Колодец, сито, контрабас, реактор… Найдите общее!

В Информационные центры по атомной энергии приходят самые разные посетители. Если это студенты-ядерщики или учителя физики, можно говорить с ними на языке точных наук, используя сложные термины. А если это школьники или гуманитарии, то объяснять приходится просто и с использованием метафор и примеров из других областей или углубляться в историю слов.

Например, все атомщики знают, что такое обечайка. Это название основного элемента корпуса реактора кажется знакомым и привычным. Стандартный термин атомной отрасли, ничего особенного. Но на самом деле обечайку можно найти в музыкальном магазине, на кухне и даже на корабле.

В музыке обечайка – это боковая часть корпуса музыкальных инструментов между верхней и нижней деками, чаще всего струнных, которые создают резонанс. Обечайку можно найти у скрипки, виолончели, гитары, контрабаса, банджо и даже у барабана (обечайку у барабана называют кадлом). Есть обечайка и у сита – это его боковые стенки, и у решета. Владимир Иванович Даль в словарной статье об обечайке приводит такую поговорку: «Сито с обечайкой да веник с шайкой» (имеется в виду приданое).

На кораблях обечайка – это название бортика на верхней кромке марса, той самой верхней площадки на мачте, с которой слышался долгожданный крик матроса: «Земля!»

А ещё обечайку можно найти, глядя себе под ноги, – так называется часть корпуса смотровых колодцев городских коммуникаций. Происхождение слова «обечайка» в словаре Макса Фасмера объясняется так: «из *обвитъчайка от *об- и *витъ», а глагол «вить» во всех родственных славянских языках обозначает что-то плетёное, свитое вместе. Как же получилось, что детали столь разных конструкций получили одинаковое название? Благодаря форме (чаще всего округлой) или месту расположения (это боковая поверхность). Получается, что в русском языке «прародителями» этого названия стали сито и решето. Реакторная обечайка обвивает и удерживает мощь ядерной цепной реакции. В музыкальных инструментах обечайка формирует звук, рождающий у слушателей самые разные эмоции, сплетающиеся в сложный комплекс чувств: от восторга и радости до нежности и печали. Музыка будит фантазию, а звучание струнных инструментов позволяет воображению перенестись куда угодно. Конечно, ситом в производстве хлеба и пирожных никто уже не пользуется, но кулинары-любители, радующие выпечкой родных, с особенным удовольствием просеивают муку, держась руками за обечайку сита, а тесто из такой муки получается нежным и воздушным.

А в ИЦАЭ сплетают смыслы, чтобы посетителям было интересно слушать наши научные истории.