стране: «Следующее – сбыт за рубежом. Причем очень важным здесь является обратная последовательность. Не обязательно использовать конструкцию, предполагающую сначала строительство станции – турецкой, финской, а потом уже поиска возможности участия в продаже её электроэнергии. Наоборот! Возможна и обратная история – необходимо заранее залезать в сбыт. Не только продавать электроэнергию от тех станций, где мы выступаем инвестором, но и наоборот. Мы будем ставить блоку развития международного бизнеса задачи приходить в ту страну, где вы уже вошли в сбыт и там пытаться создать проекты типа BOO».

4 9

Самый большой портфель заказов в мире

Международная деятельность всегда была одной из важных составляющих работы Росатома. Так, на сегодняшний день портфель заказов госкорпорации включает 30 атомных энергоблоков в 12 странах, и еще по более чем 10 проектам идет переговорный процесс. По словам Сергея Кириенко, это самый большой портфель заказов в мире. За последние несколько лет портфель заказов вырос в 5,5 раза.

И госкорпорация не намерена останавливаться на этом результате. Так, к 2020 году объем 10-летнего портфеля зарубежных заказов Росатома может увеличиться до $150 млрд со $101,4 млрд по итогам 2014 года. Глава Росатома подчеркивает, что за последние годы корпорация не проиграла ни одного открытого тендера. «Везде, где объявлялись открытые тендеры, мы эти тендеры выиграли. Собственно за счет этих тендеров портфель вырос в 5,5 раза. Сейчас получается, что полный портфель заказов – более $300 млрд, и он продолжает нарастать. И наша задача в ближайшие годы – продолжать его усиленно наращивать».

5 9

Зарубежные стройки Росатома

В настоящее время в процессе реализации находятся следующие международные проекты:

АЭС «Аккую»в Турции – сооружение 4 энергоблоков с реакторами ВВЭР мощностью 1200 МВт каждый;

АЭС «Куданкулам» в Индии – 3 энергоблока ВВЭР-1000;

АЭС «Ниньтхуан» во Вьетнаме – 2 энергоблока ВВЭР-1000 или ВВЭР-1200;

АЭС «Руппур» в Бангладеш – 2 энергоблока ВВЭР-1000;

Тяньваньская АЭС в Китае – 2 энергоблока ВВЭР-1000;

АЭС «Ханхикиви-1» в Финляндии – 1 энергоблок ВВЭР-1200;

Белорусская АЭС в Беларуси – 2 энергоблока ВВЭР-1200.

Среди потенциальных проектов, находящихся в разной степени проработки, строительство АЭС в таких странах, как: ЮАР, Индонезия, Аргентина, Бразилия, Нигерия, Египет, Казахстан, Индия, Китай, Саудовская Аравия, Лаос и других.

Особо стоит отметить тенденцию к изменению мировой географии строительства АЭС. Так, если раньше основной объем строительства энергоблоков приходился на развитые страны, такие как США и Европа, то сегодня самый большой спрос на сооружение АЭС отмечается в Юго Восточной Азии, Китае, Индии, Малайзии, Таиланде, Вьетнаме, Индонезии, странах Северной Африки.

Росатом вынужден работать на международном рынке в условиях жесткой конкуренции. И количество стран, предлагающих свои услуги на рынке строительства АЭС, растет. Появляются новые игроки, использующие дешевые кредиты как инструмент, повышающий конкурентоспособность своих услуг. «Тех, кого мы считали конкурентами последние 10 лет, мы переиграли. И американцев, и французов, и японцев, по разным причинам… Но свято место пусто не бывает. Это место начинают заполнять китайцы и корейцы. Недавно был в Китае, разговаривал с некоторыми министрами и руководителями стран, с которыми мы ведем работу. Их начинают тотально обрабатывать, предлагая кредит в 3, в 4, в 5 раз дешевле, чем может дать РФ. Просто заливая деньгами, включая инструменты политического давления. Китай сегодня уже может себе это позволить, особенно по отношению к развивающимся странам», – отмечает Сергей Кириенко.

