Вселенная увлёченных детей
Проект NucKids отметил десятилетие невероятным шоу, запечатлённым на века!
Удивительный международный творческий проект Росатома Nuclear Kids в этом году отметил десятилетие своего существования. Очевидно, что юбилей – это непростая задача. Хотелось необычного праздника. Такого, чтобы зрители запомнили надолго. Хотя и так легко запомнить то, что ежегодно взрывает подмостки и зрительный зал с превосходящим предыдущее шоу успехом!
Ежегодно проект NucKids развивается, как говорится, не только вглубь, но и вширь, расширяя географические и художественные горизонты. Особенность проекта в том, что всего за три недели под руководством профессионалов создаётся новый уникальный музыкальный спектакль, с которым творческая группа гастролирует по российским городам и за рубежом. Спектакль создают дети, у которых нет специальной сценической подготовки. И в это мало кто может поверить – так гармонично и профессионально они выглядят на сцене. Но в этом году, как рассказала нам руководитель международного творческого проекта NucKids Анна Трапезникова, было огромное желание сделать праздник абсолютно незабываемым. Поэтому впервые организаторы шоу решили снять фильм: сам концерт и жизнь на проекте. И не прогадали, ибо теперь есть возможность всегда показывать в «атомных» городах не только театральную сценическую версию, но и «закулисье»: как делаются декорации, шьются костюмы, как репетируют дети и многое другое. Анна Трапезникова уверена: посмотрев этот фильм зрители поймут и осознают, что всего за три недели дети и их руководители действительно создают профессиональный продукт. А теперь есть ещё и правила поведения детей на проекте. То есть они, конечно, и раньше были, но теперь появились на бумаге. С ними знакомятся все: дети, вожатые, волонтёры. Вожатые, кстати, это бывшие участники – «первопроходцы » проекта. Этакая связь поколений на одной сцене. И это самое ценное, уверены организаторы: именно так передаются все ценности этого проекта от детей к детям. Именно поэтому NucKids – это не разовое мероприятие, а сообщество. Сообщество вовлечённых детей и подростков. Даже есть шутка, что проект NucKids – это государство в государстве, поскольку участники шоу с каждым годом становятся взрослее. Тем, кто первым пришёл в проект, сегодня уже больше 20! Некоторые из них уже окончили театральные вузы, а некоторые скоро станут дипломированными педагогами актёрского мастерства!
С чего всё началось?
С идеи, как это всегда и бывает. «Отец» проекта, бывший глава департамента коммуникаций Росатома и нынешний начальник Управления Президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков встретился с журналистами «Вестника Атомпрома» и рассказал об основных вехах проекта и главных открытиях этой вселенной увлечённых детей.
Сергей Геннадьевич, проекту 10 лет. Это больше 15 спектаклей, больше 500 участников и больше 100 хитов. С чего всё начиналось?
В закрытых городах рождаются не только талантливые физики и математики, там есть и гуманитарии, которым тоже нужно дать возможность развиваться и путешествовать, и учиться у лучших преподавателей, и пробовать свои силы. Им приходится определять жизненный вектор, по которому дальше в жизни двигаться: по пути родителей, работающих на предприятиях Росатома, или пойти в совершенно другую плоскость. Дальше, как у любой истории, круг должен замкнуться. Когда наши талантливые дети, которые хорошо поют, танцуют, играют на сцене, выбирают творческую стезю, то наша задача обернуть это в пользу госкорпорации.
Каким образом?
Понимаете, талантливые физики, математики и программисты рождаются не только в городах Росатома. Их завлечь в атомную отрасль вполне могут лидеры мнений, которыми являются певцы, артисты, властители дум миллионов. Они могут сказать: «Мы – выходцы из атомной отрасли, в атомной отрасли есть такой проект, которому мы благодарны». Собственно, это ведь сейчас и происходит. Фейсбук завален такими сообщениями: «Как здорово, что мама с папой привели меня в этот проект, моя жизнь с этих пор изменилась!» Это наши дети из закрытых городов, это те люди, которые вырастают и становятся лидерами общественного мнения. Они пропагандируют атомную отрасль, в которую придут следующие люди, живущие совершенно не в закрытых городах, но которые будут знать, что атомная отрасль – это что-то уникальное, предоставляющее людям возможность себя реализовать в самых разных измерениях. Даже в закрытых городах, которые до сих пор обнесены колючей проволокой.
Я помню 2009 год, когда реализовывался первый проект: было страшно, что первый сезон станет единственным и на следующий год ничего не повторится. И, как только дети стали разъезжаться после окончания проекта, у меня было желание приехать на вокзал, чтобы ещё раз их всех увидеть. Было щемящее ощущение, что мы больше не встретимся. Плакали все – и дети, и взрослые, педагоги, родители. Сегодня участники, которые не первый год приезжают на NucKids, переживают точно такие же эмоции. Они боятся, что больше друг друга не встретят, поэтому бегут за автобусом, за поездом. ВКонтакте есть видео, где мальчик бежит за поездом, а его друзья снимают из окна… А затем стало ясно, что сила притяжения детей так сильна, что надо между летними проектами делать ещё какую-то промежуточную сессию. И мы буквально «на коленке» сделали в первый же год зимнюю сказку, новогоднее представление для детей сотрудников Росатома. В итоге мы можем наиболее активных участников проекта из России собрать в Москве, чтобы они свои связи обновили и укрепили. Они живут и общаются с друзьями по NucKids, они живут проектом. И вот так уже 10 лет происходит.
