Успеху горы — не помеха
Армянская АЭС: её не сломило ни землетрясение, ни время. Уникальное оборудование и системы безопасности, японские амортизаторы и одни из самых высоких в мире металлические конструкции – в нашем репортаже технические решения для сейсмоопасной зоны.
Особенности рельефа и точный расчет. Как создавали Армянскую атомную станцию?
Армянская АЭС – первая и единственная станция в Закавказье – уникальное техническое решение советских атомщиков. Над проектом без преувеличения работала вся страна. Буквально с нуля создавалась специальная нормативная база.
Армянская АЭС – единственная в регионе, расположена в 30 км к западу от Еревана. Состоит из двух блоков, которые были сданы в эксплуатацию в 1976 и 1980 годах. На момент постройки вобрала в себя все передовые технологии атомного машиностроения. Энергоблок с реакторной установкой ВВР-440 представлял собой улучшенный и модернизированный вариант третьего энергоблока Нововоронежской АЭС.
В августе 1969 года был утвержден проект первой очереди Армянской АЭС. И уже в 1977-м ее ввели в эксплуатацию. Это была первая атомная станция Закавказья с начала строительства всех АЭС в Советском Союзе.
Всего за 30 секунд мощные подземные толчки разрушают здания почти всей северной части Армении. Землетрясение выводит из строя более 40% промышленного потенциала всей республики. Дежурный начальник смены на АЭС посылает тревожный сигнал в Москву. Принимается решение экстренно остановить реактор.
В тот день, 7 декабря 1988 года, на атомной станции всё было как обычно. По случайному совпадению там были и сотрудники, приехавшие на так называемый пыльный день, или доработку часов. Эта случайность оказалась спасительной. Армянская АЭС и город атомщиков Мецамор устояли, но дальше – в радиусе 40 км от станции – все строения лежали в руинах.
Число погибших и раненых от землетрясения только предстояло подсчитать. Расчеты проектировщиков и строителей оказались верными. Станция практически не пострадала. А уникальное расположение и устойчивость конструкции АЭС к 8-балльному землетрясению позволили сохранить ее работоспособность Гера Серикян, заместитель генерального директора АЭС по продлению срока эксплуатации, поясняет: «На стадии проектирования были внесены серьезные изменения в конструкцию станции, которые гарантировали сохранность оборудования при различных сейсмических событиях. К тому же под расположение нашей станции было выбрано верное место: станция стоит на базальтовой плите, на монолите, который нивелирует колебания».
Все самые важные узлы и агрегаты энергоблоков станции были установлены на гидроамортизаторах, изготовленных по специальному заказу японской фирмой и впервые установленных в СССР непосредственно на Армянской АЭС. Механизмы приводились в действие, как только сигнал от сейсмодатчиков, фиксировавших земные колебания, поступал на блок управления станцией.
«Гидроамортизаторы установлены на всем основном оборудовании первого контура, на парогенераторах, на главных циркуляционных насосах и главных запорных задвижках. На пункте контроля, который ежесменно контролируется операционным персоналом, показывается состояние гидроамортизаторов, наличие в них рабочей среды», – поясняет Гера Серикян.
Ее не сломило ни землетрясение, ни время. Такие заключения сделала российская комиссия после обследования станции
Даже если бы сила толчков в районе станции оказалась бы такой же, как в эпицентре землетрясения – в Спитаке, запаса прочности, заложенного в проекте АЭС, и усилий амортизаторов по погашению колебаний все равно бы хватило, чтобы спасти реактор от разрушения.
В архиве нижегородского института «Атомэнергопроект» по армянской атомной станции накопилось несколько десятков томов. Здесь есть заключение комиссии, которая работала на станции сразу после землетрясения. Согласно ее выводам, станция практически не пострадала и осталась в работоспособном состоянии. Это же подтвердила еще одна комиссия, созванная в 1995 году перед повторным пуском станции. На основе этих данных атомной электростанции была дарована вторая жизнь.
Вспоминает Владимир Чистяков, главный инженер института «Атомэнергопроект» (1988–2009): «Наша группа, численностью порядка 10 человек, вылетела специальным самолетом на Армянскую атомную станцию и там находилась в течение месяца.
Первым делом был проведен осмотр всех систем станции, осмотр оборудования, осмотр строительной конструкции, осмотр гидротехнической части. Было подтверждено, что фактически все системы работоспособны. И станция работала до момента, когда была остановлена уже по совсем другим причинам».
Еще одно техническое решение советских атомщиков: сейсмоустойчивые градирни, которые также выдержали удар стихии. Конструкции градирен Армянской атомной электростанции уникальны. Они цельнометаллические. По проекту конструкторов они более устойчивы в сейсмоопасной зоне – это притом, что высота конструкций 110 метров, они считаются одними из самых высоких металлических градирен в мире.
В числе экспертной комиссии были и атомщики из Санкт-Петербургского института «Атомпроект», которым поручили обследовать состояние градирен. Сразу после землетрясения в декабре 1988-го специалистов больше волновала остановка энергоблоков Армянской АЭС, ведь в тот момент было просто не до градирен. Вердикт: конструкции в плачевном состоянии, но еще послужат.
Как наука дала толчок развитию современных систем безопасности АЭС
В начале 90-х Армения столкнулась с катастрофическим дефицитом электроэнергии. Предприятия остановились, а в квартирах жителей республики свет подавался строго по часам. Правительству страны стало понятно, что без использования законсервированной атомной станции уже не обойтись. И снова очередная проверка подтвердила ее работоспособность.
По специальной программе МАГАТЭ была проведена сейсмическая переоценка станции. В программе участвовали многие международные организации, более того, сейчас подтверждено, что Армянская станция выдержит достаточно мощные землетрясения порядка 8 баллов.
В 2015 году после проведения более полутора тысяч мероприятий по повышению безопасности Армянской АЭС и подписания межправительственного соглашения между Россией и Арменией было дано еще одно разрешение на продление срока эксплуатации второго энергоблока станции. Армения доверила Росатому свою единственную в стране АЭС. Бесценный опыт, полученный в ходе ее строительства и эксплуатации, российские атомщики с успехом применили в разработке современных элементов защиты атомных станций поколения 3+, особенно в тех странах, где существует опасность землетрясений.
Если сегодня посмотреть мировую карту проектов госкорпорации «Росатом», то сразу четыре станции, не считая Армянскую, входят в зону повышенной сейсмической активности.
Это АЭС «Аккую» в Турции, первая на всем Ближнем Востоке атомная электростанция «Бушер» в Иране, станция «Куданкулам» в Индии, первый блок которой был включен в национальную энергосистему Индии в 2013 году, и еще один перспективный проект в Бангладеш. Проект, который соответствует всем российским и международным требованиям безопасности.
На этих станциях будут установлены системы автоматического контроля сейсмической безопасности, разработанные в НИИ им. Духова. Система сейсмического мониторинга и удаленной предупредительной защиты реакторных установок, разработанная институтом, включает в себя пункты регистрации, расположенные вокруг АЭС на расстоянии от 40 до 50 км. Они дают информацию в центр сбора и выдачи исполнительных команд. Оттуда, если это необходимо, идет команда на автоматическую аварийную остановку реактора. Причем происходит это со значительным опережением. Сейсмические волны еще не успевают дойти до самой станции.