Придет и согреет
Это самый северный город России – Певек. Местные жители называют его краем романтиков и ромашек. Во-первых, потому что, кроме этих цветов, здесь, на берегу Восточно-Сибирского моря, почти ничего не растет, а во-вторых, только романтики могут по-настоящему любить эти просторы. Плотность населения здесь – менее 0,1 человека на 1 квадратный километр. Автомобильных дорог, ведущих сюда, на Чукотку, просто нет. Добраться до Певека можно только самолетом или на корабле.
Несмотря на суровые северные условия, здесь постоянно живут порядка 5 тысяч человек. Навигация длится всего 100 дней в году, и прибытие любого грузового судна для Певека – целое событие. В скором времени жителям Певека предстоит встретить первую в мире плавучую атомную теплоэлектростанцию, или сокращенно – ПАТЭС. Почему именно в Певек? Причин сразу несколько. Во-первых, в скором будущем предполагается вывести из эксплуатации первый энергоблок Билибинской АЭС, с одновременным началом работы новой – малой формы атомной генерации, во-вторых – испытать ПАТЭС в самых суровых климатических условиях и, в-третьих, максимально сохранить экологию Арктики.
На берегу моря будет возведён мол-причал. Это основной рубеж Г-образной формы, который будет противостоять и порывам ветра до 50 метров в секунду, и волнам до 5 метров, и мощным ледовым нагрузкам. На причале будут установлены четыре швартовые тяги, которые обеспечат надежную фиксацию энергоблока в акватории Чаунской губы. На береговой линии поставят электротрансформатор для обеспечения Певека электроэнергией, теплопункт и жилой модуль для персонала плавучей АЭС.
«Обслуживать атомную станцию будет коллектив энергетиков в составе 300 человек, – рассказал Сергей Завьялов, директор филиала концерна «Росэнергоатом» дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС. – Из них порядка 40 человек будут работать на постоянной основе на береговых объектах и 260 человек по 130 в каждую вахту будут работать посменно, обеспечивая функционирование ядерной установки.»
Кстати, именно срок эксплуатации – одна из главных причин, почему свет и тепло городу не может дать, например, атомный ледокол. Ведь, казалось бы, и там ядерный реактор – и на ПАТЭС тоже. Но заменить одно другим – невозможно!
«Ледокол можно подвести к берегу, но он отработает даже на полностью свежем загруженном топливе не больше 3,5 лет. Второе – это ледовая обстановка, ветра и сейсмика, которые существуют на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Они не обеспечивают спокойной стоянки ледоколу», – поясняет Александр Ковалёв, начальник строительства плавучего энергоблока.
Не опасны ли для плавучей АЭС суровые условия Крайнего Севера?
Сейчас экипаж плавучей АЭС готовится к работе в реальных условиях. Алгоритмы действия во время всех возможных внештатных ситуаций до автоматизма отрабатывают на специальном тренажере, имитирующем центральный пульт управления. Впрочем, экипаж утверждает, что с такими системами безопасности вероятность каких-либо происшествий на плавучем блоке стремится к нулю. Даже с учетом особенностей будущего места дислокации плавучего энергоблока. Эксперты просчитали все сценарии.
«ПАТЭС выдержит 12 баллов землетрясения, 50 метров в секунду ветра и ледовую нагрузку до 2 метров, – поясняет Сергей Бровиков, заместитель начальника строительства. – Установлена новейшая система радиационного контроля с увеличенной чувствительностью датчиков. Системы аварийной проливки, пассивным каналам, активным каналам, увеличена в разы автоматика. Воплощены все новые системы российского производства».
Но, конечно, не только на это делают ставку российские производители, рассчитывая на крупные международные контракты… Есть еще одно ноу-хау, которое может сделать ПАТЭС бестселлером на мировом рынке малой атомной энергетики, – станция может обеспечить работу опреснительного модуля с объемом до 240 тысяч кубометров воды в час. Атомщики утверждают, что и это – лишь одна из многих сфер для применения установки. ПАТЭС может стать ключевым элементом в любой цепочке – будь то электро- или теплоснабжение.
Новые мобильные источники атомной генерации, по мнению экспертов, ключевой момент в развитии такого стратегически важного направления, как Северный морской путь! Одна ПАТЭС сможет снабжать электроэнергией город с населением до 100 тысяч человек, а обогреть целый миллионник. А значит, позволит создать базу для добывающей и перерабатывающей промышленности даже в самых труднодоступных регионах России.
В ближайшие 10–15 лет Росатом планирует построить до 15 таких плавучих станций. Причём возводить ПАТЭС Россия планирует не только для себя. Инновационной мобильной установкой уже заинтересовались два десятка государств в Азии, Африке, на Ближнем Востоке и даже в Латинской Америке. Отдельные переговоры идут сейчас с Китаем. Поднебесная хочет не только приобрести перспективную технологию, но и предлагает России открыть совместное производство.