На самом деле, если вдуматься, сейчас это такой абсолютно круглогодичный цикл работы для детей?
Да. Есть осенняя сессия, когда 25–30 человек приезжают в Москву на День работника атомной промышленности. Пусть всего на четыре дня, но всё равно это даёт им уверенность, что они ещё в этой жизни встретятся, и они теперь есть друг у друга надолго. Навсегда. До тех пор живёт их дружба. Дальше есть зимняя история с новогодним представлением, ну а потом у каждого из них есть ещё весенняя работа. В том плане, что, если они хотят в очередном сезоне принять участие, они должны пройти кастинг, который проходит в городах атомной отрасли как раз весной. Ответственные люди объезжают города и проводят смотры, записывают на видео все эти выступления, чтобы потом творческая группа на конкурсной основе выбрала участников следующего лета. Ну а потом опять летний проект. Поэтому проект, по сути, идёт круглогодично: есть летнее, осеннее, зимнее представления, а весной все должны готовиться к конкурсному отбору.
Мальчик бежит за поездом. Это действительно щемящая картина. Но как это можно объяснить? Сейчас все эти дети, которые 10 лет назад участвовали в проектах, друг другу лучшие друзья. Почему именно NucKids потом с ними на всю жизнь?
Тут нет, наверное, никакого рационального объяснения. Технологически это можно объяснить тем, что на проекте ребята находятся в очень жёстких репетиционных условиях, в жёстком графике. Мы им на футболках на спине сразу пишем график гастролей. И они приезжают и видят, что уже через 30 дней первая премьера, а ещё ничего нет: ни сценария они не читали, ни песни не учили, ни танцы не ставили, ни роли не распределены. Это им даёт ощущение, что каждую минуту на проекте они должны проводить с максимальной отдачей, потому что на них большая ответственность. Ведь люди в России и за рубежом уже ждут их с представлениями. Этот спрессованный график и совместная ответственность за продукт – заставляют даже не думать о том, кто с кем дружит. Дружат все со всеми, потому что у всех одна задача: максимально качественно сделать мюзикл. Но ещё раз: мюзикл для организаторов проекта – это не цель. Цель – дать возможность детям из закрытых городов раскрыть свои таланты, раздвинуть горизонты. Чтобы девочка или мальчик из закрытого города лучше потом социализировались в столице при поступлении в вуз. Сейчас так и есть. Допустим, у нас в Томске целая диаспора выходцев из NucKids. Это ребята из Северска, из Ангарска, Новосибирска, они там учатся в разных вузах. Кто в медицинском, кто в Томском политехническом, кто в институте культуры. Про Москву и Петербург я не говорю. Там тоже кто-то учится в технических вузах, кто-то в гуманитарных. Они знают, что они в одном городе друг для друга есть – это уже для них важно. Понимаете, это большая моральная опора, когда в новом незнакомом месте есть родной для тебя человек. Например, Москва – город достаточно жестокий к новичкам, но ребята в любой момент могут позвонить Антону, Даше, Вите, Диме, Насте, Наташе и ещё целому ряду своих друзей по NucKids. И не важно даже, кто в каком году был в проекте. Вы понимаете, что есть такое сообщество, на которое можно в сложный момент положиться, посоветоваться, встретиться, душу излить, попросить поддержки и быть уверенным, что тебе ребята чем смогут, тем помогут. Эта цель достигается. И самое главное, что за 10 лет мы увидели уже много историй успеха. Не только поступление выпускников проекта в самые невероятные вузы, но и то, что они уже закончили эти вузы, они уже работают в ведущих институциях. И таким вот образом у любого мальчишки или девчонки из атомного города перед глазами есть пример, что такой же, как они, подросток без блата, без «крыши», без «мохнатой лапы» поехал, поступил и реализовал свою мечту учиться в МИФИ или школе-студии МХАТ, ГИТИСе или ВГИКе, или Химическом университете им. Менделеева. То есть в любых престижных вузах нашей страны. Это ощущение открытого горизонта, открытых возможностей. Эти поведенческие модели являются маяками, указывающими путь сотням молодых людей, которые хотят поступить на проект в очередном году.
Получается, создавая проект, вы понимали, что целью будут не песни мюзикла, а создание сообщества?
Я не мог быть уверен, что так и будет, потому что в первый год, когда мы запустили первый проект, не было ощущения, что всё это будет продолжаться. Тем более целых 10 лет! Но я знал, что так может быть, потому что у меня есть собственный опыт, когда я участвовал в движении «Дитя мира». Это был российско-американский проект. И это были настолько яркие эмоции, что я до сих пор помню своих друзей. Помню их спустя 25 лет. Связь этой детской вселенной чудесным образом действительно работает.
Магия ещё и в том, что чем больше человека ты не видишь, тем ярче встреча. Поэтому не обязательно даже друг другу писать каждый месяц или каждый год поздравлять друг друга с днём рождения. Можно пропасть из поля зрения, но потом вдруг вернуться, и человек тебе будет очень рад.