При этом финансовые возможности Росатома не столь велики, как, скажем, у китайских компаний. В существующей экономической ситуации госкорпорации становится все сложнее брать кредиты у государства для зарубежных строек. Необходимо искать новые пути финансирования либо строить за счет средств заказчика. Возможны варианты привлечения к проектам третьих стран в качестве инвесторов или совладельцев. По мнению главы Росатома, в краткосрочной перспективе конкурентные преимущества может дать девальвация рубля. А в долгосрочной необходимо делать ставку на технологическое превосходство России над конкурентами.

«В долгосрочном периоде мы должны обыгрывать за счет новых технологических предложений. Копировать китайцы умеют, создавать свое не умеют. Мы должны их переиграть «в короткую», продлив это «окно возможного» за счет девальвации рубля и за счет повышения собственной эффективности, а «в длинную» – за счет правильного предложения следующего поколения технологий», – считает глава госкорпорации.

6 9

Миссия Росатома – содействие в развитии стран и людей

О работе Росэнергоатома в других странах рассказывает заместитель генерального директора – директор по бизнес-развитию ОАО «Концерн Росэнергоатом» Борис Арсеев: «Наша работа на международном рынке идет по двум направлениям. Первое связано со станциями, которые уже работают (станции в первую очередь российского дизайна). Мы оказываем поддержку как в эксплуатации, так и в сервисных услугах, проведении ремонтных работ и модернизации. Подобные услуги мы оказываем во всех странах, где работают российские АЭС. Основные наши партнеры – это Болгария, Венгрия, Китай, Индия, Иран. 

Второе направление – сотрудничество со странами – новичками ядерного клуба по вопросам развития инфраструктуры, помощи на этапе создания эксплуатирующей организации и дальнейшей эксплуатации АЭС, оказания сервисных услуг и подготовки персонала для обслуживания новых энергоблоков. Отдельно оказываются услуги на этапе строительства АЭС, например мы предлагаем автоматизированную систему управления технологическим процессом (АСУ ТП) от нашего института ВНИИЭФ.

Во всех странах-новичках, куда Росатом приходит со своей технологией,Росэнергоатом является ответственным за оказание содействия в развитии ядерной инфраструктуры. Это помощь в создании законодательной базы, обеспечивающей функционирование ядерной энергетики, помощь в создании и развитии регулятора (аналога нашего Ростехнадзора). Большая работа проводится по подготовке персонала, который будет принимать оборудование, результаты строительства и готовить станцию к дальнейшей эксплуатации, что позволит стране-новичку стать профессиональным заказчиком атомной стройки, что также входит в понятие ядерной инфраструктуры.

Во всех новых странах, куда Росатом направляет свое внимание, это Гана, Нигерия, Индонезия и другие, мы можем стать партнерами для создания их ядерной инфраструктуры в соответствии с принципами, сформированными МАГАТЭ. Концерн в лице своего единого окна – Русатом-Сервис – выступает для заказчика партнером по вопросам эксплуатации и сервиса для будущей АЭС. Мы стремимся подписывать контракт на создание, поддержку и эксплуатацию сервиса практически одновременно или сразу вслед за подписанием генконтракта на строительство АЭС. Обычно страны-новички увязывают все услуги в единый пакет, куда входят и стройка, и развитие инфраструктуры и обучение персонала. И Росатом при заключении контракта дает наиболее объемное предложение по перечню услуг.

Строительство АЭС и создание ядерной инфраструктуры служит мощным фактором для развития страны в целом, вывода местных компаний на более высокий уровень производства. Это и формирование новых подходов к безопасности, принятие новых законов и правил, локализация. Подготовка персонала – тоже очень серьезная тема. Понятно, что без профессиональных кадров ни один агрегат не будет функционировать. Не будет преувеличением сказать, что деятельность концерна на международном рынке – это не только зарабатывание денег, но и большая ответственность, помощь стране стать обладателем и профессиональным пользователем атомной энергетики. Это своего рода миссия Росатома – оказывать содействие в развитии стран и людей в целом. Мы готовы делиться своим опытом, и не малым – ведь нашей атомной отрасли исполнилось уже 70 лет!».

«Миссия» это очень точное слово, характеризующее роль Росатома в создании стабильности отношений между различными государствами. Сотрудничество в атомной сфере содействует настоящему сближению между странами.

Сближению, превосходящему политические разногласия и сиюминутную конъюнктуру. Ведь создание ядерной инфраструктуры, обучение персонала, строительство и дальнейшая эксплуатация АЭС – это процесс, прочно связывающий страны на многие десятилетия!